Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях.

Правила расстановки знаков определились в результате многолетнего опыта отечественного судоходства. Их выполнение необходимо для бесперебойного и беспрепятственного движения судов.

На характерных участках путей (реки, водохранилища, озера, судоходные каналы) эти правила отличаются между собой, но существуют и общие положения и требования, относящиеся всем водным путям.

К числу общих относится требование такой расстановки знаков, чтобы судовой ход был обозначен или на всем протяжении водного пути и чтобы судоводитель имел возможность непрерывно ориентироваться по впереди расположенным знакам: днем – со знака на знак, ночь. – с огня на огонь. На водных путях 1 группы это требование должно выполняться без исключений. На водных путях остальных групп допускаются некоторые исключения. Так, непрерывность ориентирования по впереди расположенным знакам не обязательно в местах, где судовой ход располагается у ходового (приглубого) берега, т.е. когда судоводитель может уверенно вести судно, ориентируясь на этот берег. Указанное исключение допускается в случаях, если ширина судового хода превышает гарантированную не менее чем в 2 раза на путях II группы и в 1,5 раза на путях III, IV и V групп.

Принято, что берег является ходовым, если примыкающая к нему несудоходная полоса не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м – при ширине хода до 150 м и 30 м при ширине хода свыше 150 м. на водохранилищах берег считается ходовым при несудоходной полосе до 70 м.

Необязательна расстановка знаков и на участках путей (кроме I группы), где ходовыми являются оба берега и суда могут двигаться по всей ширине русла.

Общим является положение о том, что основой навигационного оборудования должны быть береговые знаки, как более надежные. Плавучие знаки должны, как правило, использоваться для уточнения и обозначения кромок судовых ходов. Вместе с тем, в ряде случаев судовой ход может быть огражден только плавучими знаками, например когда его положение относительно берегов не позволяет применить береговые знаки или когда ограждение береговыми знаками получается слишком сложным, затрудняющим ориентировку судоводителей. Ограждение судового хода одними плавучими знаками допускается также в районе крупных городов, где нет возможности устанавливать береговые знаки, и на путях, где в отдельные периоды навигации положение судового хода резко меняется из-за интенсивных переформирований русла.

Кроме перечисленных случаев, разрешается ограждать одними плавучими знаками дополнительные и спрямляющие трассы водохранилищ и озер.

Плавучие знаки могут быть расставлены по латеральной, осевой и кардинальной системам.

При латеральной расстановке плавучие знаки ограждают правую и левую кромки судового хода.

При осевой расстановке плавучие знаки устанавливаются по оси хода и делят его на две судоходные полосы. Правой (по течению) полосой пользуются суда, идущие вниз, левой – идущие вверх.

При кардинальной расстановке плавучие знаки ограждают навигационные опасности относительно стран света.

Расстановка навигационных знаков проводится по утвержденным схемам, подробно указывающим, где и какой знак должен быть установлен. На реках схему расстановки знаков подготавливает прораб путевых работ и согласовывает ее с представителями пароходства и судоходной инспекции. Схема утверждается главным инженером технического участка пути (района гидросооружений). При необходимости она ежегодно корректируется в межнавигационный период и вновь согласовывается и утверждается.

На вновь создаваемых водохранилищах и судоходных каналах расстановка знаков проводится в соответствии с проектами их транспортного освоения. В дальнейшем эти схемы могут корректироваться. Согласование и утверждение осуществляется в том же порядке, что и на реках.

На участках, где плавучие знаки расставляются по кардинальной системе (крупные озера, устьевые участки крупных рек), схему утверждает главный инженер бассейнового управления пути (управления канала) или заместитель начальника этого управления.

Желательно разрабатывать такие схемы расстановки знаков, которые были бы стабильными из года в год.

По участкам рек, где судовой ход в период половодья не совпадает с меженным судовым ходом, составляют две схемы расстановки знаков – одну на период половодья, другую на период межени.

Переход от паводковой схемы к меженной осуществляется по мере спада уровня воды и закачивается при снижении уровня до определенного значения, устанавливаемого бассейновым управлением пути (управление канала) по согласованию с пароходством.

На некоторых участках водных путей перевозки не прекращаются и во время осенних ледовых явлений, а также после ледостава (участки с продленной навигацией). В этих случаях составляют схемы расстановки на ледовый период. Такие схемы могут включать в себя установку дополнительных береговых знаков. Из числа плавучих сохраняют только ледовые буи.

Переход от меженной схемы к схеме ледового периода проводят поэтапно. За 5 – 7 дней до ожидаемого по прогнозу появления шуги вводят в действие предусмотренные дополнительные береговые знаки. после этого проводят разреживание (частичную уборку) плавучих знаков на 30 – 40%. Массовое снятие плавучих знаков осуществляют с появлением шуги. Уборку последних плавучих знаков, оставленных в наиболее затруднительных для судоходства местах, завершают с появлением сплошной шуги.

Раздел 7.

«Охрана окружающей среды при проведении дноуглубительных работ»

Наши рекомендации