Коэффициент обеспеченности сцепных качеств дорожного покрытия. Коэффициент сцепления и его зависимость от скорости движения и температурных условий. Предельно допустимые значения

Коэффициент сцепления: Кφ = φi / [φ] ≥ 1

Где φi - фактическое сцепления качества колеса с покрытием;

[φ] - нормативный показатель сцепления.

Колесо тележки, оно нагружено нагрузкой Q.

Коэффициент обеспеченности сцепных качеств дорожного покрытия. Коэффициент сцепления и его зависимость от скорости движения и температурных условий. Предельно допустимые значения - student2.ru

Когда колесоостанавливается, в момент блокировки возникает крутящий момент и некоторая реакция T (величина, обратная силе скольжения).

Все сцепные качества, которые мереются, мереются на увлажнённом покрытии.

T = Mk / r

φ = T / Qk (сила сопротивления скольжению)

гдеТ– тормозное усиление;

Qk– накрузка на тележку (весом ≈ 300 кг)

Допустимый показатель[φ]зависит от уровня загрузки дорожного покрытия:

  С протектором Гладкая (шина)  
Z > 0,3 [φ]= 0,35 0,28 Легкие условия движения
Z = 0,3-0,5 0,40 0,30 Затрудненные
Z < 0,5 0,45 0,32 Опасные


Либо ограничиваем скорость, либо проводим поверхностную обработку. После устройства поверхностной обработки: φначальная = (1,3 – 1,35) * [φ] допустимое.

Почему не нормируется скорость движения?

С увеличением скорости движения имеется следующая зависимость:

Коэффициент обеспеченности сцепных качеств дорожного покрытия. Коэффициент сцепления и его зависимость от скорости движения и температурных условий. Предельно допустимые значения - student2.ru φ

 
  Коэффициент обеспеченности сцепных качеств дорожного покрытия. Коэффициент сцепления и его зависимость от скорости движения и температурных условий. Предельно допустимые значения - student2.ru

(с протектором, контакт

колеса с покрытием

снижается, => φ тоже снижается)

Коэффициент обеспеченности сцепных качеств дорожного покрытия. Коэффициент сцепления и его зависимость от скорости движения и температурных условий. Предельно допустимые значения - student2.ru V

Скорость нормируется, чтобы полусить сопоставимые результаты от точки к точке.

φv = φ20 – βv (V – 20)

где βv - коэффициент, который звисит от типа дорожной одежды в целом для а/б и ц/б.

βv = 0,0035

По ГОСТу [φ] = 0,3(для любых природно-климатических условий). По ГОСТу в зимних условиях ограничивается время очистки дорожных покрытий от снежных отложений.

Время очистки = (для I и II кат) 4 часа; для остальных – 6 часов.

Снежный накат допускается на дорогах низких категорий при отсутствии регулярного автобусного сообщения.

Показатель φзависит от температурных условий. Резина подвержена температурным воздействиям: чем выше температура, тем она легче (более полный контакт колеса с покрытием).

φТ = φ20 ± ∆ φ

ТоС
∆ φ 0,06 0,03 -0,02

18. Показатель качества автомобильной дороги. Комплексный транспортно-эксплуатационный показатель. Частные коэффициенты обеспеченности расчётной скорости и определяемые по ним виды ремонтных работ.

Показатель качества: Пд = КПд * Коб * Кс

где КПд– копмлексный транспортно-эксплуатационный показатель дороги;

Коб –показатель, характеризующий состояние инженерного оборудованияи обустройства;

Кс –показатель эксплуатацинного содержания а/дороги.

По итоговому обощённому показатель качества (Пд) виды работ не назначают, его очень удобно использовать для оценки деятельности дорожно-эксплуатационных организаций. Виды работ назначают в зависимости от состояния по каждому из этих показателей.

Кс: его принимают в зависимости от средневзвешенного балла, характеризующего состояние дороги. Эти баллы различаются от2-х до 5-ти:

2: характеризует недопустимый уровень содержания;

3: допустимый;

4: средний;

5: высокий уровень содержания.

Величина средневзвешенного балла определяется за 9-12 месяцев.

Кс = 0,9-1,1

Нормативно допустимое содержание: [Кс] = 1.

Коб: принимают по итоговому коэффициенту деффектности соответствия:

1 8

Dji = --- ∑ Dj

8 1

где Dji – это средняя величина из восьми показателей.

