Организация выпуска автотранспортных средств на линию
Все предприятия, учреждения, организации и хозяйства обязаны при выпуске автомобиля из гаража выдавать водителю путевой лист. Путевой лист по утверждённой форме является основным первичным документом учёта работы автотранспорта, обязательным для автотранспортных предприятий всех министерств, ведомств и организаций. Путевые листы выдаются только на один день или смену и при условии сдачи предыдущего путевого листа. На более длительный срок путевые листы выдаются только в случае командировки, когда водитель, в связи с расстоянием маршрута и характером движения, выполняет задание более чем в течение суток (смены). Выдаваемый водителю путевой лист должен обязательно иметь порядковый номер по данному автотранспортному предприятию (начиная с 1 января каждого года), дату, штамп и печать организации, которой принадлежит.
Многодневный путевой лист выписывается на период работы сроком до 15 дней в течение календарного месяца. В целях обеспечения ежедневного контроля за работой почасовых автомобилей многодневные путевые листы ежедневно в конце дня (смены) сдаются водителями в установленном порядке. На следующий день водитель вновь получает свой путевой лист.
При получении путевого листа водитель проверяет запись на лицевой стороне в разделе «Выдачи горючего » - остаток горючего в баке автомобиля при выезде. Записывается все горючее, с которым шофер выезжает из гаража и которое он получает в пунктах следования автомобиля и от клиента.
На оборотной стороне путевого листа в разделе «выполнение задания» записываются все отдельные пробеги, ездки, совершенные автомобилем за день работы (смену).
Все заезды автомобиля в промежуточные пункты маршрута должны быть отдельно занесены с указанием соответствующих пунктов.
Временем прибытия автомобиля считается время предъявление водителем путевого листа.
В многодневном путевом листе заказчик автотранспорта обязан ежедневно отмечать время прибытия и убытия автомобиля, показания спидометра.
Явившийся на работу водитель предъявляет диспетчеру водительское удостоверение. Проверив удостоверение, диспетчер выдает водителю путевой лист под расписку в журнале выдачи путевых листов, а водителям маршрутных автобусов также расписание
В диспетчерской Предприятия водители получают от диспетчера путевую документацию и проверяют ее перед выездом на линию. По возвращении с линии водители готовят путевую документацию к сдаче и сдают ее диспетчеру.
Водитель проверяет записи в путевом листе, комплектность и правильность оформления путевой документации. Затем водитель последовательно направляется к медицинскому работнику (кабинет которого находится в здании автовокзала), контрольному механику. Медицинский работник проводит медицинское освидетельствование водителя, проставляет в путевом листе штамп «К РЕЙСУ ДОПУЩЕН» и делает отметку в журнале медпункта. Контрольный механик ставит штамп в путевом листе «Технический осмотр ПРОШЁЛ» и передает водителю автомобиль. Водитель проверяет исправность автомобиля. Передача водителю автомобиля оформляется записями
Если водитель не может быть допущен к работе по состоянию здоровья, его направляют к врачу.
Билетный кассир выдает водителю билетно-учетный лист, билеты, абонементные талоны. Номера билетов фиксируются в билетно-учетном листе.
Путевые листы оформляет диспетчер. (Приложение 3).
Оперативное диспетчерское руководство и контроль за работой
Подвижного состава на линии
Принципиальной особенностью диспетчерского управления является осуществление деятельности в реальном масштабе времени. Это повышает требования к качеству и своевременности принятия и исполнения диспетчерских решений. Ошибки при диспетчерском управлении отражаются на ходе перевозок и, как правило, их нельзя исправить. Принятие диспетчерских решений должно быть осуществлено немедленно.
Диспетчерское управление направлено на выполнение разработанного ранее плана движения и его оперативную корректировку в соответствии с возникающими отклонениями и колебанием потребности в перевозках. Потребность в диспетчерском регулировании перевозок объясняется: недостаточным знанием объекта управления, не позволяющим спланировать все детали процесса перевозки; случайно возникающими колебаниями потребности в перевозках; вероятностными характеристиками системы перевозок, проявляющимися в сбоях перевозочного процесса. Если влияние первой из указанных причин с течением времени несколько снижается в связи с развитием научно-технического прогресса, то остальные две причины объективны и не могут быть устранены.
Диспетчерское управление преследует цели повышения эффективности использования подвижного состава и поддержания качества транспортного обслуживания пассажиров на нормативном уровне. В диспетчерском управлении выделяют типовые управленческие функции организации, планирования, контроля, регулирования, координации, исполнения решений и анализа.
. Регулирование осуществляется на основе оценки информации, полученной при контроле, и имеет целью разработку диспетчерских решений по корректировке перевозочного процесса в соответствии с установленным планом движения. Координация заключается в установлении и осуществлении взаимодействия с диспетчерскими службами других видов пассажирского транспорта, органами исполнительной власти и местного самоуправления. Исполнение решений является логическим завершением регулирования и включает передачу диспетчерского решения исполнителю и контроль исполнения. Анализ направлен на установление путей дальнейшего совершенствования перевозок и производится на основе информации, полученной при контроле, с учетом плана перевозок, принятых и реализованных диспетчерских решений.
Диспетчерское управление пригородными автобусными перевозками, по сравнению с внутригородским сообщением, связано с дополнительными трудностями, объясняющимися большей протяженностью маршрутов и территориальной удаленностью их конечных пунктов, расположенных в пригородной зоне. Это, в частности, затрудняет маневрирование подвижным составом между маршрутами, подключение в работу резервных автобусов.
Диспетчерское управление междугородными и международными автобусными перевозками основано на использовании принципов направления и разделения маршрута на диспетчерские участки. Это обусловлено большой протяженностью соответствующих маршрутов и «привязкой» групп отдельных маршрутов к расходящимся автомобильным дорогам — направлениям.
Важной функцией диспетчерского управления междугородными автомобильными перевозками является передача по маршруту информации о наличии свободных мест в движущихся автобусах.
Безусловное требование эффективности диспетчерского управления — наличие устойчивой производственной связи с водителями на линии. Второй этап развития технической базы диспетчерского управления предусматривает внедрение автоматизированных систем диспетчерского управления движением (АСДУД) подвижного состава на линии, использующих компьютеры и бортовые устройства для автоматической передачи информации о работе подвижного состава на линии в диспетчерский центр. На Предприятии для отслеживания движения автобусов на линии используется программма AUTOTRACKER. Отчет программы за 18.07.2012 представлен в Приложении 4.
Важнейшее направление деятельности диспетчерской службы Предприятия — предупреждение и ликвидация последствий нарушений движения. Это особенно актуально для маршрутных перевозок, так как в этом случае нарушения в движении затрагивают интересы многих пассажиров, вплоть до нарушения перевозчиком своих договорных обязательств, а перекрытие трассы маршрута приводит к прекращению сообщения на нем. Для таких случаев в графике работы водителей планируется резерв. При сходе с линии автобуса он заменяется резервным.