Диагностика и замена подшипников ступицы
В отличие от шаровой опоры подшипник ступицы колеса не стучит, а гудит при движении автомобиля. Причем, шум усиливается по нарастающей при разгоне, а при уменьшении скорости соответственно уменьшается. Проверить шумящий подшипник можно на месте, для этого нужно поднять автомобиль на домкрате и прокрутить колесо – неисправная деталь издает неприятный слегка скрипящий звук. Следует отметить, что если подшипник гудит долго, потом он начинает уже хрустеть и щелкать, а в дальнейшем может и заклинить. Когда на ходу «клинит» колесо – это очень опасно, так как автомобиль теряет управление и может попасть в аварию, поэтому с такой неисправностью эксплуатировать машину нельзя.
Срок службы ступичных подшипников зависит от модели автомашины, и в среднем составляет 50-100 тыс. км. Раньше времени детали выходят из строя, если в ступицах недостаточно смазки, поэтому при техническом обслуживании необходимо проверять ее наличие, и при необходимости смазывать ступицы. Хотя существуют разные марки автомобилей, принцип замены этих деталей на всех моделях авто приблизительно одинаков, разница заключается лишь в том, что на одних автомашинах подшипники снимаются и устанавливаются легко, а на некоторых легковушках они запрессовываются под давлением. Снять подшипник легче – его наружную обойму можно расколоть, а вот для запрессовки понадобится пресс, и поэтому такую работу выполняют в условиях технически оснащенного автосервиса.
Диагностика и ремонт рычагов передней подвески
Рычаги подвески могут быть разными по конструкции – с запрессованными в них сайлент-блоками или с шаровыми опорами. На некоторых рычагах опоры устанавливаются на заклепках, на других крепятся гайками с болтами. Как правило, рычаги передней подвески к балке крепятся через салент-блоки, которые обеспечивают мягкую работу подвески.
Со временем салент-блоки (металло-резиновые втулки) изнашиваются, и в соединениях появляется люфт, который сопровождается стуком в подвеске. Диагностируются втулки рычагов так же, как и шаровые опоры, и при обнаружении люфтов в них нуждаются в замене. Следует отметить, что перепрессовать втулки можно не на всех рычагах – на некоторых моделях авто эти детали меняются только целиком в сборе. Еще одна достаточно частая причина замены рычагов – деформация этих деталей при наезде на препятствие или при аварии.
Диагностика и замена пружин
Поломка пружин в ходовой части автомобиля – явление достаточно частое, детали выходят из строя по нескольким причинам:
· автомобиль часто эксплуатируется по плохим дорогам;
· машина регулярно перегружается;
· установлены детали плохого качества.
Характерные неисправности этих элементов подвески – проседание самой пружины или слом пружинного витка. От перегруза обычно страдают задние пружины, при этом задняя ось становится ниже передней по высоте. Чтобы приподнять багажник, используют разные методы:
· ставят под пружины дополнительные проставки;
· меняют стандартные пружины на усиленные.
Если ломается одна из пружин, в подвеске появляется стук, а машина проседает в том месте, где пружинный виток лопнул.
Ремонт органов управления автомобиля:
Для установления степени износа и характера ремонта деталей рулевой механизм необходимо разобрать. При этом для снятия рулевого колеса и сошки руля применяют съемники. Основными дефектами деталей рулевого механизма являются износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки, обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг, погнутость рулевых тяг.
Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сошки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно.
Разборку и сборку рулевого механизма необходимо производить только на стенде, предварительно сняв его с автомобиля, а регулировку можно выполнять как на стенде при сборке, так и на автомобиле при текущем ремонте. Зазор в подшипниках червяка рулевого вала у автомобилей ВАЗ и ГАЗ-3102 регулируют подбором регулировочных прокладок, у автомобиля «Москвич-2140» регулировочной гайкой, которая вначале затягивается до отказа, затем отпускается до свободного вращения рулевого вала без появления осевого люфта и затягивается стопорной гайкой. Момент проворачивания подшипников червяка должен составлять для автомобилей ВАЗ и «Москвич» 20...50 Н * м, для автомобиля ГАЗ-3102 — 40...80 Н * м.
Боковой зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют с помощью регулировочного винта (или втулки), связанного с валом сошки. Беззазорное зацепление червяка с роликом должно быть в пределах поворота червяка на угол не менее 30...60° влево и вправо от положения, соответствующего прямолинейному движению. В правильно отрегулированном рулевом механизме усилие на ободе для поворота рулевого колеса в среднем положении должно составлять 8...12 Н.
