Система скидок с тарифа. Классификация скидок. Транспортная составляющая в цене продукции.
Система скидок с тарифа. Классификация скидок.
Система построения тарифов по классам с учетом платежеспособности грузовладельцев и дифференцированного государственного регулирования тарифов является основной. Наряду с этим развивается система скидок с тарифов с целью повышения спроса на перевозки, развития конкурентного сектора рынка транспортных услуг.
Необоснованные льготы приводят к потере доходов. При оценке обоснованности предоставляемой скидки исходят из предпосылки, что с увеличением объема перевозок возрастает только «зависящая» от него часть расходов. Если дополнительные доходы превышают дополнительно возникающие «зависящие» расходы, то перевозка экономически выгодна, а коммерческая сделка обеспечит прирост прибыли.
Размеры предоставляемых скидок устанавливают в процессе разработки договора об организации перевозок (контракта) с последующим согласованием и утверждением. Применительно к железнодорожному транспорту рассмотрим ряд скидок с прейскурантного тарифа и сферы их применения.
Скидки с тарифа при дополнительных перевозках грузов. Эта скидка может быть представлена на весь привлекаемый (дополнительный) объем перевозок:
- на направлениях, где конкурируют разные виды транспорта (перевозчики) и операторские компании, где есть возможность привлечь «на себя» часть грузов, или напротив, предотвратить отток освоенных (традиционных) грузопотоков;
- в случаях, когда в силу высоких транспортных издержек грузовладельцы не могут осуществить рост объемов производства, расширение своей доли рынка или просто не в состоянии обеспечить сбыт продукции и даже вынуждены сокращать производство;
- для создания льготных условий грузовладельцам, испытывающим временные финансовые трудности;
- при условиях создания новых объектов производства или сооружений.
Максимальный предел скидки с прейскурантной провозной платы можно определить с учетом возмещения только зависящих издержек по формуле:
Сmах = 1 – k / r или в процентах Сmах = (1 – k / r) * 100,
где k - доля расходов, зависящих от объема работы (наибольшая принимается на год и более, а сокращенная — на внутригодовой период или разовую перевозку);
r - коэффициент рентабельности r = 1 + х /100,
где x - рентабельность перевозок в процентах к расходам.
Минимальным пределом платы за перевозки должна быть маржинальная себестоимость перевозок, которая при достаточной пропускной и провозной способности железных дорог равна себестоимости в части зависящей от объема работы. Размер скидки устанавливается по договоренности с грузоотправителем и не должен превышать максимальный.
Пользователь транспортных услуг обладает правом на пониженную ставку только при выполнении размеров погрузки или реально внесенных платежах.
Скидки на прирост объемов перевозок (бонусные скидки). Предоставляются при сбыте продукции крупным оптовым партнерам не для каждой сделки, а за обусловленный объем оборота в год, когда есть гарантия увеличения (прироста) объема перевозок (на установленный процент) по сравнению с предыдущим периодом. При невыполнении грузовладельцем условия увеличения объема перевозок в договоре следует предусмотреть варианты:
- годовой объем отправления распределяется по кварталам (месяцам), но при его невыполнении по вине клиента скидки отменяются с компенсацией издержек;
- скидка предоставляется по специальной шкале с учетом прироста перевозок;
- расчет производится по истечении контрактного периода, когда перевозчик выплачивает клиенту сумму скидок на фактический прирост перевозок.
Когда скидка предоставляется не на весь объем перевозок, а лишь на их прирост, у грузовладельца может быть заинтересованность в увеличении перевозок: чем выше прирост по сравнению с базовым уровнем, тем большую скидку с тарифа он получит в расчете на весь объем перевозок. В этом случае максимальная скидка, %, на весь объем перевозок может быть определена в двух вариантах:
а) при условии возмещения только зависящих расходов без образования прибыли:
Cmax = (g * (r - k) / (G + g) * r) * 100;
б) при условии сохранения среднего уровня рентабельности:
Cmax = (g * (1 - k) / (G + g)) * 100;
где g - прирост объема перевозок, %;
G - полный объем перевозок, равный 100 % .
Сезонные скидки. На транспорте сезонные скидки возможны при перевозках отдельных видов грузов. Определение предельных размеров сезонных скидок выполняется аналогично скидкам при дополнительных перевозках.
Скидка на отправки грузов в прямых отправительских маршрутах. Введена с 15 января 1995 г. в размере 10 % от тарифа. В настоящее время отменена.
Скидки за предварительную оплату перевозок (типа «сконто»). В случае предварительной оплаты максимальный размер скидки определяется исходя из депозитной процентной ставки. Здесь суть в том, чтобы размер предварительной оплаты непревышал сумму, которую грузовладелец мог бы дополнительно получить, поместив те же средства на хранение в банк.
Решением правительственных органов вводилась система скидок с тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом в зависимости от сроков (глубины) предварительной оплаты и действующей ставки рефинансирования Центрального банка России.
Скидка, %, с тарифа при предварительной оплате не должна превышать:
С = 0,0833 * д * м * (1 - 0,01 * Н),
где 0,0833 - часть годового процента, приходящаяся на 1 месяц (1:12 = 0,0833);
д - годовая депозитная банковская ставка, %;
м – число месяцев в периоде предварительной оплаты до момента предъявления груза к перевозке;
Н - ставка налога на добавленную стоимость, %.