Отслеживается фактическое состояние по отношению к нормативной, и характер размещения (размещены правильно или нет).

8 показателей:

· Площадки отдыха;

· Пересечение и примыкание;

· Автобусные остановки;

· Дорожные ограждения;

· Тротуары и пешеходные дорожки;

· Дорожные разметки;

· Освещение;

· Дорожные знаки.

Коб = f (Dji) = 0,9-1,0

[Коб] = 1,0

КПд: назначают в зависимости от 10-ти частных коэффициентов обеспеченности расчётной скорости и принимают его равным:

Итог min min

КПд = Крс = Крсгде Крс - это минимальное значение из всех коэф-тов расчётной скорости.

Крсi Учёт влияния Виды дорожных работ при Крсi < КПн
Крс1 Ширины основной укреплённой поверхности.  
Крс2 Ширины и состояния обочин. Укрепление, уширение обочин
Крс3 Состав и интенсивность движения Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин.
Крс4 Продольные уклоны и видимость поверхности дороги Смягчение продольного уклона, увеличение видимости.
Крс5 Радиус кривых в плане и уклон виража Увеличение радиуса кривых, устройство виражей, спрямление участка
Крс6 Продольная ровность покрытия Устройство выравнивающего слоя с поверхностной обработкой или восстановление верхнего слоя методами термопрофилирования и регенерации (ремонт покрытия при Еф≥Етр). Ремонт (усиление) дорожной одежды при Еф<Етр)
Крс7 Сцепление колеса с покрытием Устройство шероховатой порехности методом поверхностной обработки, втапливания щебня.
Крс8 Состояние и прочность дорожной одежды  
Крс9 Поперечная ровность покрытия (глубина колеи) Ликвидация колеи методами перекрытия, заполнения, фрезерования
Крс10 Безопасность дорожного движения Мероприятия по повышению безопасности движения на опасных участках.

Крс1 и Крс8 учитывается при оценке состояния дороги соответственно по Крс3 и Крс6.

19. Планирование ремонта по межремонтным срокам службы. Определение ежегодной потребности в затратах на ремонт дорожных одежд и покрытий, на капитальный ремонт и ремонт а/д.

Под межремонтными сроками подразумевают период от момента сдачи дороги,дор одежды или покрытия в эксплуатацию до первого ремонта или между 2-мя смежными ремонтами в процессе эксплуатации.

Межремонтный – это нормативный, экономически

эффиективный период времени

срок службы в годах, равный расчётному сроку

службы, при котором обеспечивается минимум транспортных и внетранспортных затрат.Это период, в пределах которого происходит снижение несущей способности дор одежды до уровня, предельно допустимого по условиям движения. Ремонт осуществляют при достижении дор одеждой в процессе эксплуатации расчетного уровня надежности и соответствующего ему предельной ровности покрытия.

Межремонтный срок службы покрытия- период, в пределах которого снижаются сцепные кач-ва покрытия на капитальных и облегченных дор одеждах или увеличивается его износ на перехеодных и низших дор одеждахдо предельно допускаемых значениях.

Срок службы дороги может быть вычислен через межремонтные сроки дор одежд и покрытий

Т=nTo+n1Tп

n-число ремонтов дор одежд

n1-число ремонтов покрытий после ремонта дор одежды

Различают следующие межремонтные сроки службы:

· Д.о.: от 3 до 20 лет (по ВСН 41.88);

· Дорожные покрытия: от 2х до 8 лет;

· а/дороги: период реконструкции 20 лет (по СНиП 2.05.85).

Ремонт или реконструкцию планируют на момент, когда фактический период эксплуатации станер равным межремонтному сроку службы. Такой подход эффективен только для случая, когда а/д находится в нормативном состоянии и обеспечивается требуемое качество производства работ, проектирование, строительстве, эксплуатации.

Ежегодные выделяемые средства:

L

С = ----- * H ,млн.руб/год

T

где С – ежегодные затраты, млн.руб/год;

L– общая протяжённость дорог с данным покрытием, км.;

T – межремонтный срок службы до кап ремонта,зависит от ДКЗ норматив;

Н – норма денежных затрат. Дифференцирована в зависимости от категории дороги, ДКЗ, типа дорожного покрытия (капитальный, облегчённый, переходный), млн.руб/год, км(постановление 539)

Сгод кр=(L/Т-Lрек)H

Наши рекомендации