Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Обстоятельства, подлежащие установлению.

В систему преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включаются происшествия, имеющие место со всеми видами транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного либо другого механического, автомотовело- и городского электротранспорта, тракторами и иными самоходными машинами). Наиболее распространенными из этой группы преступлений являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Несмотря на многообразие ДТП в них, есть общие криминалистически значимые черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.

С учетом механизма указанные деяния различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел.

По субъективно-личностным основаниям возникновения ДТП они подразделяются на происшествия, возникшие:

- по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение сигналам светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);

- вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пе­шехода из-за препятствия и т.д.);

- в результате нарушений, допущенных лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследствие грубых нарушений дорожного надзора за состоянием дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).

Наиболее часто встречаемыми видами ДТП являются наезды и столкновения.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке со­вершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения.

В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения (а точнее о криминальном поведении его субъектов) не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами данной характеристики рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения указанного преступления влияет большое количество параметров системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда». Выдвижение меха­низма совершения данного преступного деяния на первый план в криминалистической характеристике вполне закономерно. Механизм - как система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах в ходе такого происшествия - позволяет разобраться во всей картине этого события на всех его этапах (начальном, кульминационном и финальном). В результате знание механизма ДТП позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

Способ криминального поведения участников ДТП в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других фак­торов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление).

Механизм рассматриваемых преступлений, как и по делам о преступных нарушениях правил промышленной и иной безопас­ности складывается из двух подвидов. Первый включает в себя своеобразие механизма преступного нарушения правил дорожного движения. Второй характеризует динамику действий разрушительных сил транспортных средств, приводящих к столкновению. При оценке своеобразия криминального поведения субъектов в картине механизма и обстановке ДТП следует иметь в виду, что оно в определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без получения соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной, волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) трудно правильно разобраться в сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.

При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства:

- в чем суть ДТП, повлекшего за собой общественно опасные последствия;

- где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;

- какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);

- наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

- какова форма вины каждого участника дорожно-транспортного происшествия (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел);

- кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе рассле­дования или после него;

- не имела ли место в данном случае инсценировка ДТП.

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей

ДТП.

66. Особенности следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Одним из первых следственных действий явл. осмотр м\п. При подготовке к нему до выезда на м\п следует позаботиться чтобы пострадавшему была оказана помощь, а также полностью или частично остановлено движение. Необходимо решить помощь, каких специалистов понадобиться и, какие технич. средства потребуются. По прибытии на м\п следователь должен проверить эффективность организации охраны. В случае когда водитель скрылся с места происшествия на транспортном средстве, о котором имеются некоторые данные, следователь должен организовать розыск такого автомобиля. Все сведения о транспортном средстве, скрывшемся с места происшествия, сообщаются на посты ГИБДД по пути его возможного следования. В случае когда водитель остался на месте происшествия, прежде всего необходимо провести проверку на наличие алкоголя в крови. После этого следователь должен допросить водителя, свидетелей, потерпевших. У очевидцев выясняется вопрос о взаимном положении транспорта и препятствия на дороге, каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность, о месте и положении транспорта по окончании процессов перемещения после происшествия и др. Если участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу, каком направлении двигался, на каком участке дороги произошёл контакт транспорта и потерп-го и др. На стадии общего обзора

