Матрица № 3. Проблемное поле предприятия

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ

Постановка задачи

Провести анализ стратегической позиции предприятия, на котором вы работаете (или любого другого предприятия, хорошо вам известного), с привлечением SWOT-анализа. Определить перспективные стратегические направления развития предприятия.

Методические указания к решению задач

SWOT-анализ (strength – сила, weakness – слабость, opportunity – возможность, threat – угрозы) строится на определении сильных и слабых сторон организации, возможностей, определяемых как внутренней средой, так и внешним окружением, а также угроз, исходящих в основном из внешней среды.

Формируется матрица № 1 сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей. При этом исследователем может рассматриваться как реальное предприятие с его экономическим окружением, так и некое гипотетическое предприятие, действующее в заданных условиях (табл. 9.1.).

Таблица 9.1.

Матрица № 1. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Сильные стороны Слабые стороны
1. Большой объем производства. 2. Муниципальная поддержка (предприятие – крупнейший налогоплательщик региона). 3. Стабильное положение на рынке 1. Ограниченный выпуск новых видов продукции 2. Моральный и физический износ оборудования (недостаточная глубина переработки сырья)
Угрозы Возможности
1. Жесткая конкуренция на рынке. 2. Покупатели ожидают низких цен. 3. Возможные сбои в поставках сырой нефти 4. Ограничения, накладываемые государством на объем экспорта 1. Рост автотранспорта в регионе 2. Расширение областей использования углеводородов

Рассматривают все сочетания сильных и слабых сторон с его возможностями и угрозами, т.е. выясняется, насколько значима связка той или иной сильной (слабой) стороны предприятия с той или иной угрозой (возможностью). Для определения экспертной оценки «силы» рассматриваемого сочетания, соответствующего каждой ячейке матрицы, используется пятибалльная шкала оценок (связь более значима при большей оценке). Результатом этого этапа становится матрица № 2 (табл. 9.2). По данным этой матрицы расставляются приоритеты, на основе которых должны распределяться ресурсы между разными выявленными проблемами. Цифры в ячейках матрицы являются экспертными количественными оценками парных связок «сильная сторона (слабая сторона) – угроза (возможность)».

Таблица 9.2

Матрица № 2. Экспертные количественные оценки

  Сильные стороны Слабые стороны Итого
Большой объем производства Муниципальная поддержка Стабильное положение на рынке Высокое качество продукции Большой ассортимент Высококвалифицированный персонал Ограниченный выпуск новых видов продукции Износ оборудования Ограничен объем поступающего сырья Использование крупнотоннажного транспорта
Угрозы Жесткая конкуренция на рынке
Покупатели ожидают низких цен
Возможные сбои в поставках сырой нефти
Ограничения, накладываемые государством на объем экспорта
Возможности Рост количества автотранспорта в регионе
Расширение областей использования углеводородов
  Итого  
                           

Формируется проблемное поле предприятия (матрица № 3), в которой формулируются имеющиеся проблемы, связанные с тем или иным сочетанием сильных (слабых) сторон предприятия с угрозами (возможностями). Заполнение матрицы № 3 ведется на основе данных табл. 9.2. Форма матрицы № 3 и пример ее заполнения представлены в табл. 9.3. Числа, внесенные в ячейки матрицы № 3, - шифры основных проблем, возникших из комбинации сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами. Например, проблема, имеющая шифр «9», занимающая ячейки с координатами (i; j): 4,1; 4,2; 4,3; 4,4; 4,5; 4,7 и 4,9, формулируется как «Жесткая политика государства в отношении экспортируемой продукции».

Таблица 9.3

Матрица № 3. Проблемное поле предприятия

  Сильные стороны Слабые стороны
Большой объем производства Муниципальная поддержка Стабильное положение на рынке Высокое качество продукции Большой ассортимент Высококвалифицированный персонал Ограниченный выпуск новых видов продукции Износ оборудования Ограничен объем поступающего сырья Использование крупнотоннажного транспорта
j1 j2 j3 j4 j5 j6 j7 j8 j9 j10
Угрозы Жесткая конкуренция на рынке i1
Покупатели ожидают низких цен i2
Возможные сбои в поставках сырой нефти i3
Ограничения, накладываемые государством на объем экспорта i4
Возможности Рост количества автотранспорта в регионе i5
Расширение областей использования углеводородов i6

Формулировка проблем в проблемном поле носит интернациональный характер, на каждом последующем шаге уточнения формулировки каждая из них вбирает близкие по смыслу проблемы, сформулированные на предыдущем шаге. Перечень проблем – в табл. 9.4.

Таблица 9.4

Наши рекомендации