Организация диспетчерского руководства перевозки грузов на маршруте
Для контроля и управление движением грузового автотранспорта создается диспетчерская станция. Она может обслуживать одно или несколько транспортных предприятий, а также отдельных перевозчиков по разовым заявкам.
Диспетчерские станции оборудуются средствами проводнойрадиотелефонной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники.
Для централизованного управления движением диспетчерская станция оснащается:
- прямой проводной связью с автотранспортными предприятиями, конечными и промежуточными контрольными пунктами маршрутов и стоянками автотранспорта;
- радиотелефонной связью с грузовыми автомобилями, автомобилями технической помощи и линейными диспетчерскими пунктами, где отсутствует прямая проводная связь.
Общее руководство работой диспетчерского аппарата возлагается на начальника станции или главного диспетчера. На государственных диспетчерских станциях начальник находится в непосредственном подчинении заместителя начальника соответствующего транспортного управления.
Типовая организационная структура состава диспетчерской станции выглядит следующим образом:
а) группы сменных старших диспетчеров;
б) группы дежурных по приему заявок на перевозку, по распределению и исполнению заявок;
в) диспетчеры по разработке технологических карт диспетчерского управления движением автотранспорта применительно к местным условиям;
г) диспетчеры по анализу исполненных перевозок за каждые сутки. Основными задачами диспетчерской станции являются:
1. Улучшение качества транспортного обслуживания заказчиков грузовых перевозок за счет повышения регулярности движения, оперативного контроля за состоянием обслуживания заказчиков на линии, оперативного регулирования движения подвижного состава с соблюдением безопасности движения.
2. Повышение эффективности использования автотранспорта за счет рационального использования резерва автомобиля на наиболее загруженных направлениях.
3. Увеличение количества выполняемых заявок на перевозку и своевременного направления (переключения) простаивающего транспорта в пункты повышенного спроса на перевозки грузов.
4. Принятие мер по оказанию своевременной технической помощи грузовому автотранспорту на линии.
5. Ведение учёта и составление отчетности по выполненным перевозкам.
Штатная численность диспетчерского состава определяется в зависимости от количества подвижного состава в рейсах, числа маршрутов, объёма поступающей информации и применяемой системы её обработки.
Основными функциями диспетчерской службы являются:
1. Оперативный контроль за своевременным выпуском автомобилей в каждый рейс и эффективным использованием автомобилей.
2. Управление движением на всей сети маршрутов.
3. Приём заявок и организация договорных перевозок.
4. Координация движения автотранспорта с другими видами транспорта.
5. Принятие мер по оказанию своевременной технической помощи на линии.
Диспетчерское руководство движением автотранспорта на маршрутах выражается в регулярном обмене между промежуточными и конечными пунктами назначения следующей информацией:
- о времени фактического отправления автотранспорта;
- о нарушениях и отклонениях движения от графика;
- о наличии свободных грузовых мест в грузовых автомобилях;
- об объёмах грузов (скоплении грузов) в промежуточном пункте назначения;
- о дорожных и погодных условиях;
- о дорожно-транспортных происшествиях; др. Диспетчерская служба имеет право требовать:
1. От автотранспортных предприятий:
- выпуска грузового автотранспорта в соответствии с расписаниями и графиками;
- своевременного оказания технической помощи подвижному составу в рейсах или его замены при технической неисправности;
- выполнения указаний по распределению подвижного состава на маршруты по договорам и в рейсы по заявкам, а также выпуска резервного автотранспорта;
- представления периодической информации, предусмотренной технологическим процессом работы диспетчерской станции (о времени и количестве выпущенных в рейсы автотранспортных средств; о причинах неполного выпуска, опозданий, сходов; о принятых мерах по пополнению недостающего подвижного состава; др.).
2. От водителей автомобилей:
- выполнения всех утверждённых рейсов;
- представления информации о времени прибытия на контрольные пункты при выполнении каждого рейса;
- выполнения указаний диспетчерского аппарата по соблюдению графика движения, по переключению на другой маршрут;
- выполнения указаний по обеспечению заявок на доставку грузов, а также информации о месте нахождения радиофицированных автомобилей по прибытии в промежуточные и конечные пункты назначения.
Работники диспетчерской службы обязаны:
- обеспечивать централизованное управление движением автотранспорта с соблюдением правил безопасности дорожного движения;
- строго выполнять требования организации технологического процесса работы диспетчерской службы;
- представлять автотранспортным предприятиям установленную отчётность;
- представлять автотранспортным предприятиям оперативную информацию о работе автотранспорта на маршрутах и в рейсах;
- осуществлять координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.
Права и обязанности каждого конкретного работника диспетчерской службы определяются должностными инструкциями.
Специальная часть