Государственное регулирование судоходства на внутренних водных путях
Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рынка остается объективной необходимостью. В основу транспортной политики государства положен принцип разделения функций государственного управления и хозяйственных функций в системе государственного регулирования. Практическое значение указанного принципа проявляется в том, что органы государственного управления не должны совмещать выполнение государственных функций (нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор) и функций хозяйствующих субъектов (выполнение работ и оказание услуг на платной основе в целях извлечения прибыли).
Государственное регулирование в сфере внутреннего водного транспорта осуществляется по следующим направлениям:
совершенствование правовых основ деятельности ВВТ;
создание условий для антитеррористической защиты на ВВТ;
выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и установление требований к транспортным средствам и системам;
совершенствование системы контроля и надзора в сфере ВВТ;
регулирование социально-трудовых отношений и развитие кадрового потенциала;
обеспечение надлежащего состояния внутренних водных путей;
устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров, в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики;
Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и находящимися в их ведении территориальными (бассейновыми) органами. Государственное регулирование судоходства на внутренних водных путях сочетает в себе как прямые способы воздействия государства на указанный вид деятельности (нормативно-правовое регулирование деятельности, лицензирование, тарифное регулирование, техническое регулирование), так и косвенные методы.
Лицензирование служит одним из основных инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности на внутреннем водном транспорте.
Лицензирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утверждаемыми Правительством Российской Федерации положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
Хозяйственная и иные виды деятельности относятся к лицензируемым (подлежащим лицензированию), если их осуществление может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может проводится иным способом (например, посредством обязательной сертификации работ и услуг). Перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается и может быть изменен только федеральным законом.
На внутреннем водном транспорте лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
перевозки внутренним водным транспортом грузов;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
Осуществляющим указанные виды деятельности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдается лицензия – специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. В области внутреннего водного транспорта функции лицензирующего органа возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). При этом лицензия дает право осуществлять указанный в ней вид деятельности на всей территории Российской Федерации.
Порядок выдачи лицензий определяется Положениями о лицензировании, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензирование носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, намеренных заниматься лицензируемым видом деятельности. Лицо, подающее заявление о выдаче лицензии именуется соискателем лицензии. Соискатель лицензии, помимо заявления, предоставляет лицензирующему органу документы, подтверждающие его правоспособность (копии учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя), статус налогоплательщика, а также оплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Для получения лицензии соискатель лицензии также должен подтвердить возможность выполнения лицензионных требований и условий, предусмотренных федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности путем предоставления документов, перечень которых определяется положением о лицензировании определенного вида деятельности.
В отношении отдельных видов деятельности, может применяться упрощенный порядок лицензирования. В указанном порядке на внутреннем водном транспорте могут лицензироваться перевозки грузов и погрузочно-разгрузочная деятельность, применительно к опасным грузам. Упрощение процедуры получения лицензии проявляется в том, что соискатель лицензии не предоставляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные положением о лицензировании и подтверждающие возможность выполнения лицензионных требований и условий. Взамен указанных документов соискатель лицензии должен представить договор страхования своей гражданской ответственности за убытки, связанные с осуществляемым им видом деятельности, либо сертификат соответствия выбранного им вида деятельности международным стандартам.
Порядок лицензирования (общий или упрощенный) выбирается соискателем лицензии самостоятельно.
Выданная в установленном порядке лицензия действует в течение определенного срока, который не может превышать 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Лицензиатом называется юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию на осуществление определенного вида деятельности.
В целях проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующим органом проводится лицензионный контроль. Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий выполняется путем проведения контрольных проверок.
В случае выявления нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, он привлекается к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, судом может быть принято решение об административном приостановлении лицензируемого вида деятельности, на основании которого лицензирующий орган вправе приостановить действие ранее выданной лицензиату лицензии. В случае неустранения лицензиатом в определенный срок нарушений, которые повлекли приостановление действия лицензии, лицензирующий орган может обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Аннулирование лицензии означает невозможность для лица, в отношении которого судом принято такое решение, осуществлять соответствующий вид деятельности.
Важными методами государственного регулирования судоходства являются тарифное и техническое регулирование.
