Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов

специальности 190702« Организация и безопасность движения»

Курган 2011

Кафедра «Организация и безопасность движения»

Дисциплина: «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий» (специальности 190702)

Составил: доцент Ю.А.Гусельников

Утверждены на заседании кафедры 17 ноября 2010 г.

Рекомендованы методическим советом университета

29 декабря 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при выполнении ими курсовой работы по дисциплине «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий» на тему «Производство экспертизы обстоятельств ДТП».

Курсовая работа предусматривает изучение производства автотехнической экспертизы, состоящее из назначения экспертизы, проведения экспертного исследования и дачи выводов о технической возможности предотвращения ДТП (наезда на пешехода и столкновения автомобилей), оценке действий участников происшествия с технической точки зрения.

Цель КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью курсовой работы является закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий", приобретение практических навыков назначения судебной экспертизы и проведения расчетов, используемых при автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП.

Задание к КУРСОВой РАБОТе

Задание к курсовой работе выдается каждому студенту индивидуально и включает в себя три части: первая - теоретическая часть выполняется по одному плану для всех студентов;вторая и третья части - задачи с вариантами обстоятельств ДТП и данными, характеризующими ДТП.

Данные по вариантам задач даны в таблицах раздела 5 настоящего методического указания. Недостающие для назначения экспертизы исходные данные студент обязан задать самостоятельно, если в ячейке таблицы указан значок (*) или выбрать из учебной и справочной литературы, если - значок (**).

ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна состоять из расчетно-пояснительной записки объемом 25-30 листов формата А 4 и включать:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) задание на выполнение курсовой работы;

4) теоретическая часть (не более 8 листов);

5) задача №1 - экспертное исследование наезда на пешехода при ограниченной обзорности;

6) задача №2 - экспертное исследование столкновения автомобилей;

7) список учебной и нормативно-методической литературы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Теоретическая часть

Теоретическая часть должна включать:

1) Понятие экспертизы ДТП, судебной экспертизы и ее цель.

2) Предметы, объекты и задачи основных видов судебных дорожно-транспортных экспертиз.

3) Организация производства автотехнической экспертизы в РФ.

4) Правовой статус эксперта - автотехника.

Обязанности и права эксперта должны соответствовать требованиям, установленным ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», нормами УПК РФ (ст.57) или КоАП РФ (ст.25.9).

5) Понятие исходных данных для экспертиз ДТП, пути их получения.

Необходимо привести примеры способов получения исходных данных из исследуемых в курсовой работе ДТП.

Требования к выполнению задач

Каждая задача состоит из двух частей:

1) назначение экспертизы;

2) экспертное исследование ДТП.

Назначение экспертизы

Назначение экспертизы должно состоять:

а) из постановления или определения, оформленных студентом от имени следователя или сотрудника ГИБДД соответственно, о назначении автотехнической экспертизы;

б) схемы ДТП, которая прилагается к постановлению (определению).

Требования к постановлению (определению) о назначении экспертизы

Оформление постановления должно соответствовать требованиям ст.195 УПК РФ, определения - ст. 26.4 (части 1-4) КоАП РФ (в зависимости от подследственности и подведомственности дела о ДТП).

Постановление условно состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части постановления (определения) личные данные (Ф.И.О.) о должностном лице, назначившим экспертизу, не указываются.

В постановлении необходимо описать исходные данные, которые могли быть получены по результатам осмотра места происшествия и в ходе других возможных следственных действий (следственные эксперименты и др.).

В этих целях используются все обстоятельства, которые заданы в условиях задач соответствующего варианту индивидуального задания.

Неуказанные условия и обстоятельства происшествия, но необходимые для составления постановления и схемы ДТП, задаются студентом самостоятельно. Например, ширина проезжей части, видимость, марка автомобиля, применение водителем экстренного торможения, зона контакта на транспортных средствах и другие характеристики ДТП.

В резолютивной части требуется сформулировать вопросы, поставленные на разрешение эксперта. При необходимости скорректировать и дополнить вопросы, указанные в вариантах задач.

Форма и пример постановления о назначении экспертизы по уголовным делам даны в приложении А настоящих методических указаний.

