Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа.

Статья 796. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

· в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

· в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

· в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в

одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства,которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Под несохранностью грузаследует понимать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. За несохранность груза перевозчик несет ответственность только при наличии вины. Вина перевозчика предполагается и на нем лежит бремя доказывания своей невиновности. Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью (объявленной стоимостью груза, если это было сделано отправителем). Упущенную выгоду перевозчик не возмещает. При несохранности груза перевозчик, кроме возмещения его стоимости, обязан вернуть грузовладельцу провозную плату. В стоимость груза входит и стоимость многооборотной тары.

Неисполнение обязательств имеет место при утрате груза, а ненадлежащее исполнение — в случае его порчи, недостачи, повреждения.

Под утратой следует понимать невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Размер возмещения ущерба при утрате груза устанавливается равным стоимости утраченного груза, исходя из цен, которые взимаются за аналогичные товары. Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его характеристикам, указанным в транспортных документах. Повреждение груза — изменение физических свойств. Порча, повреждение, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ) и ущерб возмещается в размере его стоимости. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, то ущерб возмещается в размере объявленной ценности.

Недостача груза (частичная утрата) — недостающее количество груза, принятого у отправителя и выданного получателю по одной накладной. Ответственность определяется в размере недостающего груза.

27. Претензии и иски по перевозкам грузов.

Статья 797. 1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Российское транспортное законодательство предусматривает претензионный порядок заявления требований перевозчику, то есть до подачи искового заявления в суд обязательно предъявление перевозчику письменной претензии.

Обстоятельства, служащие основанием для предъявления претензии, а затем и иска, удостоверяются коммерческими актами.

Претензия — это письменное требование о возмещении убытков или уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке, заявляется до предъявления иска с приложением необходимых документов в порядке, который установлен транспортными уставами и кодексами. Если получен полный или частичный отказ перевозчика от удовлетворения претензии, либо ответ не получен в течение 30 дней (на воздушном транспорте — 45 дней) у владельца груза возникает право на предъявление иска. Установлен годичный срок исковой давности для удовлетворения требований клиента к перевозчику и 6 месяцев — для удовлетворения требований перевозчика к клиенту.

Срок исковой давности для требований, возникающих из причинения вреда жизни или здоровью пассажира — 3 года.

Срок исковой давности по требованиям, возникающим из перевозки груза и багажа — 1 год.

Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки груза на различных видах транспорта.

28. Договоры об организации грузов.

Статья 798. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Договор об организации перевозок грузов

Договор об организации перевозок грузов - соглашение, в силу которого перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Данный договор, являющийся близок кособого рода предварительным соглашениям, поскольку, имея собственный предмет и содержание, все же не определяет каких-либо условий конкретной перевозки, перенося их в дальнейшие будущие соглашения сторон, развивающие и конкретизирующие ранее заключенный договор об организации перевозок.

Договор об организации перевозок грузов носит длящийся характер, является:

консенсуальным;

возмездным;

двусторонним.

Субъекты - грузовладелец и перевозчик. Перевозчик - профессиональный участник транспортных обязательств. В лице грузовладельца могут также выступать и грузоотправитель, и грузополучатель.

Договоры об организации перевозки требуют письменной формы.

В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Закон предусматривает обязанность перевозчика по данному договору подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Эта обязанность перевозчика хоть и вытекает из предварительного договора, однако, согласно ГК РФ, влечет существенную ответственность перевозчика, равно как и ответственность грузоотправителя за неиспользование поданных транспортных средств.

Виды договоров об организации перевозок. В зависимости от вида транспорта договора об организации

перевозок делятся на: - годовой договор (автомобильный транспорт), - долгосрочный договор (морской транспорт), - навигационный договор (внутренний водный транспорт), - специальный договор (воздушный транспорт).

29. Договор транспортной экспедиции: понятие, общая характеристика, форма.

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

2. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Юридическая квалификация договора: возмездный, взаимный, реальный (когда выполняются услуги), консенсуальный (когда организуется выполнение услуг). Может быть в пользу третьего лица. Договор об оказании услуг.

Источники правового регулирования:

· гл. 41 ГК РФ;

· ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Стороны договора: клиент (отправитель или получатель груза) и экспедитор.

