Перспективные схемы улучшения условий судоходства на водных путях.

Судоходные условия на внутренних водных путях улучшают в соответствии с принципиальной схемой, составляемой для участков рек. При проектировании прорезей изучают режим улучшаемого участка, знакомятся с результатами ранее проводившихся дноуглубительных работ и определяют уровни воды, при которых в пределах судового хода происходит отложение наносов и размыв дна перекатов. Для изучения указанных явлений используют материалы русловых съемок, графики зависимости глубин от уровня воды, графики ежедневных уровней воды, гидрометрические данные и т. п. Кроме того, при проектировании следует предусматривать, чтобы судовой ход был удобным для движения судов и плотов, а разрабатываемые прорези имели ширину и глубину, не менее установленных для данного плеса и по возможности совпадали с динамической осью потока. Прорезь должна так сопрягаться с плесовыми участками, чтобы радиусы закруглений судового хода были не менее установленных. В пределах прорезей и на подходах к ним не должно быть суводей и свальных течений, создающих затруднения для судоходства.

При проектировании прорезей сроки их разработки увязывают с характером колебания уровней воды, отметками бровок меженного русла и т. п. Прорезь рекомендуется разрабатывать при таких уровнях, чтобы земснаряд как можно меньше мешал судоходству. Поэтому пои проектировании прорези и выборе места укладки извлеченного грунта в обязательном порядке учитывают конструктивные особенности земснарядов (длину плавучего грунтопровода или лонгкулуара, осадку груженых шаланд и пр.).

Для прохода судов удобнее всего прямолинейные прорези, сов-падающие с направлением течения. Разработка криволинейных прорезей допускается при их расположении вдоль вогнутого берега, а также в случае возможности направления течения по прорези возводимыми выправительными сооружениями.

Для привлечения в прорезь возможно большей подачи воды и улучшения условий захода верховых судов и плотов верхней по течению части прорези придают форму раструба. Нижнюю часть прорези разрабатывают на несколько большую глубину, чтобы облегчить заход судов в прорезь из глубоководной плесовой лощины. При таком переуглублении суда не уклоняются от курса под влиянием резкой разницы в глубинах и соответственно различного сопротивления движению. По продольному профилю дно прорези следует плавно сопрягать с плесовыми лощинами, особенно с верхней.

В верхней части переката нельзя допускать уступа, так как он способствует отложению наносов на расположенном ниже участке прорези. На перекатах, разрабатываемых траншейными землесосными снарядами, обычно в верхней части прорези заглубление всасывающего грунтоприемника (ниже проектного дна) увеличивают на 30—50%. Если это сопряжено с большими затратами времени работы снаряда, то при выходе его на проектную глубину на участке длиной 10—15 м постепенно уменьшают заглубление грунтоприемника с таким расчетом, чтобы на дне не получилось уступа.

Прорезь желательно располагать так, чтобы земснаряду не пришлось на значительном протяжении подрезать узкие полосы вдоль кромок. Небольшой сдвиг прорези в сторону, не отражаясь на ее устойчивости и судоходных качествах, ускоряет выход земснаряда на требуемую глубину. По этим же соображениям при расширении судового хода подрезают обычно одну из кромок. Высыпки и другие неправильные очертания русла, способствующие заносимости прорези, следует удалять. Прорези не следует проектировать в непосредственной близости от каменистых берегов и осередков. Когда прорезь расположить по-другому нельзя, предусматривают удаление подводных и надводных выступов скалы.

На каменистых участках русла прорезь располагают так, чтобы в ее пределах не образовывались тиховоды, способствующие отложению наносов, так как удаление наносов с каменистых участков сопряжено с большими трудностями. Извлеченный грунт укладывать следует так, чтобы он не попал обратно в прорезь или на судовой ход участка, расположенного ниже по течению. Укладка грунта не должна вызывать каких-либо затруднений для судоходства или ухудшать состояние подходов к причалам.