Требования к схеме ДТП

Схема ДТП представляет собой план местности участка улично-дорожной сети в зоне ДТП, графическое изображение места происшествия на момент его смотра следователем (дознавателем) или сотрудником ГИБДД.

Схема ДТП составляется на специальном бланке либо листе формата А4 без применения компьютерных технологий с использованием линейки, ручки или карандаша.

Для ДТП, произошедших в населенных пунктах, схема вычерчивается в масштабе примерно 1:200.

На схеме ДТП должны быть обозначены:

1) координаты места ДТП (наезда или столкновения), транспортных средств и пострадавших (трупа) с привязкой к стационарным объектам (ориентирам);

2) следы шин (торможения, качения), расположение деталей, осколков транспортных средств, осыпи грязи и других предметов, обнаруженных на месте происшествия, относительно выбранного ориентира;

3) направления и траектории движения транспортных средств и пешеходов до момента возникновения ДТП и если требуется - после удара;

4) ширина проезжей части, тротуаров, количество полос движения, разметка, дорожные знаки;

5) название улиц, номера домов, остановочные пункты, зеленые насаждения и другие объекты, имеющие значение для установления обстоятельств ДТП.

На схеме необходимо использовать условные обозначения мест ДТП, участников ДТП, транспортных средств, ориентиров, иных предметов, зафиксированных на месте происшествия.

Экспертное исследование ДТП

Экспертное исследование ДТП должно быть оформлено с учетом требований к заключению судебного эксперта, иметь вводную, исследовательскую части и выводы (пример приведен в приложении Б).

Требования к вводной части

В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу, сведения об эксперте (личные данные не указывать).

Перечисляются обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения.

Должны быть приведены исходные данные, полученные из постановления, схемы ДТП и справочно-методических источников.

В конце вводной части приводятся вопросы, поставленные на разрешение эксперту.

Требования к исследовательской части

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, научное объяснение установленных фактов.

В курсовой работе вначале исследовательской части необходимо составить схему (схемы) к экспертному расчету (информационную модель ДТП), отражающую механизм анализируемого ДТП.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, может соответствовать отдельный раздел исследовательской части.

Указываются реквизиты используемых справочных, методических и нормативных документов.

Приводятся результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта.

Заканчивается исследовательская часть (ее разделы) экспертной оценкой полученных результатов.

Требования к заключительной части (выводам)

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в постановлении о назначении экспертизы и вводной части заключения.

На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения.

Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце в виде дополнительных ответов.

Условия задач

5.1 Условия задачи №1 для вариантов 1,2 - Наезд на пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия

Вариант 1

Автомобиль, двигаясь с определенным боковым интервалом от встречного троллейбуса, находящегося на остановке, сбил пешехода, пересекавшего улицу слева направо, считая по направлению движения автомобиля. Пешеход двигался позади троллейбуса на некотором расстоянии. Водитель при виде пешехода затормозил, но предотвратить наезд не сумел.

На дорожном покрытии были зафиксированы тормозные следы, определено место наезда, которое находилось на некотором расстоянии (Sю' ) от начала тормозного следа по направлению движения автомобиля, а также определено место удара пешехода о левую сторону автомобиля, находившееся на расстоянии (lx' ) от заднего моста (перед осью).

ДТП произошло на улице в зоне действия ограничения максимальной скорости – 40 км/ ч.

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

1 Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд, применив экстренное торможение в момент появления пешехода из-за стоящего троллейбуса?

2 Мог ли водитель обеспечить безопасность перехода полосы автомобиля пешеходом без применения торможения?

3 Какие действия водителя и пешехода не соответствуют требованиям Правил дорожного движения РФ?

Данные для варианта 1

Таблица 5.1 - Условия и обстоятельства ДТП

№ вар. Дорожные условия Характеристика пешехода Sю, м Sю', м D, м Dy, м Dх, м l х', м j, м/с2
темп движе- ния пол Воз-раст, лет
* в алког. опьян. муж 14,0 * 3,9
сухой асфальт быстрый шаг муж 18,1 2,5 2,1 **
мокрый асфальт быстрый шаг муж 14,5 * 2,5 2,2 **
мокрый асфальт спокойный шаг жен 16,2 3,5 1,5 1,8 **
* с дет. коляской жен 25,3 * 3,5 1,6 2,0

