Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя

ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №5

Дисциплина: Математическое моделирование объектов и систем управления

Тема: Анализ динамики приводных систем звеньев роботов на примере электроприводов с типовыми регуляторами с помощью функций библиотеки Control System Toolbox

Выполнили студенты группы 13345/2 __________________ В.В. Варлашин __________________ А.Ю. Волков
Преподаватель __________________ Н.В. Ростов

Санкт-Петербург 2016

Задача

Анализ характеристик двигателя постоянного тока (ДПТ) по его передаточной функции, исследование частотных характеристик.

Исходные данные

Передаточная функция ДПТ

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Параметры ДПТ:

Ке – коэффициент противоЭДС двигателя (конструктивный параметр)

Та – электрическая постоянная времени

Тм – механическая постоянная времени, Тм = (RaJ)/(KeKm)

Кm – электромеханическая постоянная двигателя (конструктивный параметр)

J – момент инерции на валу вигателя

Rа – сопротивление обмоток якоря

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 1 – Структурная схема контура тока

Ксп – коэффициент передачи силового преобразователя

Тсп – постоянная времени силового преобразователя

Ua – максимальное напряжение якоря

Кдт – коэффициент передачи датчика тока

ωmax – максимальная скорость двигателя

Передаточная функция регулятора тока

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Трт и Крт– параметры регулятора тока

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 2 – Структурная схема контура скорости

Передаточная функция регулятора скорости

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Трс и Крс– параметры регулятора скорости

Выполнение работы

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя

%Задача: построить характеристики ДПТ при J={J1,J2,J3}

close all;clc;clear all;

Ra=10; %Ом

Ta=0.01;

Ke=0.05; %Вс/рад

Km=Ke;Нм/А

J=0.5E-5; % первое значение момента инерции, кгм^2

% J=1.5E-5; % второе значение момента инерции

% J=3E-5; % третье значение момента инерции

Tm=(J*Ra)/(Ke*Km);

DC_Motor=tf(1/Ke,[Tm*Ta Tm 1]);

figure(1);

subplot(1,2,1);bode(DC_Motor,{10, 10000});grid on;hold on

subplot(1,2,2);step(DC_Motor,0:0.0005:0.5);grid on;hold on;

Вывод по пункту 1

Результаты моделирования (см. рисунки 3-5) показывают, что при различных моментах инерции на валу электродвигателя переходные процессы имеют разные частоты среза, а так же переходные характеристики. С увеличением момента инерции на валу двигателя переходные процессы затягиваются, исчезает колебательность, частота среза уменьшается (рисунки 4 и 5).

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 3 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при J=0.5E-5кгм^2

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 4 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при J=1.5E-5кгм^2

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 5 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при J=3E-5кгм^2

2. Построение частотных характеристик для контура тока (КТ) с пропорционально-интегральным регулятором тока (ПИ-РТ) для J= 1.5E-5кгм^2.

Ksp=3;% Коэффициент передачи силового преобразователя

Tsp=0.001;% Постоянная времени силового преобразователя

Kdt=10/3;% Коэффициент передачи датчика тока, В/А

Trt=Ta; % Постоянная времени регулятора тока

Krt=1; % настраиваемый коэффициент

%Krt=10;

%Krt=5;

Plant_KT=tf(Ksp,[Tsp 1])*tf(1/Ra,[Ta 1])*Kdt%Объект контура тока

PI_RT=Krt*tf([Trt 1],[Trt 0])%ПИ регулятор тока

KT_open=PI_RT*Plant_KT%Модель контура тока в разомкнутом состоянии

figure(2);subplot(1,2,1);bode(KT_open,{10, 100000});grid on;

KT_closed=feedback(KT_open,1);

subplot(1,2,2);step(KT_closed,0:0.0001:0.1);grid on;

Вывод по пункту 2

Результаты моделирования (см. рисунки 6-8) показывают, что c увеличением коэффициента пропорциональной составляющей регулятора тока переходные процессы ускоряются, появляется колебательность, частота среза увеличивается (рисунки 7 и 8). На рисунке 6 подобрано оптимальное значение пропорциональной составляющей регулятора тока, обеспечивающее перерегулирование в размере 4,29 %, что соответствует настройке контура тока по модульному оптимуму.

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 6 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при Krt = 1

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 7 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при Krt = 10

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 8 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при Krt = 4.99

3. Построение частотных характеристик для контура скорости (КC) с пропорционально-интегральным регулятором скорости (ПИ-РС) для момента инерции J= 1.5Е–5кгм^2

Tkt=2*Tsp; % Постоянная времени контура тока

Trs=4*Tkt; % Постоянная времени контура скорости

Kds=10/600; % Коэффициент обратной связи по скорости, Вс/рад

Krs=1;%Настроить

%Krs=10;

%Krs=15;

Plant_KS=tf(1/Kdt,[Tkt 1])*Km*tf(1,[J 0])*Kds%Объект контура скорости

PI_RS=Krs*tf([Trs 1],[Trs 0])

KS_open=PI_RS*Plant_KS

figure(3);subplot(1,2,1);bode(KS_open,{10,10000});grid on;

KS_closed=feedback(KS_open,1);

subplot(1,2,2);step(KS_closed,0:0.001:0.1);grid on;

Вывод по пункту 3

Результаты моделирования (см. рисунки 9-11) показывают, что c увеличением коэффициента пропорциональной составляющей регулятора тока переходные процессы ускоряются, уменьшается перерегулирование На рисунке 11 подобрано оптимальное значение пропорциональной составляющей регулятора тока, обеспечивающее перерегулирование в размере 42.2 %., что соответствует настройке переходного процесса по симметричному оптимуму.

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 9 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при Krs = 1

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 10 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при Krs = 10

Построение частотных характеристик для ДПТ при трех различных значениях момента инерции на валу двигателя - student2.ru

Рисунок 11 – АЧХ/ФЧХ (слева) и переходная характеристика ДПТ при Krs = 15.

Вывод

Исследованы переходные процессы, протекающие в моделях ДПТ, а так же построены переходные характеристики двигателя, его контуров управления ПИ-РС и ПИ-РТ Из результатов проведённой работы видно, что при увеличении момента инерции процессы становятся затянутыми, без перерегулирования, возрастает время переходного процесса. Выполнена настройка параметров ПИ-РС и ПИ-РТ, подобраны значения, соответствующие симметричному оптимуму и модальному оптимуму.

Наши рекомендации