Виды международных транспортных операций. Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности.

Международные перевозки – перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами с обязательным условием пересечения границы как минимум двух стран.

Транспортные операции делятся на три группы, связанные последовательностью их выполнения во времени.

Первая группа включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. Это: планирование внешнеторговых перевозок, анализ транспортных рынков, тарифов и условий перевозки, планирование транспортных расходов.

Вторая группа операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки. Это: определение базисных условий контракта, разработка транспортных условий договора, подготовка товара к транспортировке, заключение договора перевозки, организация контроля за движением груза, оформление необходимой транспортной и таможенной документации.

Третья группа транспортных операций осуществляется после завершения процесса перевозки. Это разрешение возможных споров между отправителем, получателем груза и транспортной организацией.

Основой для выбора вида транспорта служит информация о характерных особенностях различных вдов транспорта.

В современном мире функционируетшесть видов транспорта:морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки как грузов, так и пассажиров.

Каждый вид транспорта специфичен в качестве средства перевозки грузов и имеет свои достоинства и недостатки. В частности,достоинствами морского транспорта являются:

Ø низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;

Ø большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;

Ø мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж по регионам суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;

Ø неограниченная пропускная способность морских путей;

Ø незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.

Но существуют некоторые особенности, которые ограничивают использование морского транспорта: ограниченная пропускная способность портов и каналов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземными и воздушным видами); сезонность морских перевозок в северных районах плавания.

К особенностям железнодорожного транспорта относятся:

Ø относительная дешевизна перевозок (по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта);

Ø возможность доставки «от двери до двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

Ø способность перевозить достаточно разнородный по характеристикам груз;

Ø независимость от климатических условий.

Но использование железнодорожного транспорта требует высоких материальных затрат на строительство железныхдорог, ихэксплуатацию и содержание станционных сооружений. Наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км.

Особенностями автомобильного транспорта являются:

Ø возможность доставки грузов по варианту «от двери до двери»;

Ø обеспечение высокой сохранности груза,

Ø большие мобильность и скорость перевозки;

Ø экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км);

Ø использование автотранспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность отправок.

В то же время для автомобильного транспорта характерна ограниченность его использования при перевозках на большие расстояния и значительных партий груза, особенно массовых. Автотранспорт во многом зависит от дорожной сети, является дорогим видом транспорта.

К особенностям речного транспорта относятся:

Ø невысокая стоимость перевозки, особенно грузов, не требующих срочной доставки;

Ø возможность перевозить крупные по объему партии грузов;

Ø возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.

В то же время ряд особенностей сдерживает использование речного транспорта:

необходимость в строительстве гидротехнических сооружений; сезонность работы на многих реках; неоднородность судоходных условий на разных реках и на отдельных участках одних и тех же рек; частое несовпадением естественного расположения водных путей с направлениями грузопотоков.

Воздушный транспорт отличают:

Ø высокая скорость доставки;

Ø сокращение (спрямление) пути;

Ø высокая сохранность груза в пути;

Ø возможность перевозки в отдаленные районы, где нельзя использовать другие виды транспорта;

Но в то же время авиатранспорт — самый дорогой вид транспорта и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов. Он отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозить широкую номенклатуру грузов (массовых, навалочных), зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.

Трубопроводный транспорт характеризуют:

Ø низкая себестоимость транспортировки;

Ø герметичность труб, что фактически исключает потери грузов;

Ø высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;

Ø независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки;

Ø обеспечение непрерывности подачи и транспортировки груза.

Однако строительство трубопроводов трудоемкое дело и окупает себя лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объемы транспортировки по трубам жестко ограничены их пропускной способностью и потому их увеличение невозможно. В случае если месторождение иссякает либо в использовании трубопровода нет больше необходимости, вся эта структура становится бесполезной, так как не может быть использована для чего-либо другого.

Качество доставки грузов включает скорость и регулярность доставки грузов, безопасность перевозок, точность доставки, ее стоимость, уровень обслуживания, сохранность при перевозке.

Сравнительная оценка качества автомобильной, железнодорожной и смешанной доставки грузов показывает, что доставка автомобильным транспортом опережает другие виды доставки по всем указанным параметрам. Смешанная доставка занимает промежуточное положение, а по параметрам продолжительности, точности, стоимости доставки, уровня обслуживания, гибкости обслуживания оценивается выше, чем железнодорожная доставка. По параметрам же безопасности перевозок смешанная доставка получила худшие оценки по сравнению с автомобильной и железнодорожной.

Категории грузов

По способам перевозки и перегрузки грузы делятся нагенеральные, массовые и особорежимные.

Категориюгенеральных грузов составляют различные штучные грузы, т.е. грузы в упаковке или без нее, принимаемые к транспортировке по счету грузовых мест.

По виду тары или упаковки их делят на:

· тарно-упаковочные (в мешках, коробках, ящиках, бочках, бидонах, и т.д.);

· грузы в укрупненных грузовых местах и транспортных единицах (на поддонах, в трейлерах, контейнерах, лихтерах);

· грузы без тары или упаковки (трубы, подвижная техника, металлоконструкции).

Генеральные грузы разделяются по размерам наобычные, длинномерные (длина свыше 3 м) и негабаритные.

Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, иделятсяна:

· наливные (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, животные жиры, растительные масла, спирты и т.д.),

· навалочные (руда, рудные концентраты, удобрения и т.п.),

· насыпные(зерно, сахар-сырец и пр.),

· лесные (круглый лес, пиломатериалы и технологическая щепа).

Категорию особорежимных составляют грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относятся

· опасные грузы — вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке и перегрузке могут послужить причиной повреждения транспортного средства, перегрузочных устройств, а также нанесения увечий, отравления, ожогов или заболевания людей;

· скоропортящиеся грузы — это пищевые продукты, при хранении и транспортировке которых требуется соблюдение температурного режима.

Наши рекомендации