последующие следственные действия будут проводиться в зависимости от той следственной ситуации, которая сложилась после начального этапа расследования. Если транспортное средство не было установлено, проводятся оперативно-розыскные мероприятия по его розыску. С учётом объяснения свид-ей определяются границы и начальная точка осмотра. Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на кот находилась машина во время предшествовавшего появления в остановки движения факторов отрицательно влияющих на безопасность. В других случаях следует начинать осмотр от места обнаружения следов происшествия. В процессе непосредственного исследования м\п изучают его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов следов. Стадия детального Выявленные следы осматриваются, обращается внимание на их общие, частные признаки и точно фиксируется место их расположения. Определенным видом ДТП (наезд, столкновение) присуще определенные следы. При наезде на неподвижные препятствия, на них остаются частицы краски, стекла, смазки, топлива, части груза, отделившиеся узлы автотранспорта. При наезде на потерпевшего, кроме вышеперечисленных остаются следы крови, одежды, трассы от волочения могут остаться подтеки, пятна масла, воды. От вращения машин на поверхности дороги остается после столкновения дугообразные следы. Опрокидывания сопровождается образованием следов заноса и др. Для всех видов ДТП характерно наличие следов колес. Они подлежат фиксации в протоколе, фотографируются, изготавливаются слепки и др. При наличии трупа производится осмотр трупа, фиксир-ся его поза, состояние одежды, расположение относительно транспортного ср-ва и др. На одежде и кожи трупа следует искать частицы краски, стекла, отпечатки бампера, горюче смазывающие материалы. При исследовании транспорта требуется участие специалиста – автотехника, важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения. В ходе осмотра также выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений деталей (надо установить какие части машины первыми вступили в контакт с препятствием) назначение судебных экспертиз и проведение следственного эксперимента. Судебные экспертизы играют важную роль при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Достаточно часто при расследовании проводят следственный эксперимент для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля В ряде случаев проводят предъявление для опознания, очные ставки. После получения достаточной доказательственной информации следователь выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и допрашивает его.

67. Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях.Перечень вопросов, разрешаемых судебной дорожно-транспортной экспертизой: - какие имеются повреждения на транспортном средстве, когда и в результате чего они образовались; - какие имеются неисправности транспортного средства, их причина и давность образования; - с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; - была ли техническая возможность предотвратить происшествие; - какова техническая причина происшествия. Судебные экспертизы играют важную роль при расследовании дорожно-транспортных происшествий. К ним относятся: техническая, транспортно-трасологическая, судебно-медицинская, а также комплексные экспертизы.

№68 Криминалистическая характеристика взяточничества и других проявлений коррупции.

Взяточничество- обобщенное понятие двух самостоятельных, но неразрывно взаимосвязанных преступлений – получение взятки и передача взятки. Одно без другого существовать не может. Однако в этой их взаимосвязи получение взятки представляет наибольшую общественную опасность, ибо грубо нарушает интересы государственной службы, ведет к разложению государственного аппарата. (дача или получение взятки должностным лицом, занимающим должность в государственных структурах ст290-291УК РФ, занимающего пост в коммерческой или иной организации ст.204 УК РФ). Взяточничество включает в себя получение должностным лицом лично или через посредника незаконного вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или аналогичных выгод за выполнение каких-либо служебных действий или их не выполнение, за иное поведение (общее покровительство или попустительство по службе) с использованием своего служебного положения в интересах взяткодателя. Сложности расследования взяточничества заключаются в следующем: все его участники, тщательно скрывают следы своих преступных действий, и совершаются эти действия без свидетелей, взятки получаются за их законные действия для их ускорения или маскируются под внешне законные способы. По этим делам преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры доказывания. Предмет взятки определен законом ст290,204 УК РФ: это деньги (в любой валюте), ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на прдъявителя, приватизационные ценные бумаги и иные документы в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другое имущество и выгоды имущественного характера(предоставление услуг). Бывает организованная группа взяточников. В этих случаях важное крим.значение имеют данные о численности и связях группы, характере преступного сговора м/у ее «участниками», распределение м/ними ролей. Взяточничество часто бывает связано с другими преступлениями (хищениями, уклонением от уплаты налогов, мошенничеством и др.).При расследовании взяточничества подлежат установлению следующие обстоятельства:- имел ли место факт дачи-получения взятки; - каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении; - кто является взяткодателем, взяткополучателем; - каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки); - с какой целью была дана взятка; - были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер; - нет ли в действиях взяточников признаков других преступлений, если да, то каких именно; - нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков; - нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответственности; - какие обстоятельства способствовали взяточничеству.

Наши рекомендации