Криминологическая характеристика дорожно-транспортных происшествий (на материалах г. Москвы)

За последние 20 лет численность автопарка Российской Федерации возросла почти в два раза и на начало 1996 года составила свыше 29 млн. транспортных единиц. А по состоянию на 1 января 2003 года в Российской Федерации насчитывалось 32,98 млн. автомототранспортных средств (68,12 % - легковые автомобили, 14,02 % - грузовые автомобили, 2,13 % - автобусы, 15,73 % - мотоциклы и мотороллеры) и 1,76 млн. единиц прицепов и полуприцепов. Уровень автомобилизации, оцениваемый по количеству легковых автомобилей на 1000 жителей, в настоящее время в целом по стране составляет 155 автомобилей на 1000 жителей. В 1973 году на 1000 россиян приходилось менее 80 единиц от общего числа автомобилей, автобусов и мотоциклов.

В Москве, например, по данным переписи в 1987 году при численности населения 8,53 млн. человек автомобильный парк составлял 667 тыс. единиц, в том числе 526 тыс. - легковых автомобилей. Уровень автомобилизации для Москвы был 62 автомобиля на 1000 человек. В 1990 году он достиг 71 автомобиля на 1000 человек, в 1995 году - 126 автомобилей на 1000 человек. За период с 1995 по 1998 годы число легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, увеличилось в 1,5 раза (с 1,2 млн. ед. до 1,7 млн. ед.) и неуклонно продолжает расти. В 2003 году этот показатель равнялся 2,4 млн. единиц. В настоящее время в г. Москве на 1000 жителей столицы среднего возраста приходится около 275 автотранспортных средств личного пользования, что значительно опережает средний показатель по стране и приближается к показателям европейских стран. На сегодняшний день автомобильный парк города составляет более 2, 68 млн. транспортных средств.

Отмечается прогрессирующий процесс разгосударствления транспорта. Еще в 1993 году свыше 70 % грузовых автомобилей и автобусов принадлежало предприятиям и организациям государственного сектора, в 1996 -уже менее половины, а в настоящее время ещё меньше.

Основные виды транспорта - легковые автомобили и мотоциклы в основном находятся в частном владении. Соответственно 93,5 % и 99,1 %.

И еще один весьма характерный показатель. Опережающими темпами идет увеличение численности транспортных средств иностранного производства. В основном за счет легковых автомобилей. В 1992 году удельный вес «иномарок» составлял менее 2,0 % в транспортном потоке страны. В 1995 году эта цифра увеличилась до 16,9 %, а в 2003 году из общего числа легковых автомобилей (22,4 млн. единиц) 6 млн. или 37 %, составили автомобили иностранного производства.1 Таким образом, каждый третий водитель управляет автомобилем иностранного производства.

Однако такая бурная автомобилизация является не только позитивным явлением, но и процессом, несущим отрицательные последствия для общества: большое количество дорожно-транспортных происшествий, заторы на дорогах, загрязнение окружающей среды.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, число погибших от ДТП во всех странах мира составляет в год 1 млн. 171 тыс. человек, число раненых превышает 10 млн. человек, а ущерб от ДТП достигает 500 млрд. долларов США. Только в странах Европейского союза каждый год в результате ДТП погибает более 42 тыс. участников дорожного движения, а около 3,5 млн. получают ранения. Ежегодный ущерб оценивается более чем в 160 млрд. евро.

По числу жертв ДТП Россия занимает одно из первых мест в мире. Тяжесть последствий ДТП у нас в 7 - 10 раз выше, чем в США и большинстве стран Европы, притом, что уровень автомобилизации в нашей стране в 3 - 4 раза ниже, чем в этих странах. Так, в США на 1000 человек приходится примерно 611 автомобилей, в Западной Европе — уровень автомобилизации составляет 500 автомобилей /1000 человек.

Несмотря на различный уровень автомобилизации, количество совершённых дорожно-транспортных происшествий отличается не намного (в США - 1,34 ДТП /100 автотранспортных средств (АТС), в России —1,11 ДТП / 100 АТС, в Западной Европе - 0,9 ДТП / 100 АТС).

Относительное число пострадавших в ДТП в США и Западной Европе выше, чем в России, но сопоставление зарубежных и отечественных данных по числу погибших в ДТП открывает катастрофическую картину. В США коэффициент тяжести последствий равен 1,9; в Западной Европе — 2,9; а в России — 20,4.1 Беспрецедентная тяжесть последствий ДТП (каждое пятое происшествие сопровождается гибелью человека) при относительном равенстве количества происшествий, свидетельствует в том числе, о неблагополучии в области конструктивной безопасности автотранспортных средств.

В Российской Федерации только в 2002 году в результате ДТП погибли 33243 и получили ранения 215678 человек. При этом социально-экономический ущерб превысил 200 млрд. рублей. В 2003 году рост ДТП в целом по РФ составил 10,6 %, количество погибших увеличилось на 2,8 %, раненых на 8,3 %.

Наши рекомендации