Таблица 5.2 – Характеристика автомобиля

№ вар. Марка автомобиля Загрузка автомобиля  
 
* с 50%-й нагрузкой  
ВАЗ-2110 водитель и четыре пассажира  
ГАЗ-53 в снаряженном состоянии  
ПАЗ-3201 с полной массой  
BMW-520i один водитель  

Примечание:

*- данные задаются студентом самостоятельно;

**-данные выбираются из справочно-методической литературы.

Вариант 2

Обстоятельства наезда автомобиля на пешехода описаны в условии задачи (вариант 1), однако удар пешеходу нанесен передним бампером автомобиля, место удара о передний бампер при осмотре автомобиля установлено, место ДТП - наезда находится на расстоянии (Sю'' ) от конца тормозных следов, измеренных до задней оси автомобиля.

Ответить на вопросы, указанные в задаче варианта 1.

Данные для варианта 2

Таблица 5.3 - Условия и обстоятельства ДТП

№ вар. Дорожные условия Характеристика пешехода Sю, м Sю'', м D, м Dy, м Dх, м l y, м j, м/с2
темп движе- ния пол Воз-раст, лет
* медлен-ный шаг муж 4,1 1,5 5,9
мокр. асфальт спокой-ный шаг муж 22,4 4,5 * 2,5 1,4 **
сухой асфальт быстрый шаг муж 14,8 2,5 1,2 **
мокр. бетон спокой-ный шаг жен 18,7 7,3 * 1,5 0,0 **
* ведущая ребенка жен 12,9 3,6 3,5 0,5 3,9

Таблица 5.4 - Характеристика автомобиля

№ вар. Марка автомобиля Загрузка автомобиля  
 
* с 50%-й нагрузкой  
Мерседес-Бенс-320 водитель и четыре пассажира  
КАВЗ-685 в снаряженном состоянии  
КАМАЗ-5320 с полной массой  
ВАЗ-2121 водитель и один пассажир  

5.2 Условия задачи №1 для вариантов 3,4 - Наезд на пешехода, вышедшего из-за встречного транспортного средства

Вариант 3

На улице города, где установлено ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч, на тротуаре стоял пешеход. Когда мимо него проехал автомобиль марки «А», он, пропустив автомобиль, пошел через дорогу, не обращая внимания на другие автомобили. В это время по встречной полосе двигался автомобиль марки «Б», водитель которого не реагировал на появление пешехода. Пешеход ударился о боковую сторону автомобиля «Б». Скорости автомобилей определены следственным путем.

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

1. Какой путь прошел пешеход от момента, когда он появился в поле зрения водителя до момента наезда?

2. Мог ли водитель, применив экстренное торможение, избежать ДТП?

3. Противоречат ли действия пешехода и водителя требованиям ПДД?

Таблица 5.5 - Условия и обстоятельства ДТП

№ вар. Дорожные условия Характеристика пешехода V1, м/с V2, м/с D, м Dy, м Dх, м l х, м j, м/с2
темп движе- ния пол Воз-раст, лет
* медлен-ный шаг муж 1,4 1,2 8,2
мокр. асфальт спокой-ный шаг муж 15,5 6,7 1,1 ** 1,8 **
сухой асфальт быстрый шаг муж 12,9 1,9 2,5 2,2 **
влажн. бетон быстрый шаг жен 11,8 7,0 1,3 ** 3,0 **
* ведущая ребенка жен 13,9 1,5 2,5 2,0

Таблица 5.6 - Характеристика автомобиля «Б»

№ вар. Марка автомобиля Загрузка автомобиля  
 
Тойота Королла водитель и четыре пассажира  
ВАЗ-2105 с50%-й нагрузкой  
BMW-700iL в снаряженном состоянии  
УАЗ-452 с полной массой  
ВАЗ-2121 водитель и один пассажир  

Вариант № 4

Обстоятельства ДТП из условия предыдущей задачи, однако удар пешеходу нанесен передним бампером ТС. С места ДТП автомобиль скрылся.

Ответить на вопросы, указанные в предыдущей задаче (вариант 3).