Субъективный состав сторон: клиент (физическое или юридическое лица); экспедитор — гражданин, предприниматель или организация (юридическое лицо), имеющее лицензию, на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

Существенные условия договора: предмет.

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза. Они делятся на:

· основные (организация перевозок, заключение договора перевозки);

· дополнительные (любые другие услуги, относящиеся к транспортировке груза).

Форма договора: простая письменная (ст. 802 ГК РФ). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 482 ГК РФ).

Договор может быть заключен:

· на полное транспортно-экспедиционное обслуживание (доставка груза от склада отправителя до склада получателя);

· на частичное транспортно-экспедиционное обслуживание (выполнение части таких операций).

Срок договораопределяется характером взаимоотношений сторон и может быть:

· разовым (однократное выполнение экспедиционных операций -отправка или получение партии груза);

· длительным (постоянная потребность в транспортно-экспедиционных обязанностях).

Цена — вознаграждение экспедитора, которая определяется по соглашению сторон.

30.Права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции. Ответственность по договору транспортной экспедиции.

Клиент имеет право:

· выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

· требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

· давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции;

· в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции.

Обязанности клиента:

· уплатить экспедитору вознаграждение за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (основная обязанность);

· оплатить расходы, связанные с выполнением договора транспортной экспедиции;

· выдача доверенности экспедитору, если это необходимо для исполнения обязательств по договору;

· Организация приема груза от экспедитора.

· На клиента может быть возложена обязанность подготовить грузы, подлежащие погрузке на автотранспорт, т.е. упаковать их в исправную тару, замаркировать грузовые места, если это не возложено на экспедитора.

Права экспедитора:

· право экспедитора не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления клиентом необходимой информации,

· право экспедитора привлечь, к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если это не ограничено договором;

· право отказаться от исполнения договора транспортной - экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок,

· право экспедитора на получение вознаграждения,

· право на возмещение расходов клиентом

· право отступать от указаний клиента, только если это необходимо в интересах клиента, и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить у клиента согласие на такое отступление в порядке, определенном договором, или получить в течение суток ответ на свой запрос.

· право на удержание груза до уплаты вознаграждения и расходов, понесенных им в интересах клиента, в том числе расходов, связанных с удержанием груза.

(Праву экспедитора корреспондирует обязанность клиента и наоборот).

Обязанности экспедитора:

· в случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

· Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную Законом «О защите прав потребителей», а также предоставить необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

· При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Предусмотренную Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» ответственность экспедитора можно классифицировать на два вида: 1. ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях и 2. ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях.

Ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях классифицируется на следующие подвиды:

1. Ответственность при условии использования соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба иного, нежели утрата, недостача, повреждение (порча) груза. Предел ответственности экспедитора - 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки . Под расчетной единицей в Законе об экспедиционной деятельности понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для своих операций и сделок на соответствующую дату, под которой понимается дата принятия судебного решения или дата, указанная в соглашении сторон.

2. Ответственность при использовании соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба в виде утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза. Предел ответственности экспедитора - 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

3. Иные случаи ответственности.

Ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях классифицируется на следующие подвиды:

1. Ответственность экспедитора, возникшая в связи с нарушением перевозчиком договора перевозки. В данном случае необходимо руководствоваться нормами соответствующих транспортных уставов (кодексов).

2. Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не по договору перевозки. Предел ответственности установлен в размере действительной или объявленной стоимости утраченного (поврежденного) груза.

3. Иные случаи ответственности, согласно общим положениям ГК РФ предусматривающие ответственность экспедитора в полном объеме.

Если нарушение транспортно-экспедиционного обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Бремя доказывания факта нарушения транспортно-экспедиционного обязательства по причине нарушения договора перевозки лежит на экспедиторе. Если экспедитор докажет, что ненадлежащее исполнение им своих обязательств по договору транспортной экспедиции произошло из-за ненадлежащего выполнения договора перевозки перевозчиком, экспедитор, во-первых несет ограниченную ответственность перед клиентом, а во-вторых, применяется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и за иные виды нарушений обязательств. Такие перечни предусмотрены конкретными транспортными уставами (кодексами).

Ответственность экспедитора носит двусторонний характер: он отвечает за вину клиента перед перевозчиком и за вину последнего перед клиентом.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.

В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов, если он не был выдан поистечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.

Наши рекомендации