Тарифное регулирование на внутреннем водном транспорте осуществляется посредством установления Правительством Российской Федерации порядка установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правил применения таких тарифов.
Техническое регулирование выполняется посредством принятия технических регламентов, устанавливающих обязательные требования безопасности объектов внутреннего водного транспорта, а также связанной с ними инфраструктуры и осуществления контроля за их соблюдением.
К числу косвенных относятся методы государственного регулирования, связанные с созданием благоприятных условий для развития внутреннего водного транспорта в целом.
В частности, государство берет на себя обязательства по обеспечению надлежащего состояния внутренних водных путей и пригодности их для судоходства. Выполнение указанного обязательства обеспечивается государством посредством финансирования из бюджета и выполнения специально уполномоченными государственными организациями работ по содержанию внутренних водных путей. Содержание внутренних водных путей включает в себя проведение дноуглубительных и иных путевых работ, а также обеспечение судоходной обстановки на внутренних водных путях (знаков, огней.). Кроме этого, государство обеспечивает работу судоходных гидротехнических сооружений, от работы которых напрямую зависит уровень качества услуг, оказываемых внутренним водным транспортом (своевременность доставки грузов и перевозки пассажиров, возможность использования для перевозки судов повышенной грузоподъемности).
Помимо финансирования содержания внутренних водных путей, государство, осуществляет бюджетное финансирование важнейших транспортных проектов. К числу таких проектов, в частности, относятся обновление и модернизация речного флота, модернизация старых и строительство новых судоходных гидротехнических сооружений.
Кроме того, государство осуществляет целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, а также пользователей транспортных услуг. При субсидировании отдельных видов деятельности государство переходит от покрытия убытков перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки (перевозка льготных категорий потребителей транспортных услуг) к закупке транспортных услуг или к адресной компенсации расходов потребителей этих услуг. В целях обеспечения обновления и пополнения флота, плавающего под флагом Российской Федерации, государство может создавать условия для льготного кредитования строительства и ремонта судов на российских судостроительных заводах.
Важным направлением государственного регулирования на внутреннем водном транспорте является управление государственным имуществом, используемым для обеспечения транспортной деятельности. Наиболее экономически значимым является портовое имущество, а именно, причальные стенки, находящиеся в настоящее время в федеральной собственности и предоставляемые организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочную деятельность, во временное владение и пользование (в том числе аренду). Эффективное управление таким имуществом, с одной стороны, предоставляет дополнительный источник доходов в бюджет государства, а, с другой стороны, создает финансовую основу для модернизации портовых гидротехнических сооружений, в соответствии с требованиями безопасности.
Учитывая исторические особенности развития транспорта в Российской Федерации, а именно, существовавшую на протяжении многих лет монополию государства в транспортной сфере, актуальным остается и такое направление государственного регулирования, как контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Основными функциями государства, в указанной сфере, являются совершенствование антимонопольного регулирования, сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен. создание условий, обеспечивающих свободный доступ хозяйствующих субъектов и потребителей к транспортной инфраструктуре, устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции хозяйствующих субъектов.
Немаловажное влияние на эффективность судоходства на внутренних водных путях оказывает осуществляемое государством налоговое регулирование. Увеличивая или снижая налоговую нагрузку на организации внутреннего водного транспорта, государство либо стимулирует их развитие, либо сдерживает их рост, в зависимости от экономической ситуации в отрасли.
В настоящее время государство уходит от прямого вмешательства в хозяйственную деятельность на транспорте. При этом, основными методами государственного регулирования транспортной деятельности становятся косвенные методы, основанные на приоритете рыночных принципов регулирования хозяйственных отношений и предполагающих возможность их саморегулирования. В связи с чем, важное место в системе регулирования транспортной деятельности отводится саморегулируемым организациям. Саморегулируемые организации в транспортной сфере - это некоммерческие организации, представляющие собой добровольное объединение субъектов транспортной деятельности для решения общих экономических, юридических и иных задач. По мере развития рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций, а также при условии внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации возможно делегирование отдельных функций, выполняемых государственными органами, указанным организациям. К числу таких функций, в частности, относится добровольная сертификация работ и услуг в транспортной сфере.