Шарниры рулевого привода автомобилей ВАЗ ремонту не подлежат, а шарниры автомобилей «Москвич» и ГАЗ-3102 подлежат разборке и последующей сборке с заменой изношенных сферических поверхностей пальцев и сухарей.
Ремонт трансмиссии автомобиля:
Ремонт сцепления:
Основными неисправостями механизма сцепления могут быть: неполное включение, когда сцепление пробуксовывает; неполное выключение, когда сцепление ведет; резкое включение сцепления.
При пробуксовывании сцепления и нормальном свободном ходе педали основными причинами неисправности могут быть:
- замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей и нажимного диска;
- повышенный износ или прогорание фрикционных накладок ведомого диска;
- засорение или перекрытие кромкой уплотнительного кольца компрессионного отверстия главного цилиндра;
- разбухание манжет главного и рабочего цилиндров из-за применения несоответствующих сортов тормозной жидкости или ее загрязнения.
Для устранения неисправности необходимо:
- при замасливании маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска – тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные отверстия и насухо их вытереть; сильно замасленный ведомый диск заменить или приклепать новые фрикционные накладки; устранить причину замасливания;
- при сильном износе или прогорании фрикционных накладок ведомого диска – заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе.
Если заедает или поврежден привод выключения сцепления, следует устранить причины заедания.
При неполном выключении сцепления затрудняется переключение передач переднего хода, а передача заднего хода включается с шумом.
Причинами неисправности могут быть:
- неправильная установка, ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска;
- коробление ведомого диска;
- задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
- заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач;
- перекос или коробление нажимного диска;
- заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач.
Для устранения неисправности необходимо:
- заменить фрикционные накладки новыми, правильно установить заклепки, проверить торцевое биение диска;
- прошлифовать рабочую поверхность маховика или заменить его новым.
При короблении ведомого диска – выправить ведомый диск или заменить его новым.
При задире поверхности нажимного диска – заменить кожух с нажимным диском в сборе.
При заедании ступицы ведомого диска – очистить шлицы, нанести на них свежую смазку.
При значительном износе или повреждении шлицев – заменить диск или первичный вал коробки передач.
При перекосе или короблении нажимного диска – заменить кожух с нажимным диском в сборе.
При заедании переднего подшипника – смазать подшипник или заменить новым.
При рывках автомобиля в движении и в момент трогания с места основными причинами неисправности могут быть:
- потеря упругости пружинных пластин ведомого диска;
- замасливание рабочих поверхностей фрикционных накладок, маховика и (или) нажимного диска;
- повреждение или ослабление крепления подушек подвески силового агрегата, размягчение резиновых деталей подвески;
- износ переднего подшипника первичного вала коробки передач;
- деформация ведомого диска;
- перекос нажимного диска из-за деформации кожуха при неправильной сборке сцепления в сборе на маховик двигателя;
- ослабление крепления накладок ведомого диска вследствие неплотности клепки;
- заедание в приводе выключения сцепления.
Для устранения причин неисправности необходимо:
- заменить ведомый диск в сборе новым;
- заменить резиновые детали подвески силового агрегата;
- при замасливании рабочих поверхностей фрикционных накладок заменить ведомый диск новым;
При повреждении или ослаблении крепления подушек подвески силового агрегата – исключить повреждение или ослабление.
При износе переднего подшипника – заменить его.
При деформации ведомого диска – выправить диск или заменить его новым.
При ослаблении крепления накладок ведомого диска – заменить заклепки, если накладки не изношены; если износ значительный, заменить накладки или ведомый диск в сборе; устранить причины, вызывающие заедание в приводе выключения сцепления, поврежденные детали заменить.
При рывках и ударах в трансмиссии автомобиля в момент трогания с места основными причинами неисправности могут быть:
- износ деталей гасителя крутильных колебаний;
- значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний;
- задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
- деформация ведомого диска;
- значительный износ или образование трещин на фрикционных накладках ведомого диска;
- замасливание фрикционных накладок ведомого диска.
Для устранения неисправностей при износе деталей гасителя крутильных колебаний необходимо заменить ведомый диск.
При значительной осадке или поломке пружин гасителя – заметить ведомый диск.