Виды международных транспортных операций. Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта
Процесс перемещения товаров, сырья, материалов является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности.
Международные перевозки – перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами с обязательным условием пересечения границы как минимум двух стран.
Транспортные операции делятся на три группы, связанные последовательностью их выполнения во времени.
Первая группа включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. Это: планирование внешнеторговых перевозок, анализ транспортных рынков, тарифов и условий перевозки, планирование транспортных расходов.
Вторая группа операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки. Это: определение базисных условий контракта, разработка транспортных условий договора, подготовка товара к транспортировке, заключение договора перевозки, организация контроля за движением груза, оформление необходимой транспортной и таможенной документации.
Третья группа транспортных операций осуществляется после завершения процесса перевозки. Это разрешение возможных споров между отправителем, получателем груза и транспортной организацией.
Основой для выбора вида транспорта служит информация о характерных особенностях различных вдов транспорта.
В современном мире функционируетшесть видов транспорта:морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки как грузов, так и пассажиров.
Каждый вид транспорта специфичен в качестве средства перевозки грузов и имеет свои достоинства и недостатки. В частности,достоинствами морского транспорта являются:
Ø низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;
Ø большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
Ø мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж по регионам суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;
Ø неограниченная пропускная способность морских путей;
Ø незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.
Но существуют некоторые особенности, которые ограничивают использование морского транспорта: ограниченная пропускная способность портов и каналов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземными и воздушным видами); сезонность морских перевозок в северных районах плавания.
К особенностям железнодорожного транспорта относятся:
Ø относительная дешевизна перевозок (по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта);
Ø возможность доставки «от двери до двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;
Ø способность перевозить достаточно разнородный по характеристикам груз;
Ø независимость от климатических условий.
Но использование железнодорожного транспорта требует высоких материальных затрат на строительство железныхдорог, ихэксплуатацию и содержание станционных сооружений. Наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км.
Особенностями автомобильного транспорта являются:
Ø возможность доставки грузов по варианту «от двери до двери»;
Ø обеспечение высокой сохранности груза,
Ø большие мобильность и скорость перевозки;
Ø экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км);
Ø использование автотранспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность отправок.
В то же время для автомобильного транспорта характерна ограниченность его использования при перевозках на большие расстояния и значительных партий груза, особенно массовых. Автотранспорт во многом зависит от дорожной сети, является дорогим видом транспорта.
К особенностям речного транспорта относятся:
Ø невысокая стоимость перевозки, особенно грузов, не требующих срочной доставки;
Ø возможность перевозить крупные по объему партии грузов;
Ø возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.
В то же время ряд особенностей сдерживает использование речного транспорта:
необходимость в строительстве гидротехнических сооружений; сезонность работы на многих реках; неоднородность судоходных условий на разных реках и на отдельных участках одних и тех же рек; частое несовпадением естественного расположения водных путей с направлениями грузопотоков.
Воздушный транспорт отличают:
Ø высокая скорость доставки;
Ø сокращение (спрямление) пути;
Ø высокая сохранность груза в пути;
Ø возможность перевозки в отдаленные районы, где нельзя использовать другие виды транспорта;
Но в то же время авиатранспорт — самый дорогой вид транспорта и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов. Он отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозить широкую номенклатуру грузов (массовых, навалочных), зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.
Трубопроводный транспорт характеризуют:
Ø низкая себестоимость транспортировки;
Ø герметичность труб, что фактически исключает потери грузов;
Ø высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;
Ø независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки;
Ø обеспечение непрерывности подачи и транспортировки груза.
Однако строительство трубопроводов трудоемкое дело и окупает себя лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объемы транспортировки по трубам жестко ограничены их пропускной способностью и потому их увеличение невозможно. В случае если месторождение иссякает либо в использовании трубопровода нет больше необходимости, вся эта структура становится бесполезной, так как не может быть использована для чего-либо другого.
Качество доставки грузов включает скорость и регулярность доставки грузов, безопасность перевозок, точность доставки, ее стоимость, уровень обслуживания, сохранность при перевозке.
Сравнительная оценка качества автомобильной, железнодорожной и смешанной доставки грузов показывает, что доставка автомобильным транспортом опережает другие виды доставки по всем указанным параметрам. Смешанная доставка занимает промежуточное положение, а по параметрам продолжительности, точности, стоимости доставки, уровня обслуживания, гибкости обслуживания оценивается выше, чем железнодорожная доставка. По параметрам же безопасности перевозок смешанная доставка получила худшие оценки по сравнению с автомобильной и железнодорожной.
Категории грузов
По способам перевозки и перегрузки грузы делятся нагенеральные, массовые и особорежимные.
Категориюгенеральных грузов составляют различные штучные грузы, т.е. грузы в упаковке или без нее, принимаемые к транспортировке по счету грузовых мест.
По виду тары или упаковки их делят на:
· тарно-упаковочные (в мешках, коробках, ящиках, бочках, бидонах, и т.д.);
· грузы в укрупненных грузовых местах и транспортных единицах (на поддонах, в трейлерах, контейнерах, лихтерах);
· грузы без тары или упаковки (трубы, подвижная техника, металлоконструкции).
Генеральные грузы разделяются по размерам наобычные, длинномерные (длина свыше 3 м) и негабаритные.
Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, иделятсяна:
· наливные (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, животные жиры, растительные масла, спирты и т.д.),
· навалочные (руда, рудные концентраты, удобрения и т.п.),
· насыпные(зерно, сахар-сырец и пр.),
· лесные (круглый лес, пиломатериалы и технологическая щепа).
Категорию особорежимных составляют грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относятся
· опасные грузы — вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке и перегрузке могут послужить причиной повреждения транспортного средства, перегрузочных устройств, а также нанесения увечий, отравления, ожогов или заболевания людей;
· скоропортящиеся грузы — это пищевые продукты, при хранении и транспортировке которых требуется соблюдение температурного режима.