Противопожарная система водотушения
Суммарную подачу основных пожарных насосов следует определять из условия одновременного обеспечения 15 % количества всех установленных на судне пожарных кранов, но не менее трех, а для судов с двигателями суммарной мощностью 220 кВт и менее – не менее двух при подаче струй самыми большими насадками, применяемыми на судне. Таким образом, подача пожарного насоса должна удовлетворять двум требованиям:
(4.6) |
где – количество пожарных кранов, установленных на судне;
– расход воды на один шланг, м3/ч.
Расход воды на один шланг определяется по уравнению истечения воды из спрыска:
(4.7) |
где – коэффициент истечения из спрыска пожарного ствола (брандспойта);
– ускорение свободного падения, м/с2;
– площадь сечения отверстия спрыска ствола диаметром , м2;
– напор воды у спрыска ствола, м. вод. ст.
Площадь сечения отверстия спрыска ствола можно определить по формуле:
(4.8) |
где – диаметр спрыска, м.
Стандартные диаметры насадок следует принимать равными 12, 16 и 19 мм или близкими к этим размерам.
Диаметр насадки ручных стволов на открытых палубах судов грузоподъемностью 1000 т и более, на пассажирских судах длиной 50 м и более, судах технического флота и плавучих доках должен быть не менее 16 мм.
Общий напор у спрыска ствола можно определить по формуле:
(4.9) |
где – коэффициент, зависящий от диаметра спрыска ствола, при этом меньшие значения коэффициента соответствуют большим значениям диаметра ствола;
– общая высота вертикальной струи, м. вод. ст.
(4.10) |
где – коэффициент, учитывающий раздробленную часть струи;
– высота компактной части струи, принимаемой над уровнем палубы самой верхней надстройки или рубки, независимо от места установки пожарного крана, м. вод. ст.
Определив расход воды на один шланг, проверяют оба вышеприведенные условия и по наибольшему результату устанавливают необходимую подачу пожарного насоса.
Системы санитарные
Основное назначение санитарных систем – снабжать команду и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять за борт нечистоты и загрязненные (сточные) воды. В состав санитарных систем входят: система водоснабжения, сточно-фановая и система шпигатов.
Система водоснабжения
Производительность станции подготовки питьевой и мытьевой воды (СППВ):
(4.11) |
где – коэффициент запаса;
– нормы расхода воды на человека в сутки, экипажа и пассажиров соответственно, л;
– количество людей на судне, экипажа и пассажиров соответственно, чел;
– время работы станции в сутки, ч. для грузовых и буксирных судов и для пассажирских водоизмещающих судов.
Нормы расхода воды регламентируются СанПиН 2.5.2-703-98 и зависят от группы судов (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Минимальные нормы водопотребления для водоизмещающих судов
Норма расхода воды, л/(чел·сут) | Группа судна | ||
I1 | II2 | III3 | |
для экипажа | |||
для пассажиров |
Продолжение таблицы 4.1
1I группа – Суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов); 2II группа – Суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть отдыхает на берегу; 3III группа – Суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу. |
Объем накопительного бака с учетом пикового расхода воды можно принимать равным 4-х часовой производительности станции:
(4.12) |
Полезная вместимость гидрофора:
(4.13) |
где – количество заполнений гидрофора в час;
– часовой расход воды.
(4.14) |
Полная вместимость гидрофора при оптимальном отношении давлений Р1/Р2=2 будет равна:
(4.15) |
Начальное давление воздуха в гидрофоре принимается Р1 = (0,3…0,4) МПа, конечное Р2 = (0,15…0,2) МПа.
Подача санитарного насоса, подающего воду в гидрофор:
(4.16) |
где – коэффициент запаса;
– время работы станции в сутки, ч. для грузовых и буксирных судов и для пассажирских водоизмещающих судов.
Система сточно-фановая
С целью предохранения окружающей среды от загрязнения сточными и фановыми водами на каждом судне должна быть предусмотрена специальная цистерна для их сбора вместимостью:
(4.17) |
где – коэффициент запаса;
– удельное значение накопления сточных вод (таблица 4.2), м3/(чел.∙сут.);
– количество членов экипажа и пассажиров на борту судна, чел;
– продолжительность рейса судна между городами, где возможна сдача сточных вод на очистные станции. Обычно принимается для пассажирских судов равным временем рейса между крупными городами, т.е. 1…2 суток. Для буксиров и грузовых судов это время хода между начальными и конечными пунктами рейса и равно 2…5 суткам.
Таблица 4.2 – Удельное значение накопления сточных вод для различных типов судов
Тип судна | № проекта | qсв, м3/(чел.сут.) |
Крупные пассажирские суда с индивидуальными душевыми и умывальниками | 301,302, 92-16, КУ-040, КУ-056 | 0,18 |
Крупные пассажирские суда с умывальниками в каютах и общими душевыми | 588, 26-37 | 0,14 |
Средние пассажирские суда с умывальниками в каютах | 305, 646, 785 | 0,12 |
Крупный грузовой и буксирный флот | 507, 1565‚ 781, 791, 613, 758, 1557 и др. | 0,12 |
Средние грузовые и буксирные суда | 276, 866, Р 98 и др. | 0,09 |
Мелкие грузовые и буксирные суда | РМ-376, Т-63, 1606, 1660, Р-96 и др. | 0,07 |
Мелкий пассажирский внутригородской и скоростной флот | 780, 342Э, 340Э, 352, Р-51 и др. | 0,003 |
Технический флот и несамоходные суда с людьми на борту* | 0,09 | |
*Для землечерпательного каравана накопление сточных вод рассчитывается исходя из количества людей, находящихся на всех судах, входящих в его состав. |
Подача насоса для удаления (выдачи) сточно-фановых вод:
(4.18) |