Извлекаемый грунт используют для выправления или выравнивания неправильных очертаний русла. При пологих прорезях, разрабатываемых землесосным снарядом, грунт укладывают за нижнюю по течению кромку, возможно дальше от прорези, с таким расчетом, чтобы отвал грунта примыкал к нижнему побочню и между ним и прорезью не оставалось бы протоки. Образование протоки нежелательно, потому что в дальнейшем это может вызвать искривление существующего или развитие нового, неудобного для судоходства хода. Во всех случаях желательно укладывать грунт в виде сплошного вала или сплошного массива. Грунт, отвозимый шаландами, иногда посредством грейферных снарядов укладывают в выправительные сооружения или на берег. Грунт из трюмов самоотвозных снарядов также может укладываться на берег.

На участках рек, находящихся в свободном состоянии, эксплуатационные прорези рекомендуется проектировать по планам перекатов, снятым не более чем за 15 сут до постановки земснаряда. Использование более старых планов разрешается только после выполнения контрольных промеров, подтверждающих годность планов. На перекатах с неустойчивым руслом давность плана желательна не более 5 сут. С целью поддержания максимально возможных транзитных глубин иногда прорези разрабатывают в два приема: сначала углубляют участки с наименьшими глубинами (поднимают вывеску), а затем остальную часть прорези.

Сохранность прорезей зависит от режима уровней после их разработки. Если ожидаются низкие уровни воды, то на участках с несколькими вариантами трассы судового хода отдают предпочтение более крутым прорезям, т. е. прорезям по более короткому направлению с большим падением уровня. При высокой межени разрабатывают пологие прорези.

Производственно-оперативный план на предстоящую навигацию.

На каждую предстоящую навигацию по техническим участкам пути составляют проекты путевых работ — производственно-оперативные планы, в состав которых входят: задание по габаритным размерам судовых ходов; расчетные графики колебания уровней воды по опорным водомерным постам; перечень перекатов, которые должны быть разработаны к моменту наступления межени, и объемы землечерпательных работ на них; проекты коренного улучшения судоходных условий затрудни-тельных участков; план проведения эксплуатационных землечерпательных работ с графиком последовательности выполнения землечерпательных работ по подготовке перекатов к межени; план внетранзитных землечерпательных работ; график расстановки по техническим участкам, плесам технических средств — снарядов с обслуживающим флотом, средств механизации выправительных работ — и русловых изыскательских партий.

Производственно-оперативный план — основной исходный документ для прорабов путевых работ при составлении декадных планов землечерпательных работ, на основе которых они ведут всю практическую работу. В декадных планах учитывается фактический ход колебаний уровней воды и состояние затруднительных для судоходства перекатов.

Капитальные разработки перекатов по возможности проводят в период весеннего половодья с тем, чтобы разработанные прорези можно было использовать в меженний период навигации. Кроме того, при высоких уровнях весеннего половодья часто на перекатах рамы снарядов не достают до грунта и вопрос рационального использования землечерпательного флота решается с большими трудностями. Работы на подходах к портам желательно сочетать с выполнением транзитных работ, чтобы транспортный флот мог беспрепятственно в течение всей навигации заходить в них.

Последовательность разработки отдельных перекатов устанавливается такой, чтобы все время транзитные глубины поддерживались как можно большими, выше гарантированных. В первую очередь углубляют перекаты, имеющие наименьшие глубины или очень большие объемы работ. Дата начала разработки отдельных перекатов зависит от объема восстановительных работ, который: устанавливают по отчетным данным последних навигаций. Если в течении этих навигаций объемы работ были более или менее постоянными, то за расчетный принимают средний объем. Если же объем восстановительных работ из года в год увеличивался или снижался, за расчетный принимают объем предыдущего год. Рекомендуется проверить состояние перекатов и в навигацию, спад уровней весеннего половодья который принят за расчетный.

Планирование основной деятельности путевого хозяйства должно быть направлено на дальнейшее развитие и систематическое улучшение судоходных условий внутренних водных путей и на создание необходимых условий для безопасной и эффективной работы речного транспорта.

