Особенности отдельных видов транспорта
Основную часть транспортной работы в Российской Федерации выполняет железнодорожный, внутренний водный, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Транспорт в нашей стране развивается в последние 15 лет спорадически, и лишь в 2003 г. была принята программа по реконструкции внутренних водных путей. В определенных условиях каждый вид транспорта играет решающую роль. Обеспечивая доставку грузов от места производства до места потребления, разные виды транспорта, как правило, взаимодействуют между собой.
Железнодорожный транспорт выполняет основной объем перевозочной работы на сети путей сообщения Российской Федерации. На его долю приходится 1/2 грузооборота всех видов транспорта в нашей стране. Железнодорожный транспорт обеспечивает непрерывность работы в течение всего года при любых погодных условиях, скорость и надежность доставки грузов на дальние расстояния.
Сеть железнодорожных путей общего пользования ежегодно увеличивается, однако на многих направлениях железные дороги работают с большим напряжением, что приводит к необходимости доставки грузов не по кратчайшему расстоянию и удорожанию перевозок. Особенностью железнодорожного транспорта является также и то, что большое количество грузов приходится доставлять автомобильным или промышленным транспортом к станциям железных дорог до начала железнодорожной перевозки и отвозить на предприятия после ее окончания.
Внутренний водный транспорт имеет существенные преимущества по сравнению с другими видами транспорта: более низкую себестоимость перевозок сухих грузов и нефтегрузов и особенно буксировки леса в плотах, огромные резервы пропускной способности водных путей. Длина всех судоходных рек Российской Федерации в 2010 г. составляла 101,5 тыс. км.
В европейской части РФ завершено создание единой глубоководной системы внутренних водных путей. В послевоенный период вошли в строй Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина и Волго-Балтийский водный путь, а также каскад гидросооружений на Волге и Каме, которые значительно расширили возможности внутреннего водного транспорта в перевозках угля, леса, нефти, руды, хлеба, строительных и других важнейших грузов. Организовано регулярное сквозное судоходство между внутренними районами нашей страны и портами Белого, Балтийского, Северного, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей.
В Сибири и на северо-востоке нашей страны, где высокими темпами идет освоение природных богатств, внутренний водный транспорт играет решающую роль; во многих труднодоступных районах он является единственным способом доставки грузов.
К недостаткам внутреннего водного транспорта надо отнести большую сезонную неравномерность работы, вызываемую замерзанием рек, озер и водохранилищ на срок 3…6 мес. и некоторое удлинение сроков доставки грузов.
Роль морского транспорта в нашей стране особенно возросла в послевоенные годы как решающего вида транспорта во внешнеторговых перевозках грузов, благодаря чему значительно расширились экономические связи СССР, а после и России со всеми районами мира. Морской торговый флот в настоящее время это суда большой грузоподъемности и вместимости, обладающие высокой скоростью хода и оснащенные первоклассной техникой и оборудованием.
Трассы морских путей большей частью незамерзаемые, затраты на их содержание сравнительно невелики, а пропускные способности практически не ограничены. Выполняя значительную часть грузооборота в нашей стране, морской транспорт мало перевозит грузов непосредственно между отправителем и получателем, так как их предприятия расположены, как правило, внутри страны, куда не всегда возможен доступ крупным морским судам. Грузовладельцы вынуждены использовать другие виды транспорта для завоза грузов в морские порты и их вывоза, что приводит к некоторому удорожанию перевозок и увеличению сроков доставки.
Ежегодно растет значение автомобильного транспорта, без четкой работы которого невозможно представить нормальную организацию промышленности и сельского хозяйства, торговли и строительства, работу других видов транспорта.
Особенно велики преимущества автотранспорта при доставке грузов на короткие расстояния. Высокая его проходимость и подвижность позволяют принимать грузы к перевозке непосредственно в местах производства и без промежуточной перегрузки доставлять в пункты назначения.
Автомобильный транспорт наиболее приспособлен для перевозки мелких партий грузов и товаров в глубинных сельскохозяйственных, лесных и горных районах нашей страны. Ввиду увеличения затрат труда и технических средств на каждую тонну перевозимого груза доставка автотранспортом сравнительно дороже для грузовладельцев, чем водным или железнодорожным транспортом.
В последние годы развиваются автомобильные перевозки на средние и дальние расстояния как между промышленными центрами внутри страны, так и между Россией и зарубежными странами.
Воздушный транспорт доставляет относительно малый объем грузов, однако он играет важную роль в обслуживании труднодоступных и отдаленных районов страны, а также при перевозках наиболее ценных и срочных грузов (свежие фрукты, пушнина, редкие металлы и др.). Особенно высока роль воздушного транспорта в перевозках пассажиров.
По трубопроводам эффективно транспортирование газообразных и жидких грузов, главным образом нефти и нефтепродуктов. Высокая надежность работы независимо от погодных условий, низкая себестоимость перекачивании, сокращение потерь груза, простота и дешевизна обслуживания трубопроводов, спрямление трасс и меньшие капитальные затраты на 1 км их длины по сравнению с железнодорожными путями - основные преимущества трубопроводного транспорта.
В нашей стране трубопроводы развивались высокими темпами, вступили в строй действующие магистральные газопроводы из Сибири в Европу через Белоруссию, Украину.
Для транспортирования сырой нефти, нефтепродуктов и газа из пунктов добычи и переработки в короткие сроки были сооружены трубопроводы Усть-Балык - Омск, Самотлор - Уфа - Альметьевск, Александровское - Анжеро-Судженск, Уренгой - Помары - Ужгород и др. В ближайшие годы намечено дальнейшее строительство крупнейших газо- и нефтепроводов.
К характерным недостаткам трубопроводного транспорта можно отнести: возможность использования его только для определенных видов продуктов; необходимость наличия мощного и постоянного грузопотока для полной загрузки трубопроводов; ограниченные возможности перекачивании вязких и застывающих нефтепродуктов; сложность зачистки трубопроводов от скопления осадков, оседающих на слепках труб и сужающих их сечение.
Все виды транспорта, выполняя каждый в отдельности важную работу по обслуживанию народного хозяйства, значительное количество сырья и готовой продукции доставляют совместно в прямых смешанных сообщениях без участия грузовладельцев в пунктах передачи грузов от одного вида транспорта другому.