Таблица 5.7 – Условия и обстоятельства ДТП

№ вар. Дорожные условия Характеристика пешехода V1, м/с V2, м/с D, м Dy, м Dх, м l y, м j, м/с2
темп движе- ния пол Воз-раст, лет
* медлен-ный шаг муж * 1,4 1,5 5,9
мокр. асфальт спокой-ный шаг муж 8,5 1,1 3,0 1,6 **
сухой асфальт быстрый шаг муж 12,9 * 1,9 2,5 1,2 **
мокр. бетон спокой-ный шаг жен 11,8 2,3 3,5 0,0 **
* ведущая ребенка жен 13,9 * 1,5 0,5 3,9

Таблица 5.8 – Характеристика автомобиля «Б»

№ вар. Марка автомобиля Загрузка автомобиля  
 
Мерседес-Бенс-190Д водитель и четыре пассажира  
ВАЗ-2105 с50%-й нагрузкой  
BMW-700iL в снаряженном состоянии  
УАЗ-452 с полной массой  
ВАЗ-1111 водитель и один пассажир  

5.3 Условия задачи №1 для вариантов 5,6 - Наезд на пешехода, вышедшего из-за попутного транспортного средства

Вариант 5

На городской улице с односторонним движением первая полоса была занята медленно движущейся колонной грузовых автомобилей. Стоящий на тротуаре пешеход смотрел на поток автомобилей, ожидая перехода. Увидев небольшой промежуток между автомобилями, он сошел с тротуара и пошел по проезжей части, пересек первую полосу, но на второй полосе был сбит легковым автомобилем. Удар пешеходу был нанесен передней частью легкового автомобиля. Место контакта пешехода с бампером автомобиля и скорости легкового и грузового автомобилей установлены в ходе расследования ДТП. Место ДТП - наезда на пешехода находилось в 30 метрах от дорожного знака 3.24 (40 км/ч) со стороны движения легкового автомобиля.

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

1. Имел ли водитель легкового автомобиля техническую возможность предотвратить наезд, применив экстренное торможение?

2. Сколько времени прошло с того момента, когда пешеход показался в поле зрения водителя легкового автомобиля до момента наезда?

3. Какие действия пешехода и водителя легкового автомобиля не соответствуют требованиям ПДД?

Таблица 5.9 – Условия и обстоятельства ДТП

№ вар. Дорожные условия Характеристика пешехода V1, м/с V2, м/с D, м Dy, м Dх, м l y, м Vп, км/ч
темп движе- ния пол Воз-раст, лет
влажн.асфалт   * муж * 12.4 5,5 * 1,2
мокр. асфальт быстрый бег муж 15,5 6,7 2,5 1,5 **
сухой асфальт в алког. опьян. муж * 12,9 6,1 6,5 3,5 2,5 0,9
влажн. бетон спокой- ный бег жен 14,8 7,0 * 0,8 **
* ведущий ребенка муж 13,9 5,2 3,5 0,5 **

Таблица 5.10 Характеристика автомобиля

№ вар. Марка автомобиля Загрузка автомобиля  
 
ВАЗ-2108 водитель и два пассажира  
ВАЗ-2107 с 50%-й нагрузкой  
М-2140 в снаряженном состоянии  
BMW-500i с полной массой  
ВАЗ-2110 водитель и один пассажир  

Вариант 6

Дорожная обстановка описана в предыдущей задаче (вариант 5), но пешеходу нанесен удар правой стороной легкового автомобиля.

С места ДТП автомобиль скрылся. На месте ДТП обнаружены зеркало заднего вида автомобиля, сбившео пешехода и предметы одежды (обуви) пешехода.

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

1. Какой путь прошел пешеход от момента, когда он появился в поле зрения водителя до момента наезда?

2. Мог ли водитель, применив экстренное торможение, избежать наезда на пешехода?

3. Какие действия водителя и пешехода не соответствуют требованиям ПДД?

