Характеристики, отнесённые к валу двигателя
Электромеханические характеристики тягового электродвигателя, отнесенные к валу двигателя, определяются по следующим выражениям
, (10)
, (11)
, (12)
где n – частота вращения якоря, об/мин;
U – напряжение на выходах двигателя, В;
I – ток в цепи якоря, А;
r – суммарное сопротивление якорной цепи, Ом;
c – постоянная двигателя;
Ф– магнитный поток в двигателе, Вб;
М – момент на валу двигателя, Нм;
Рм– механические потери в двигателе, Вт;
Рс – потери в стали при холостом ходе двигателя, Вт;
kс – коэффициент дополнительных потерь при нагрузке двигателя;
ηд – КПД тягового электродвигателя.
Электромеханические характеристики, отнесенные к валу двигателя, для тягового электродвигателя ДК- представлены в таблице 4 и на рисунке 2
Таблица 4- Электромеханические характеристики, отнесенные к валу электродвигателя
Ток I, А | Частота вращения якоряn, об/мин | Момент на валу M, Нм | КПД η, % | ||||||
β=1,0 | β=0,5 | β=0,31 | β=1,0 | β=0,5 | β=0,31 | β=1,0 | β=0,5 | β=0,31 | |
Примечание. Здесь β–коэффициент ослабления поля последовательной обмотки возбуждения. |
1–режим полного поля (β=1,0);2–режим ослабления поля (β=0,31);3–режим ослабления поля (β=0,31)
Рисунок 2-Электромеханические характеристики, отнесенные к валу электродвигателя
4.2 Характеристики, отнесенные к ободу колеса
Для пересчета характеристик ТЭД с вала на обод колеса используются следующие формулы
, (13)
, (14)
, (15)
где Dк – диаметр колёс, м;Dк= м;
µ– передаточное число редуктора;µ =;
F – сила тяги, Н;
Pз – потери в передаче, Вт;
η– КПД тягового двигателя отнесённый к ободу колеса.
Потери в передаче Pз, Вт, определяем по формуле
, (16)
где Pзо- относительные потери в передаче ,%;
U- напряжение в контактной сети, В;U=B;
Iч -номинальный (часовой) ток двигателя, А; Iч = А.
Таблица 5-Потери в передаче
Тип передачи | Ток якоря I,А | |||||||||
Относитель- ные, % | ||||||||||
Абсолютные |
Рисунок 3-Зависимость потерь в передаче от тока двигателя
Пересчитываем электромеханические характеристики ТЭД с вала двигателя на обод колеса, графические зависимости представлены на рисунке 4.
Таблица 6-Элетромеханические характеристики электродвигателя, отнесенные к ободу колеса
Ток I, А | Скорость движения ПС V, км/ч | Сила тяги F, Н | КПД η, % | ||||||
β=1,0 | β=0,5 | β=0,31 | β=1,0 | β=0,5 | β=0,31 | β=1,0 | β=0,5 | β=0,31 | |
Примечание.Здесь β–коэффициент ослабления поля последовательной обмотки возбуждения |
1–режим полного поля (β=1,0);2–режим ослабления поля (β=0,31);3–режим ослабления поля (β=0,31)
Рисунок 4-Электромеханические характеристики, отнесенные к ободу колеса
4.3 Определение среднего пускового тока двигателя
Значение максимального пускового тока определяется из условий:
-надежной коммутации двигателя
, (17)
-надежного сцепления колес с дорогой или рельсами
, (18)
где -сила тяги при максимальном токе, Н;
-сцепной вес подвижного состава при номинальном наполнении, кН;
-расчетный коэффициент сцепления: для троллейбуса равен 0,3
-количество ТЭД на ПС; z=1.
Сцепной вес поезда - вес приходящийся на обмоторенные оси, который определяется по формуле:
-для троллейбуса с одним приводным мостом
, (19)
кН.
Для определения максимального пускового тока рассчитывается по формуле (18) при равенстве левой и правой части выражения
Н.
По электромеханической характеристике двигателя F(I) при полном поле определяется значение =А
Максимальный ток двигателя , А,
, (20)
Максимальный ток по надёжной коммутации двигателя , по значению тока, по надёжной коммутации двигателя , так как ток больше(меньше) чем ток по условию надёжного сцепления
, (21)
где -коэффициент неравномерности пускового тока; =;
- коэффициент запаса; =
.
По электромеханическим характеристикам при полном поле м/ .
Система пуска выбирается для каждого ПС по приложению В. Ступенчатые автоматические системы пуска – контакторно-реостатные, а плавные– тиристорно-импульсные.
Для ПС городского электротранспорта средний пусковой ток необходимо проверить по допустимому максимальному ускорению, равному 2 м/с2 для плавных автоматических систем пуска. Проверка проводится по следующему алгоритму:
1) для значения по характеристике F(I) при полном поле, определяется значение ;
2) для значения по характеристике (I) при полном поле, определяется значение ;
3) рассчитывается удельное основное сопротивление движению по формулам таблицы 1при подстановки значение ;
;
Н/кН.
4) рассчитывается среднее ускорение в режиме пуска а, , по формуле
, (22)
м/ .
где (1+ )–коэффициент инерции вращающихся частей ПС;
Так как полученное ускорение получилось выше допустимого а=2,принимаем =
м/
Найденное значение среднего пускового тока наносят на электромеханические характеристики двигателя. Кроме того, тонкими линиями показывают максимальное и минимальное значение пускового тока, определяя их по формулам
; (23)
; (24)
;
.
Расчёт тормозной силы
Эффективное торможение подвижного состава городского электрического транспорта является одним из главных условий безопасности движения. Критерием эффективности в этом случае является минимальный тормозной путь, что обеспечивается при максимально допустимой тормозной силе. При использовании одновременно электрического и механических тормозов
, т.е. при экстренном торможении, ограничение максимальной тормозной силы обусловлено сцеплением колеса и дорожного покрытия (рельса). Следовательно, максимальную тормозную силу , Н, подвижного состава при экстренном торможении можно определить по формуле
, (33)
где –вес подвижного состава, приходящийся на оси (колеса), оборудованные тормозами, при номинальном заполнении, кН.
Сцепной вес троллейбуса при электрическом торможении определяется по формуле
, (34)
.
Откуда будет равно
Н.
Значение максимальной тормозной силы также проверяется по наибольшему замедлению
, (35)
где – вес троллейбуса при номинальном заполнении, кН,
, (36)
.
Откуда будет равно
.
Значение удельного сопротивления движению , которое подставляется в формулу 33, определяется при скорости начала торможения ориентировочно 18…20 км/ч.
Значение наибольшего замедления подвижного состава, рассчитанное по формуле 35, не должно превышать допустимого замедления 5 , иначе необходимо ограничить тормозную силу по наибольшему допустимому замедлению
Тормозную силу , Н, при служебном торможении определяют по формуле
,
.