Актуальность логистики на современном этапе экономического развития
Во влиянии логистики на экономическое развитие можно выделить 4 фактора:
1. Экономический, позволяющий сократить производственно-сбытовые затраты предприятий–производителей, уменьшить издержки обращения торгово-посреднических организаций, расширить ассортимент услуг и улучшить качество обслуживания потребителей.
2. Организационный. Дробление структур и децентрализация управления сопровождается развитием ассоциативных начал в хозяйственной деятельности. Все более устойчивое положение приобретают интегральные формы, что и характерно для логистических процессов.
3. Информационный. В настоящее время на первый план выходит развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений. Информационные потоки в то же время выступают предметом, средством и составляющей логистических процессов.
4. Технический фактор проявляется в том, что субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В свою очередь, коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической модернизации обуславливают эффективное управление на логистической основе.
Логистика оказывает существенное воздействие на развитие рыночных отношений:
1) развивается конкуренция продукции и сервиса;
2) снижаются затраты на товародвижение, т.е. на заготовку, складирование, разгрузку и отправку продукции;
3) рационально используются ресурсы;
4) эффективно функционируют отрасли производственной инфрастуктуры.
Многоплановое влияние оказывает логистика на работу органов государственного управления:
1) востребуются их координационные функции, поскольку в последнее время хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе предприятий-поставщиков и потребителей, а также в связи с развитием посреднических структур. В масштабе регионов функции координации товаропотоков призваны выполнять местные органы исполнительной власти;
2) в региональных органах управления получают развитие функции рекомендательного и научно-методического характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам;
3) изыскиваются дополнительные источники повышения доходов государственного бюджета, например, благодаря регулированию цен на логистические услуги;
4) развиваются межотраслевые связи предприятий промышленности, транспорта, торговли;
5) логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных отношений, что учитывается при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.
Элементы, из которых складывается эффект от логистического подхода к управлению предприятием:
1) производство ориентируется на рынок, возможен переход к малосерийному и индивидуальному производству;
2) налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
3) сокращаются простои из-за нехватки материалов на рабочих местах;
4) оптимизируются запасы (одна из центральных проблем логистики);
5) сокращается численность вспомогательных рабочих вследствие повышения определенности процесса;
6) улучшается использование производственных и складских площадей за счет снижения неопределенности потоковых процессов (в частности, на оптовых торговых базах – до 30%);
7) снижается травматизм из-за улучшения техники безопасности.
Этапы развития логистики
Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:
- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;
- энергетический кризис (70-е годы);
- НТП и в первую очередь, компьютеризация;
- превращение рынка продавца в рынок покупателя.
Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на рис. 1.2-1.5):
I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).
Рис 1.2. Элементы 1-го этапа развития логистики
Ключевые моменты первого этапа развития логистики:
- непосредственное реагирование на колебания спроса;
- оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.
II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.
Рис 1.3. Элементы 2-го этапа развития логистики
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:
- система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;
- используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;
- работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.
III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.
Рис 1.4. Элементы 3-го этапа развития логистики
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:
- к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;
- управление основано на планировании упреждающих воздействий;
- работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.
IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.
Ключевые моменты четвертого этапа:
- увязка противоречивых целей подразделений предприятия;
- долговременное (более года) планирование;
- оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.
Рис. 1.5. Элементы 4-го этапа развития логистики
Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.
Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:
- в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);
- в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.
В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя (рис. 1.6).
Рис.1.6. Логистика как управление материальным потоком