Критерии оценки прочности пути
5. Назначение рельсов и требования, предъявляемые к ним. Типы, профили, длины рельсов
НАЗНАЧЕНИЕ РЕЛЬСОВ
· Создавать поверхность с наименьшим сопротивлением качению колеи подвижного состава
· Направлять движение колес подвижного состава
· Воспринимать, упруго перерабатывать и передавать нагрузки от подвижного состава на опоры ( шпалы, брусья)
· На участках с автоблокировкой рельсовые нити служат проводниками сигнального тока
· На участках с электрической тягой рельсовые нити служат проводникам обратного тягового тока
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕЛЬСАМ
1) Рельсы должны быть тяжелыми- для наибольшего прочности пути при движении поездов с большими осевыми нагрузками и высокими скоростями
2) Рельсы должны быть легкими- исходя из соображения экономии металла и упрощения работы с ними при погрузке, транспортировки, замене и т п
3) Рельсы должны быть жесткими-для лучшего сопротивления изгибу под нагрузкой
4) Рельсы должны быть гибкими- с целью понижения ур-я динамических сил
5) Рельсы должны быть вязкими - для предотвращения хрупких изломов от ударно-динамического воздействия колес подвижного состава
6) Рельсы дб твердыми-по сообр-м контактной выносливости
7) Поверхность рельс должна обладать наибольшим трением-для лучшего сцепления колес локомотивов с рельсами
8) Поверхность катания рельсов дб наиболее гладкой - для понижения сопротивления движению колес вагонов
9) Должны обеспечить безопасный пропуск поездов с установленной скоростью
10) Должны быть технологичными
11) Должны иметь большой срок службы
ДЛИНА РЕЛЬСОВ
а) Условия заводского изготовления – 60 – 100 м;
б) Условия транспортировки – до 800 м;
в) Условия текущего содержания – 12,5 – 25 м;
г) Климатические условия:
- нормальные;
- длинные;
- бесстыковые плети.
ТИПЫ РЕЛЬСОВ:
· Р50
· Р65
· Р75
· Р65к ( для наружных нитей кривых участков пути)
Число-вес одного погонного метра
АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ РЕЛЬСОВ
Характеристика рельсов. Материал рельсов.
Вес рельса
· эмпирическая зависимость веса рельса q от статической нагрузки P на ось локомотива (1933 г.):
· осредненная зависимость между весом рельса q и скоростью движения поездов V:
· зависимость веса рельса q от грузонапряженности Г (формула В.Я.Шульги):
При оценке целесообразности того или иного веса рельса, необходимо учитывать следующие соображения:
· Чем больше нагрузка на ось, скорости движения, грузонапряженность, те большим должен быть вес рельса при прочих равных условиях
· Чем больше вес рельса, тем меньше при прочих равных условиях будут составлять эксплуатационные расходы на 1 км пути
Ширина головки рельса
Должна иметь такие размеры, при которых обеспечиваются наименьшие контактные напряжения и наибольший срок службы по износу, т.к рельс устанавливается с подуклонкой 1:20 для обеспечения равномерного износа головки, чтобы колесо катилось по нему, имея коничность 1:20
Выражается значение величины головки рельса
Формулы и подпись
3. Высота рельсов
Высокие рельсы считаются наиболее целесообразные, так как с увеличением высоты, увеличивается момент инерции в большей мере, чем момент сопротивления, следовательно, давление будет передаваться на большее число отдельных опор, но ограничение высоты рельса из соображения, что высокий момент инерции ведет к недостаточной упругости рельса, повышает динамическое воздействие колес и контактных напряжений
Широкая подошва по сравнению с узкой головкой предназначена:
· Для обеспечения нормативного прижатия рельсов к опоре, за счет промежуточных скреплений
· Если бы подошва рельса была узкой - улучшение остывания рельса после проката
· Чем шире подошва, тем большая стабильность относительно опоры
Материал рельсов:
· Мартеновская сталь
· Конвертерная сталь
· Электросталь
Состав рельсовой стали:
Полезные элементы
1. Углерод (С) – общая прочность рельсов при изгибе, твердость и износостойкость
2. Марганец (Mn) – увеличивает твердость, износостойкость и вязкость рельсовой стали
3. Кремний (Si) – твердость и износостойкость
Вредные примеси
1. Фосфор (Р)– повышает хрупкость рельсов при низких температурах
2. Сера (S) – повышает красноломкость рельсов (при прокате рельсов образуются трещины)
Микролегирующие и модифицирующие добавки
• Ванадий (V), титан (Ti) и цирконий (Zr) – улучшают структуру и качество стали