Планирование производственных показателей основной деятельности путевого хозяйства заключается в подготовке технического задания по обслуживанию и улучшению эксплуатируемых и вновь осваиваемых внутренних водных путей, I также в определении состава и объема путевых работ, обеспечивающих выполнение этого задания. Показатели плана устанавливают расчетным путем по техническим нормам с учетом достижений передовых коллективов по перевыполнению этих норм за период, предшествующий планируемому.

Техническим заданием плана устанавливаются протяженность сети внутренних водных путей и программа поддержания гарантированных габаритных размеров судового хода. Объемы путевых работ, необходимые для обеспечения технического задания, подсчитывают исходя из проектных схем улучшения судоходных условий участков водных путей.

Производственно-оперативный план включает следующие показатели: число земснарядов, их часовую техническую производительность, среднюю продолжительность пребывания земснарядов на работе в сутках и в кубометро-часах, коэффициент выполнения норм времени, нормо-кубометро-часы, объем работ в ценах 2013 г., приведенных к современному масштабу цен.

Потребность в земснарядах и среднюю продолжительность пребывания их на работе определяют исходя из планируемого объема работ, длительности навигации, грунтовых и гидрологических условий, а также измерителей использования земснарядов, устанавливаемых в соответствии с Технической инструкцией по производству землечерпательных работ.

Кубометро-часы пребывания земснарядов на работе определяют умножением технической производительности (суммарной) земснарядов на среднюю длительность пребывания их на работе в часах. Нормо-кубометро-часы определяют умножением кубометро- часов пребывания земснарядов на работе на коэффициент выполнения норм времени.

Коэффициент выполнения норм времени характеризует отношение валового времени, заданного в наряд-заданиях, к фактически затраченному. Его значение в данном случае устанавливается на основе анализа отчетных данных с учетом возможного снижения норм времени на производство работ и буксировку. Внедрения новой техники и передовых методов труда при выполнении производственных и периодических операции, а также сокращения простоев по случайным причинам (аварийный ремонт, ожидание буксировщика, неподготовленность рабочего места, метеорологические причины и т. п.). Нормо-кубометро-часы определяют производственные возможности землечерпательного флота бассейнового управления пути и технического участка пути.

Сущность оперативного планирования землечерпательных работ в течении навигации.

С наступлением навигационного периода на плесе ведется оперативное планирование дноуглубительных работ. Производитель путевых работ должен заранее предвидеть возможные изменения уровня воды и глубин на перекатах и следить за ходом выполнения работ.

Оперативное планирование дноуглубительных работ производится на основе характеристик перекатов, а также фактических уровней воды и глубин на перекатах плеса.

При интенсивном понижении уровней воды и наличии большого количества лимитирующих перекатов применяют метод «выравнивания глубин» плеса, при котором землечерпательные работы на перекатах выполняются в минимальном объеме.

Проектирование судоходных прорезей производится с таким расчетом, чтобы была достигнута максимальная эффективность дноуглубительных работ, в результате чего улучшены судоходные условия и снижены затраты на содержание пути.

Наиболее удобны для судоходства прямолинейные прорези, расположенные по направлению течения. Криволинейные прорези (с изломом) разрабатывают в тех случаях, когда они проходят вдоль вогнутого (ведущего) берега или когда трасса судового хода создается с помощью выправителыных сооружений.

Для привлечения большего расхода воды в прорезь и улучшения условий захода судов и плотов верхней ее части придают форму раструба. Нижнюю часть обычно делают с переуглублением, чтобы облегчить заход в прорезь из глубокой плесовой лощины на перекат со значительно меньшими глубинами и исключить рыскливость судов. Для улучшения условий захода судов снизу входную часть прорези расширяют.

Большое значение яри проектировании прорези имеет правильный выбор места отвала грунта. Извлекаемый грунт укладывают так, чтобы он не попал обратно в прорезь или на судовой ход, не создавал затруднений для судоходства и не ухудшал подходы к пристаням и причалам. Извлекаемый грунт используют для постройки выправительных сооружений или выравнивания неправильных очертаний русла.


Наши рекомендации