Аварийность на внутренних водных путях: классификация аварийных случаев. Факторы, влияющие на условия судоходства. Оценка состояния безопасности плавания.

Причиной аварийности в подавляющем большинстве случаев являются неправильные действия или бездействие сотрудников отрасли.

Аварийный случай - тр-ое происшествие, связанное с движением и маневрированием судов, повлекшее за собой человеческие жертвы или нанесение мат-го ущерба судам, плавсредствам, гидротехническим сооружениям, а также происшествия, не повлекшие выше перечисленного, но являющиеся следствием нарушений правил плавания или др. нормативной документации.

К авариям отн-ся аварийные случаи, повлекшие общие тех-е или коммерческие убытки на сумму 20 млн. руб., повлекшие за собой чел-е жертвы, а также посадка судна на мель и простой на мели с перекрытием (с. х.) на срок свыше 48 часов( отсчитывая с момента прибытия к месту аварии др. судна).

К аварийным происшествиям отн-ся аварийные случаи, повлекшие за собой убытки на сумму от 5-10 млн. руб., тяжелое травмирование в рез-те кот. пострадавший получил постоянную потерю трудоспособности, постановка судна на мель с перекрытием с. х от 24 до 48 часов.

К бракам в работе отн-ся аварийные случаи, повлекшие за собой убытки на сумму от 1 до 5 млн. руб., травмирование в рез-те кот. пострадавший получил временную потерю трудоспособности, постановка судна на мель с перекрытием с. х от 12 до 24 часов.

К мелким происшествиям отн-ся : остальные аварийные случаи, в том числе случаи ,повлекшие гибель или повр-я маломерных судов. Если в рез-те аварийного случая, допущенного тр-ым судном произошла гибель или травмирование людей, нах-ся на маломерном флоте, то такое происшествие класс-ся как происшествие с несчастным случаем с людьми на маломерном флоте.

По видам аварийные случаи класс-ся: столкновение, удар о надводный объект; удар о подводный объект; посадка на грунт; затопление; повреждение; навал.

Для оценки состояния безопасности плавания в судоходных компаниях производится расчет абсолютных и относительных показателей по видам деятельности, по составу флота, по подразделениям и т.д., а затем производится сравнительный анализ.

4. Психология безопасности плавания, профессиональные требования к судоводителю. Классификация ошибок судоводителя и экипажа. Рабочее место судоводителя и основные требования по его организации.

Человеческий фактор- совокупность психологических, физиологических, биомеханических, антропометрических и других св-в человека ,которые следует учитывать в процессе работы человека-оператора.

Человеческий фактор оказывает одно из решающих воздействий на безопасность планирования. Человек-оператор периодически ошибается и при управляемом воздействии на него требуется учитывать данный фактор, быть готовым к устранению последствий ошибки и заниматься профилактикой их. Примерно более70 % аварийных случаев происходит из-за действия или бездействия судоводителей, а 90%- экипажа эффект от профилактики аварийных случаев связан с человеческим факторам и заключается в сокращении этого процента.

Человеческий фактор в значительной мере влияет на производительность.

Основным негативным последствием влияния на человеческий фактор – ошибки. Единственным способом их устранения является: исключение факторов на них влияющих однако на практике не исключением ошибки фактора, а сокращением его воздействия.

Ошибка- совокупность многих факторов.

Ошибка и влияние на нее имеет случайный характер, оценить который возможно исследуя отдельные факторы.

Классификация ошибок:

1-случайные(из-за нестабильности действия факторов);

2-систематические(результат постоянного воздействия группы факторов).

На транспорте выделяют следующие категории ошибок:

* ошибки подмены- когда вместо требуемого управляющим действия выполняется другое или совсем не выполняется(как правило связано с недостаточным восприятием приборной информации)

*ошибки памяти- забывание требуемого действия в нужный момент

*ошибки в осуществлении управлении действий (слишком быстрые или слишком медленные действия)

* ошибки реверса(перепутывание последовательности действий, либо органов управления)

*ошибки недост.

Учитывая долю аварийных случаев, приходящихся на судоводителей, основным объектом воздействия на человеческий фактор с целью превышения безопасности плавания является судоводитель и его рабочее место.


Наши рекомендации