Коэффициент загрузки дороги движением. Методы определения пропускной способности и их недостатки. Эталонные условия движения. Предельно допустимые значения коэффициента
z=Nл/[Nл]
Где Nл– часовая интенсивность движения легковых автомобилей
[Nл] – пропускная способность полосы дороги или дороги в целом – максимальное количество проходов а/м в единицу времени.
Nл=0,076Nс
Где Nс – суточная интенсивность движения
N=Nс*∑ω*ψj*pj*f
f-коэффициент полосносьти
Ψ – коэффициент приведения различных транспортных средств
Рj – доля автомобилей любого типа в транспортном потоке
ω– количество типов автомобилей в транспортном потоке.
В зависимости от категории дороги [Nл]=1200-1400 авт/ч
Существуют 2 метода оценки пропускной способности:
1) определение пропускной способности с использованием коэффициентов снижения пропускной способности, которыми учитываются геометрические параметры дороги, состав движения, наличие препятствий на дороге, влияние типа укрепления обочины, разметки проезжей части и др.
В общем виде [N]=βитог*[Nmax]– легковые а/м в час
[Nmax] – неизвестный показатель, максимальная пропускная способность в эталонных условиях.
βитог =β1* β2*…* β15
Недостатки этого метода: недостаточно или практически не отслеживается влияние погодно-климатических условий
Климатические условия отслеживает 2-ой метод (для зимы, осенние условия)
2) основывается на учете влияния погодно-климатических условий и транспортного потока по изменению скорости движения.
Основываясь на этой зависимости, используется решение:
[N]=ω*α*V*ρmax – это основная зависимость оценки пропускной способности для разных сезонов.
Ρmax =85 авт/км: здесь учитываются интервалы между машинами.
Коэффициент ω учитывает движение по встречной полосе.
ω=1,0 – движение в прямом и обратном направлении одинаково
ω=0,8 – при Крс≤1
ω=0,7 – при Крс≤0,75
ω=1,3 – свободная встречная полоса
Показатель α учитывает условия движения по автомобильной дороге.
Α=а - b*Vф. max
А, b – эмпирические параметры: а=0,65, b=0,004
Vф. max – касается движения только легковых а/м
V – скорость движения легковых автомобилей
V=Vф. max – t*σ
1- для дорог обычных
2-х полосных
2- для автомагистралей
t=1,04
Имеются отклонения от этих графиков.
Эти линии соответствуют 30% легковых а/м в потоке.
Данный метод практически не учитывает влияние некоторых постоянно действующих факторов, принимаемых в 1-ом методе:
1) наличие разметки
2) наличие указателей полос движения
3) наличие специальных полс для въезда и съезда с а/д
4) наличие бензозаправочных станций
5) наличие препятствий на обочинах.
Целесообразно учитывать этот метод для оценки пропускной способности в различные сезоны (за исключением летнего).
Нормативные значения:
[Zmax]=0.6 для 1 категории
0,7 для 2,3 категорий
0,75 для 4 категории
Хотя эти показатели и действуют, но на самом деле не достигаются по СНиП 2.05.02-85
В условиях неблагоприятной погоды допускается увеличение коэффициента загрузки на 15% согласно документу.
За условный эталон принят участок дороги II категории в равнинной местности, построенной и оборудованной в полном соответствии с требованиями СНиП (ширина проезжей части 7,5 м, ширина обочин 3,75 м, ширина краевых укрепленных полос 0,75 м, обочины укреплены, покрытие шероховатое и т.д.), содержащейся в полном соответствии с требованиями технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. Для эталонной дороги показатели качества равны единице.
За эталонные условия погоды принимают сухое летнее время с tвозд=20оС при отсутствии дождя, ветра и тумана.
Эталонные условия- горизонтальный прямой участок 2-х полосной а/д шириной 7,5 метров сухим чистым покрытием, укрепительными обочинами шириной более 3м, находящихся в эталонных условиях погоды (t=20 С)