Скидки при перевозках грузов в направлениях следования порожних транспортных средств. На железнодорожном транспорте этот вид скидок с переменным успехом действовал многие годы вплоть до 1990 г. В настоящее время эти скидки не применяются.
Инвестиционные скидки с тарифа. Это исключительные (пониженные) тарифы, применяемые с целью привлечения инвесторов. В настоящее время этот вид скидки не применяется. Однако в учебных целях можно предусмотреть эту скидку при перевозке грузов в собственных вагонах, когда собственник (компания-оператор, грузовладелец или экспедиторская организация) покупает новый подвижной состав или выполняет необходимый капитальный ремонт старогодных вагонов. Исключительный пониженный тариф устанавливается так, чтобы разность между тарифом на перевозки в вагонах инвентарного парка РЖД и исключительным тарифом на перевозки в собственных (арендованных) вагонах (груженый плюс порожний рейсы) не превышала стоимости содержания высвобождаемых вагонов парка РЖД с учетом необходимой прибыли. При этом перечень грузов и типов вагонов, для которых устанавливаются скидки, размеры скидок оформляются договором и утверждаются правительственными органами РФ. Срок возврата инвестиций устанавливается в пределах 8—15 лет и в течение этого срока применяются инвестиционные скидки с тарифа.
Расчет величины инвестиционной скидки, %, производится следующим образом:
Si = 0,85 * K / (Dtok) (1 + Е) * 100
где Si - скидка с тарифа в i-м порядковом году, начиная с года покупки вагонов, в % к тарифу за груженый и порожний рейс;
К - стоимость приобретаемых компанией новых вагонов или затраты на осуществление капитального ремонта для продления полезного использования старогодных вагонов, приобретенных у МПС России (без НДС), руб.;
D - расчетная годовая провозная плата, оплачиваемая компанией железным дорогам за груженый и порожний пробег собственных вагонов (без НДС), руб., с учетом действующих скидок и исключительных тарифов;
tok - срок возврата инвестиций, в течение которого действует скидка с тарифа, год;
Е - норма дисконта;
Н - порядковый номер года возврата инвестиций или года применения тарифных льгот (для года покупки вагонов ti =1).
Величина tok, устанавливается между железнодорожным транспортом и компанией в пределах 8-15 лет. Величина Е устанавливается между железнодорожным транспортом и компанией в пределах 0,03-0,12.
Д = 365 * Np * (Тгр + Тп) / Ов = 365 * Np * (Тгр + Тп) / Ов * Кр
где Nр - парк новых вагонов;
Тгр, Тп - тариф соответственно за груженый и порожний рейс, действующий на момент заключения договора о предоставлении скидки, руб./вагон;
Ов - расчетное время оборота вагона, суток;
Кр — необходимый коэффициент резерва с учетом неравномерности перевозок (при отсутствии непосредственного расчета его величины может приниматься в размере 1,20 для универсальных вагонов и нефтебензиновых цистерн и 1,30 для прочих типов вагонов).
Ов = [tгр + (1 / Vуч + tтех / Lтех) * (1 + а) * L] / 24
где tгр - время простоя вагона под грузовыми операциями в течении оборота, ч;
Vуч - участковая скорость в грузовом движении, км/ч;
tтех - средний простой вагона на одной технической станции, ч;
Lтex - среднее расстояние между техническим станциями (вагонное плечо), км;
а - коэффициент порожнего пробега вагонов;
L — расстояние перевозки, км.
Параметры для расчета величины Ов определяется для конкретного маршрута следования, а при их отсутствии – по среднесетевым данным.
При наличии нескольких маршрутов обращения вагонов параметр D определяется как средневзвешенная величина.
При предоставлении скидки с тарифа по годам ее величина по соглашению сторон может устанавливаться с отклонением от расчетных значений при соблюдении общего условия: средняя арифметическая величина фактически предоставляемой скидки за период ее действия должна быть равна средней арифметической величине расчетной скидки за тот же период.
Транспортная составляющая в цене продукции.
Скидки с учетом транспортной составляющей в цене товаров. Определение оптимальной величины скидки и порядок ее согласования с грузовладельцем рассмотрим в следующей последовательности:
1). Определяется суммарная стоимость производства товара и его транспортировки:
И = Цо + Эо + Сб + Эн + П
где Цо - цена продукции в пункте отправления с учетом рентабельности производства;
Эо - прочие расходы в пункте отправления (услуги других видов транспорта, ППЖТ, хранение и др.);
Сб - дополнительные сборы в пунктах отправления (погрузо-разгрузочные работы, подача и уборка вагонов и т.д.);
Эн - прочие расходы в пунктах назначения;
П - провозная плата;
2). Расчет суммы дефицита, т.е. разности между рыночной ценой Ц, по которой грузовладелец может реализовать свою продукцию в пункте назначения, и суммарной стоимостью производства и транспортировки
Д = И – Цр
3). Общая сумма дефицита распределяется между перевозчиком и грузовладельцем пропорционально провозной плате и стоимости продукции в пункте производства и прочим расходам;
4). Доля дефицита, приходящаяся на железнодорожный транспорт,
х = Д * (П + Сб) / И
5). Оптимальная величина скидки с тарифа, %,
Ст = (х / П)* 100
6). Вычисляется договорный тариф с учетом оптимальной скидки
Тд = П - (П * Ст * 0,01)
Если грузоотправитель запрашивает скидку в большем размере, то путем переговоров ее следует максимально приблизить к оптимальной величине, не превышая установленный максимальный размер скидки на данную перевозку.