Таблица 5.11 – Условия и обстоятельства ДТП

№ вар. Дорожные условия Характеристика пешехода V1, м/с V2, м/с D, м Dy, м Dх, м l х, м Vп, км/ч
темп движе- ния пол Воз-раст, лет
влажн.асфалт *   муж * 12,0 6,0 1,4 1,2
мокр. асфальт быстрый бег муж 13,5 4,7 1,1 ** 2,8 **
сухой асфальт *   муж * 12,9 5,0 1,9 2,5 2,2
влажн. бетон спокой- ный бег жен 13,8 7,0 1,3 ** **
* ведущая ребенка жен 14,9 4,5 1,5 0,5 **

Таблица 5.12 – Характеристика автомобиля

№ вар. Марка автомобиля Загрузка автомобиля  
 
BMW-750i водитель и один пассажир  
Тойота Королла один водитель  
ГАЗ-3102 в снаряженном состоянии  
ВАЗ-2110 с полной массой  
* с 50%-й нагрузкой  

5.4 Условия задачи №2 для варианта 1 – Встречное столкновение автомобилей

Вариант 1

На автомобильной дороге произошло встречное столкновение автомобилей №1 и №2 на полосе следования автомобиля №1. После столкновения автомобиль №1 съехал в кювет, а автомобиль №2 опрокинулся на правый бок, оставшись на встречной полосе. При осмотре места происшествия на дорожном покрытии зафиксированы следы юза шин обоих автомобилей, установлено место столкновения.

В дальнейшем следственным путем установлены скорости автомобилей, следственным экспериментом определено расстояние между автомобилями, на котором они находились, когда для водителей возникла опасная обстановка, при этом расстояние до места столкновения для ТС №1 составило (Sа1) м.

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

1. Имел ли каждый из водителей техническую возможность предотвратить столкновение?

2. Соответствуют ли действия водителей требованиям ПДД?

Вариант 2

На перекрестке равнозначных дорог столкнулись под прямым углом два автомобиля (№1 и №2). У автомобиля №1 была помеха справа. Автомобиль № 2 двигался по улице, на которой максимальная разрешенная скорость не должна превышать 40 км/ч.

После столкновения автомобили переместились на определенные расстояния. При осмотре места происшествия были зафиксированы следы торможения обоих автомобилей и их положение после остановки, которое в последующем позволило эксперту определить углы поворота автомобилей (Ф1 и Ф2 – углы перемещения центров тяжести автомобилей; e1 и e2 – углы поворота автомобилей относительно первоначального положения) и перемещения центров тяжести ТС (Sпн1 и Sпн2).

В ходе следственного эксперимента были установлены моменты возникновения опасности для каждого водителя и удаления автомобилей от места ДТП ( Sа1 , Sа2).

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

1. С какой первоначальной скоростью двигался каждый из автомобилей?

2. Имел ли каждый из водителей техническую возможность предотвратить столкновение?

3. Какие действия водителей не соответствуют требованиям ПДД?

Таблица 5.13 – Данные для варианта 1 задачи №2

№ дан. Дорожные условия Марка автомобиля V1, м/с Sю1, м V2, м/с j'', м/с2 Sю2, м SВ, м Sа1, м
№1 №2
* ЗИЛ-43140 ГАЗ-3102 16,2 26,1 5,0 22,1
сухой асфальт УАЗ-3151 ЗАЗ-968М 24,9 17,5 25,7 ** 20,9
мокрый асфальт ПАЗ-3205 ВАЗ-2107 19,9 15,6 26,6 ** 19,2
укатанный снег КамАЗ-5320 М-2140 22,9 27,5 **
мокрый цем.бет. ЗИЛ-130-76 ГАЗ-24 16,8 26,9 ** 23,1
* МАЗ-5335 ВАЗ-2109 14,5 15,5 28,8 5,8
грунтов. дорога ЛиАЗ-677М ВАЗ-2121 20,2 13,1 ** 19,4
сухой асфальт КАВЗ-3976 ВАЗ-1111 24,4 17,3 23,4 ** 20,3
* ВАЗ-2106 РАФ-2203 30,2 21,2 29,3 5,1 16.8
щебеноч.покр. КрАЗ-250 УАЗ-469 13,1 20,8 ** 17,7
обледен.дорога ЗИЛ-43140 КАВЗ-3976 21,5 15,9 22,2 ** 16,6
сухой бет.цем. ГАЗ-3102 ЛАЗ-695М 30,6 22,3 23,7 ** 19,1
* ВАЗ-2108 М-2140 31.3 19.5 25,1 2,5 15,9
мокр. асфальт КамАЗ-5410 ВАЗ-2109 28,9 16,7 32,4 ** 23,4
* ПАЗ-3205 ЗАЗ-968М 19,9 12,2 22,2 5,0 17,4

