Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или буксируемого объекта

Несохранность грузов при перевозке, за которую перевозчик несет ответственность, выражается в полной или частичной утрате груза, его порче или повреждении, потере леса и такелажа при буксировке плотов, повреждении буксируемого объекта.

Полная утрата груза — это потеря его вследствие аварии, хищения, уничтожения или в связи с неправильной засылкой и выдачей другому получателю.

Получатель может считать груз утраченным и потребовать возмещения, если он не будет выдан ему в течение 30 дней после истечения срока доставки. Это положение КВВТ РФ исходит из того, что получатель не может ждать выдачи груза неопределенное время. Он может ожидать прибытия груза и более 30 дней, не предъявляя требования о возме­щении за утрату. Но если такое требование было предъявлено и перевозчиком удовлетворено, а груз впоследствии будет найден и прибудет по назначению, получатель обязан принять его и возвратить перевозчику полученное возмещение.

Частичная утрата груза — прибытие его в меньшем количестве по массе или по числу мест против данных, указанных в накладной. Если уменьшение массы не превышает нормы естественной убыли или произошло вследствие изменения влажности груза, перевозчик освобождается от ответственности за его недостачу.

Порча или повреждение груза — такое изменение качества, которое препятствует нормальному использованию груза по первоначальному наз­начению. Груз может быть приведен в негодное состояние полностью или частично, может снизиться его стоимость или потребуются допол­нительные затраты средств на ремонт или восстановление первоначаль­ных качеств.

Потеря леса и такелажа при буксировке плотов — утрата целых сплоточных еди­ниц (пучков, членьев) или утеря древесины из поврежденных (с разры­вом обвязки) пучков, а также такелажа. Недостача древесины в исправных пучках против спецификации отправителя потерей при перевозке не считается.

Основные причины утраты, порчи и повреждения груза при перевозке речным транспортом:

прием к перевозке в неисправной и не соответствующей ГОСТу;

сдача на перевозку в состоянии, не обеспечивающем сохранность в течение срока доставки (повышенная влажность, признаки порчи скоро­портящихся грузов, неплотная упаковка и др.);

предъявление и отправление без маркировки или с неправильной маркировкой;

неверное определение массы или числа мест груза при приеме (выдаче);

небрежное и неправильное составление транспортных документов;

небрежное обращение с грузом во время перегрузочных работ;

погрузка в неисправные или загрязненные суда;

неудовлетворительная охрана в порту или на судне, нарушение правил пропускного режима при вывозе с грузовых участков порта;

неправильная и небрежная укладка на складе порта и в судах;

прием на буксировку плотов с неудовлетворительным качеством сплотки и не соответствующих правилам буксировки и оснащения их такелажем и инвентарем;

нарушение правил пломбирования грузовых помещений судна;

просрочка в доставке груза, подверженного порче при длительном хранении и особенно скоропортящегося.

Приведенный перечень наиболее часто встречающихся причин утраты, порчи или повреждения груза показывает, что все они порождаются на­рушениями организации транспортного процесса. Любая из этих причин при добросовестном соблюдении взаимных обязательств отправителя, перевозчика и получателя может быть устранена и тем самым предотвра­щена несохранность груза.

За допущенную перевозчиком утрату, порчу или повреждение груза установлено возмещение в следующих размерах:

за утрату груза в размере его действительной стоимости, опреде­ляемой по оптовой, заготовительной или закупочной цене с добавлением к ней стоимости тары и расходов отправителя на доставку груза в пункт отправления, если они не входят в цену товара;

за утрату груза, сданного на перевозку с объявленной цен­ностью, - в размере объявленной ценности, а при сомнении в том, что объявленная ценность превышает действительную, и это будет доказано перевозчиком, - в размере действительной стоимости;

за порчу или повреждение груза — в сумме, на которую понизилась его стоимость, определяемой как разница в стоимости груза до повреж­дения и в поврежденном состоянии и исчисленной по сумме выручки от продажи его или экспертной оценкой.

Получатель не имеет права отказаться от приема поврежденного груза, кроме случаев, когда вследствие порчи или повреждения качество груза изменилось настолько, что исключается возможность хотя бы частич­ного использования его по первоначальному назначению. Если недостача явилась следствием использования груза перевозчиком для своих нужд, последний возмещает стоимость груза в двойном размере.

При утрате груза полностью или частично, кроме возмещения ущер­ба за груз, возвращается провозная плата, если она не входит в его цену.

Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный буксируемому плоту, в размере стоимости распущенной при аварии и не сданной по­лучателю древесины и утраченного такелажа.

Организация, на которую возложен сбор древесины, в том случае, если она является одновременно и получателем ее, может требовать с перевозчика возмещения расходов лишь по сбору древесины, но не стои­мости самой древесины.

В ст. 118 КВВТ РФ предусматривается две группы случаев, когда перевозчик освобождается от материальной ответственности за утрату, порчу или повреж­дение груза. Если это произошло:

в результате обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (потеря груза вследствие явлений стихийного характера, особых естественных свойств самого груза, вины отправителя или получателя, сдачи на перевозку без указания в накладной таких свойств, которые требуют особых условий или мер предосторожности при перевозке или хранении, а также случаи приема к пере­возка груза с влажностью, превышающей установленную норму; при неисправностях тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре в момент приема груза на перевозку). Для освобож­дения от материальной ответственности за ущерб, причиненный грузу в результате перечисленных причин, перевозчик обязан доказать, что именно из-за этих причин произошли утрата, порча или повреждение вследствие неправильных действий при погрузке или выгрузке средствами отправителя или получателя; при перевозке груза на палубе (или в беспалубном судне), если правилами такая перевозка допускается и недостача или повреждение груза произошли в силу естественных причин, а груз прибыл в исправном судне, без перегрузки в пути, с исправной увязкой защитной маркировкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза во время перевозки (при утрате це­лых мест это положение не применяется).

В результате непринятия необходимых мер сопровождающим груз проводником отправителя или получателя; при применении тары, не соответствующей стандарту или свойствам груза (при отсутствии следов повреждения ее в пути); в результате естественной убыли груза при перевозке в пределах установленных норм или снижения процента влажности груза. В этих случаях от перевозчика не требуются доказатель­стваневиновности в причинении ущерба грузу, ответственность на него может быть возложена только, когда заявитель претензии или иска докажет его виновность.

Перевозчик также не несет ответственности за разницу в массе гру­за, которая была определена отправителем без его участия, если заявитель претензии или иска не докажет, что уменьшение массы произошло вследствие частичной утраты или повреждения груза при перевозке.

Для определения виновности перевозчика или отправителя в ущербе, причиненном грузу, важное значение имеет сохранность навешенных в пункте отправления пломб. Исправные пломбы на грузовых помещениях судна (при отсутствии других путей доступа к грузу) свидетельствуют о том, что груз прибыл в том виде, в каком он был погружен в пункте отправления. Следовательно, для возложения материальной ответственности за причиненный в таких случаях ущерб грузу необходимо, чтобы заявитель претензии доказал виновность перевозчика.

Наши рекомендации