II. Определение зависимости между выручкой, себестоимостью и прибылью от реализации продукции (работ, услуг)

Задание:

1.Определить оптимальную цену реализации продукции или оптимальный объем продаж продукции (при заданной цене реализации), при которых предприятие получает максимальную прибыль. Определить точку безубыточности и соответствующий ей объем продаж и цену реализации.

2.Определить влияние снижения себестоимости на точку оптимизации производства при условии получения максимальной прибыли и на величину минимального объема продаж для обеспечения безубыточного производства.

Наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара, работы или услуги считается такой, при котором достигается минимизация издержек, что обеспечивает увеличение прибыли предприятия.

В процессе анализа доходности (рентабельности) предприятия определяется абсолютный показатель доходности – сумма прибыли и относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производства; ее уровень определяется процентным соотношением между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) – P, руб., и суммарной себестоимостью продукции – C, руб., %:

R = P / C * 100.

Таким образом, рентабельность предприятия определяется, с одной стороны, величиной прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), с другой – величиной издержек (эксплуатационных расходов производства железной дороги или ее линейного предприятия).

Основными факторами, определяющими величину прибыли от реализации продукции, являются объем продаж и цена за единицу реализованной продукции. При этом необходимо иметь ввиду, что при увеличении цены за единицу продукции снижается объем ее продаж в результате уменьшения спроса на продукцию (в условиях свободной конкуренции и эластичности спроса).

На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы:

внешние, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности предприятия (цены на сырье, материалы, оборудование, энергоносители, ставки арендной платы, нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений на социальные нужды и др.);

внутренние, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью (объем продаж, формы и системы оплаты труда, уровень производительности труда, эффективность использования основных фондов, скорость оборота оборотных средств и др.).

В процессе анализа себестоимости все затраты делят на две части: условно-постоянные (независящие от объема работы) расходы и переменные (зависящие от объема работы) расходы.

Условно-постоянными называются затраты, величина которых не меняется при изменении объема производства продукции. Это расходы, связанные с амортизацией основных фондов; износом нематериальных активов; износом малоценных и быстроизнашивающихся предметов; содержанием зданий и сооружений; услугами сторонних предприятий и организаций; подготовкой и переподготовкой кадров; арендной платой; отчислениями в ремонтный фонд; управлением производством и другие затраты.

Переменные затраты – это затраты, сумма которых меняется пропорционально изменению объема производства продукции (перевозок). Эта группа включает: расходы на сырье; транспортные расходы; расходы на оплату труда; расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных целей; отчисления на государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование, в Фонд занятости и другие расходы.

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет четко выявить зависимость между выручкой от реализации продукции (работ, услуг). Эта зависимость может быть выражена с помощью графика рентабельности (рисунок).

Точка «К» показывает критический объем реализации продукции (работ, услуг) и соответствующий ему объем выручки, ниже которого деятельность предприятия будет убыточной, так как затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость), превысят выручку от реализации этой продукции.

Расчет точки безубыточности можно провести аналитическим методом. Объем реализации продукции, при котором уровень рентабельности предприятия равен нулю, может быть определен по формуле:

О = Спост : Ц – Сперем / Q,

где Спост – условно-постоянные затраты на производство и реализацию

единицы продукции, руб.;

Сперем – переменные затраты на производство и реализацию единицы

продукции, руб.;

Ц – цена единицы продукции, руб.;

Q – максимально возможный по спросу объем продаж продукции

(при данной цене), ед.

Исходные данные для расчета предельной рентабельности предприятия, тыс.руб.

Табдица1

Показатели Вариант
Предполагаемый объем продаж при цене за единицу продукции, шт.:  
 
 
 
 
 
Постоянные затраты на производство продукции, тыс.руб.  
Средние переменные издержки на единицу продукции, тыс.руб.  

Таблица 2

Наши рекомендации