Примечание:

* - условия задаются самостоятельно студентом;

**- параметры выбираются из учебно-справочной литературы или должны быть получены расчетным путем.

Таблица 5.14 – Данные для варианта 2 задачи №2- Обстоятельства и условия ДТП

№ дан. Дорожные условия Марка автомобиля Sю1, м Sю2, м Sа1, м Sа2, м
№1 №2
сух. асфальт ГАЗ-24 М-2140 6,1 7,9
мокр.бет.цем. ВАЗ-2109 УАЗ-3151 8,4 7,6
мокр.асфальт ЗИЛ-43140 ВАЗ-2107 6,2 8,1
сух.цем.бет. ПАЗ-3205 ГАЗ-3102 4,6 7,2
сух. асфальт КАВЗ-3976 ВАЗ-2121 4,1 6,8
сух. асфальт МАЗ-5335 ВАЗ-1111 3,9 5,3
мокр.асфальт КамАЗ-5320 ПАЗ-3205 3,2 3,2
мокр.асфальт М-2140 ВАЗ-2109 4,3 5,2
сух. асфальт КрАЗ-250 ЗАЗ-968М 1,9 3,5
сух.бет.цем. ВАЗ-2107 ВАЗ-2109 4,2 4,6
сух. асфальт ВАЗ-2121 ЗИЛ-43140 2,6 3,8
мокр.асфальт ЗИЛ-130-76 ЛиАЗ-677М 4,4 3,1
сух. асфальт ВАЗ-2106 МАЗ-5335 4,7 3,3
мокр.асфальт РАФ-2203 КамАЗ-5320 2,5 5,7
сух. асфальт ЗАЗ-968М РАФ-2203 3,5 4,5

Таблица 5.15 – Данные для варианта 2 задачи №2-Расположение автомобилей на проезжей части в конечной фазе ДТП

№ дан-ных Sпн1, м Sпн2, м y1, град y2, град e1, град e2, град
4,1 3,2
3,1 3,4
2,8 4,2
2,1 2,9
1,53 3,9
1,1 4,1
0,8 1,5
2,8 1,9
Продолжение таблицы 5.15
0,7 2,3
2,5 3,1
3,7 2,2
2,9 3,3
4,1 2,7
3,2 2,2
2,5 1,5

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов

специальности 190702« Организация и безопасность движения»

Курган 2011

Кафедра «Организация и безопасность движения»

Дисциплина: «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий» (специальности 190702)

Составил: доцент Ю.А.Гусельников

Утверждены на заседании кафедры 17 ноября 2010 г.

Рекомендованы методическим советом университета

29 декабря 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при выполнении ими курсовой работы по дисциплине «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий» на тему «Производство экспертизы обстоятельств ДТП».

Курсовая работа предусматривает изучение производства автотехнической экспертизы, состоящее из назначения экспертизы, проведения экспертного исследования и дачи выводов о технической возможности предотвращения ДТП (наезда на пешехода и столкновения автомобилей), оценке действий участников происшествия с технической точки зрения.

Цель КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью курсовой работы является закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий", приобретение практических навыков назначения судебной экспертизы и проведения расчетов, используемых при автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП.

Задание к КУРСОВой РАБОТе

Задание к курсовой работе выдается каждому студенту индивидуально и включает в себя три части: первая - теоретическая часть выполняется по одному плану для всех студентов;вторая и третья части - задачи с вариантами обстоятельств ДТП и данными, характеризующими ДТП.

Данные по вариантам задач даны в таблицах раздела 5 настоящего методического указания. Недостающие для назначения экспертизы исходные данные студент обязан задать самостоятельно, если в ячейке таблицы указан значок (*) или выбрать из учебной и справочной литературы, если - значок (**).

ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна состоять из расчетно-пояснительной записки объемом 25-30 листов формата А 4 и включать:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) задание на выполнение курсовой работы;

4) теоретическая часть (не более 8 листов);

5) задача №1 - экспертное исследование наезда на пешехода при ограниченной обзорности;

6) задача №2 - экспертное исследование столкновения автомобилей;

7) список учебной и нормативно-методической литературы.

Наши рекомендации