Техническое обслуживание колёсных пар под вагоном
КОНСТРУКЦИЯ И ТИПЫ КОЛЁСНЫХ ПАР
Колесная пара – это элемент ходовой части (вагонной тележки) подвижного состава, состоящий из цельнокатаных колес, напрессованных в холодном состоянии на ось и буксовых узлов.
Колесные пары предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы и обратно. Колесная пара состоит из оси и двух колес, насаженных на ось холодной посадкой за счет разности диаметров ступицы колеса и подступичной части оси колесной пары.
КОНСТРУКЦИИ И ТИПЫ ОСЕЙ
Ось – это элемент колесной пары, представляющий собой стальной брус круглого поперечного сечения, имеющий разные диаметры по длине в зависимости от частей оси. Вагонные оси различаются по способу торцевого крепления подшипников качения — корончатой гайкой или шайбой. Кроме этих признаков, определяющих конструкцию, оси классифицируются: по материалу, способу изготовления.
У вагонной оси имеются две шейки, предподступичные и подступичные части, а также средняя часть оси.
Шейка оси – это часть оси, служащая для размещения на ней подшипников.
Подступичная часть оси – это часть оси, на которую напрессовывают колесо.
Предподступичная часть оси – это часть оси, служащая переходом от шейки к подступичной части оси.
КОНСТРУКЦИЯ КОЛЁС ЦЕЛЬНОКАТАННЫХ
Колесо цельнокатаное – это элемент колесной пары, состоящий из ступицы, диска и обода, передающий статические и динамические нагрузки от вагона на рельсы и обеспечивающий движение подвижного состава.
Ступица – это часть цельнокатаного колеса с отверстием для установки его на оси прессовым методом.
Диск – это часть цельнокатаного колеса, соединяющая ступицу с ободом.
Обод – это изнашиваемая часть цельнокатаного колеса, контактирующая с рельсом при движении подвижного состава.
Поверхность катания обода колеса - это поверхность специального профиля, обеспечивающая устойчивое положение колесной пары на рельсовой колее и определяющая направление движения подвижного состава.
Гребень - это часть обода колеса, удерживающая колесную пару от схода с рельсовой колеи.
Конструкции и основные размеры колес цельнокатаных приведены на рисунках 5 и 6.
Колеса цельнокатаные, применяемые для эксплуатации под грузовыми вагонами изготавливаются:
- с плоскоконическим диском - из стали марок 2 или Т;
- с криволинейным диском - из стали марки Т.
ВИДЫ, СРОКИ И ПОРЯДОК ОСМОТРА КОЛЁСНЫХ ПАР
Для проверки состояния и изъятия из эксплуатации колесных пар, а также для контроля качества подкатываемых и отремонтированных колесных пар устанавливается система их осмотра и ремонта, предусматривающая:
- техническое обслуживание (осмотр) колесных пар под вагонами;
- текущий ремонт колесных пар (обыкновенное освидетельствование);
- средний ремонт колесных пар (полное освидетельствование);
- капитальный ремонт колесных пар (ремонт со сменой элементов).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОЛЁСНЫХ ПАР ПОД ВАГОНОМ
Техническое обслуживание колесных пар и буксовых узлов под вагонами производится в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций:
- на станциях формирования и расформирования поездов, с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением;
- на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена стоянка для технического осмотра вагонов;
- в пунктах подготовки вагонов к перевозкам и перед постановкой в
поезд;
- после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава;
- при текущем отцепочном ремонте вагонов.
При техническом обслуживании колесных пар и буксовых узлов под вагонами производят:
- технический контроль колесных пар и их элементов;
- проверку соответствия размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам;
- технический контроль буксовых узлов.