Типовая структура транспортно-экспедиторской компании
Транспортно-экспедиторская компания – структурно и функционально достаточно сложная система. По своим функциональным особенностям транспортно-экспедиторская компания может осуществлять функции транспортного агента, транспортного оператора, таможенного брокера, перевозчика, терминального предприятия, страховщика и дистрибьютора товаров.
Обобщенный перечень услуг, предоставляемых транспортно-экспедиторской компанией, включает:
− заключение договора перевозки и взаимодействие с отправителем, получателем;
− организацию перевозки, агентского и экспедиционного обслуживания;
− организацию работ по контролю над перевозкой;
− обеспечение страхования груза;
− организацию таможенного сервиса;
− организацию сопровождения грузов;
− организацию консолидации и деконсолидации груза;
− оформление перевозочных документов;
− организацию технического и технологического обслуживания транспортных средств, транспортного оборудования и средств механизации;
− организацию расчетов и взаиморасчетов с участниками перевозочного процесса;
− расчет себестоимости перевозки по маршрутам.
Транспортно-экспедиторская компания в развитых странах – обычно крупная копания, имеющая свои транспортные средства, складские и терминальные площади, специальное оборудование. Вместе с тем существуют средние и малые компании, которые работают на узком и очень узком сегментах рынка.
Организация работы транспортно-экспедиторской компании имеет ярко выраженные особенности по отношению к работе предприятий транспортной отрасли, которые специализируются непосредственно на предоставлении транспортных услуг.
Поэтому для эффективной деятельности транспортно-экспедиторской компании нужны как узкопрофильные специалисты в области логистики и экспедирования, так и специалисты-менеджеры общетранспортного профиля.
Типовая организационная структура транспортно-экспедиторской компании представлена на рис. 2.1.
Рис 2.1. Организационная структура транспортно-экспедиторской компании
В организационной структуре экспедиторской компании можно условно выделить три основных подразделения: отдел маркетинга и продаж; подразделение организации перевозок и экспедирования; экономический отдел и бухгалтерию.
Для отдела маркетинга и продаж наиболее важными функциями являются:
− сбор информации о потенциальных клиентах и их потребностях в транспортных услугах;
− совместная с импортным или экспортным отделом подготовка коммерческих предложений клиентам;
− заключение договоров с клиентом;
− контроль за выполнением договоров;
− разработка маршрута перевозки;
− сохранение хороших отношений с клиентами.
Для отдела организации перевозок и экспедирования наиболее важными функциями являются:
− расчет ставок и составление конъюнктурных листов по заявкам отдела по работе с клиентом;
− заключение договоров с перевозчиками и вспомогательными поставщиками услуг;
− контроль за выполнением договоров смежниками и организация транспортировки груза;
− подготовка документов, грузов к таможенному оформлению и организация сдачи груза клиентам.
Для экономического отдела наиболее важными функциями являются:
− расчет с клиентами и поставщиками услуг;
− налоговые и другие платежи;
− расчет и выплаты заработной платы;
− расчет себестоимости перевозки по маршруту;
− экономический анализ и прогноз эффективности работы подразделений компании;
− контроль дебиторской задолженности.