Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития в Республике Беларусь

Финансовый контроль в Республике Беларусь регламентируется рядом нормативно-правовых актов, таких как Налоговый и Бюджетный кодексы Республики Беларусь, Указ Президента № 259 от 7 июля 1995 г. «О некоторых мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь и контролю за выполнением налогового законодательства»; Положение о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений, Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений); Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» 1 июля 2010 г. № 142-З (в ред. от 10 июля 2012 г.), а также Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» (в ред. от 5 апреля 2012 г. № 157) и другими.

В Республике Беларусь различают специализированные и общегосударственные органы финансового контроля.

К общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особыми полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах социально-экономической деятельности; Национальный банк Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку наделен правом председательствовать на заседаниях Совета Министров и его Президиума, руководить деятельностью республиканских органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой денежно-кредитной, экономической и финансовой политики государства. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в республике [19].

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременность поступления доходов и эффективность расходования (по назначению) средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов Республики Беларусь исключительно контрольные функции выполняют Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на места. В их функции входят [21, с. 101]: осуществление контроля за соблюдение министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства; контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами государственного управления, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных средств.

Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству, основными задачами которого являются контроль за доходной и расходной частями бюджета и процесс его исполнения; контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов; контроль (совместно с Национальным банком Республики Беларусь) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

Кроме того, к особым органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей.

Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Аналогичные задачи в регионах осуществляю налоговые инспекции. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.

Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью.

В целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов страны, повышения эффективности координации действий государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, в Республике Беларусь функционирует Совет по координации контрольной деятельности.

К основным направлениям его деятельности можно отнести следующие:

- обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;

- планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;

- проведение совместных (с участием контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, созданию единого банка таких данных;

- анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений.

В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы для проведения ревизий финансово-экономической деятельности и проверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, такие проверки и ревизии на государственных предприятиях помогают определить экономическую целесообразность реализуемых мероприятий и законность операций, выявить отдельные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь. Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В анализируемый период отмечается неравномерность роста консолидированного бюджета Республики Беларусь. По состоянию на 2013 г. доходы консолидированного бюджета страны возросли на 72945 млрд р. по отношению к 2011 г. среднегодовой темп роста доходов консолидированного бюджета страны составил 109,24 % за представленный период.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. В Республике Беларусь за 2008-2011 гг. расходы бюджета выросли на 15617 млрд р., и среднегодовой темп роста составил 107,57 %. При этом серьезно снизилась доля расходов и доходов бюджета в ВВП.

План доходов консолидированного бюджета Беларуси в I квартале 2013 г. уже выполнен на 103,6 %, налоговыми органами обеспечено поступление налогов и сборов на общую сумму 31 трлн. 211,2 млрд. руб., что составило 71,8 % общего объема поступлений в доход бюджета страны.

В том числе в республиканский бюджет поступило в январе–марте 10 трлн. 622,5 млрд. руб., в местные — 20 трлн. 588,7 млрд. руб.

Наиболее значительная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет налога на прибыль, это составило свыше 8 трлн. руб., или 25,7 % в общем объеме поступлений платежей, контролируемых налоговыми органами. Доходы от налога на добавленную стоимость составили 6,39 трлн. руб., или 20,5 % в общем объеме, подоходного налога — почти 5,7 трлн. руб. (18,3 %), акцизов — 3,154 трлн. руб. (10,1 %), налога на недвижимость — 1,272 трлн. руб. (4,1 %).

Таким образом, на 1 апреля 2013 г. выполнение плана доходов консолидированного бюджета составило 103,6 %, к запланированной сумме дополнительно поступило свыше 1 трлн. руб. В том числе республиканский бюджет выполнен на 103,2 %, дополнительно туда поступило 334,4 млрд. руб., местные бюджеты — на 103,8 % (дополнительно привлечено 747,6 млрд. руб.)

Для органов финансового контроля наиболее важным является показатель задолженности по налогам и сборам в Республике на конец года. В таблице 3.1 отмечено, что с каждым годом задолженность субъектов хозяйствования по налогам и сборам перед государством снижается. В 2011 г. уровень задолженности снизился на 52,25 п/п по сравнению с 2008 г., или на 30585 млрд р. Среднегодовой темп снижения задолженности составляет – 21,8 % в год.

В процессе работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляется внутрихозяйственный финансовый контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов.

В Беларуси наиболее важным органом финансового контроля со стороны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.

Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь [7, ст.1].

Комитет государственного контроля в соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения [11].

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Закон «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон) был принят 12 июля 2013 г. Он вступит в силу с 1 января 2014 г. и заменит собой Закон РБ от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 3373-XII).

В ст. 3 Закона впервые зафиксированы основные принципы аудиторской деятельности и приведено их определение.

Так, основными принципами аудиторской деятельности являются:

· независимость;

· конфиденциальность;

· профессиональная компетентность;

· профессиональное поведение.

Как и ранее, Закон предусматривает, что аудиторская деятельность является исключительной и ограничивает аудиторские организации и индивидуальных предпринимателей в осуществлении иных видов деятельности, кроме ряда отдельных услуг.

Так, как и прежде, аудиторы помимо аудита вправе оказывать некоторые иные услуги, именуемые теперь профессиональными услугами (ранее – сопутствующие аудиту услуги).

В ст. 16 Закона сказано, что аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели при осуществлении аудиторской деятельности проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказывают иные аудиторские услуги, перечень и порядок оказания которых устанавливают национальные правила аудиторской деятельности. Кроме того, аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели помимо осуществления аудиторской деятельности могут оказывать с соблюдением требований законодательства РБ профессиональные услуги, перечень которых приведен.

В общих чертах перечень профессиональных услуг повторяет перечень сопутствующих услуг с некоторыми уточнениями. Однако можно отметить отсутствие в перечне профессиональных услуг информационного обслуживания. Особый интерес вызывают консультационные услуги. Ранее в Законе № 3373-XII сфера оказания таких услуг была ограничена консультированием по вопросам финансовых (хозяйственных) операций, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и управленческим консультированием.

Аудиторские организации и предприниматели могут оказывать любые консультационные услуги без каких-либо ограничений, так как Закон не конкретизирует термин «консультационные услуги». С формальной точки зрения аудиторские организации и предприниматели теперь могут оказывать консультационные услуги юридического характера при получении соответствующего специального разрешения (лицензии).

Так, юридические услуги (как составляющая лицензируемую деятельность) представляют собой в т.ч. возмездное оказание услуг по предоставлению устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица (п. 342 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).

Во многих странах аудиторским организациям предоставлено право оказания юридических услуг. В Республике Беларусь до недавнего времени аудиторские организации и предприниматели были лишены такой возможности. Если со вступлением в силу Закона аудиторские организации получат возможность оказания юридических консультационных услуг, это будет существенным шагом на пути либерализации аудиторской деятельности и позволит данным организациям оказывать более широкий спектр услуг в целях удовлетворения потребностей заказчиков, которые зачастую заинтересованы в комплексном подходе к решению тех или иных задач.

Существенные изменения коснулись вопросов проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательность проведения которого установлена Законом и другими законодательными актами РБ (ст. 17 Закона).

Комитет государственного контроля и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями, в том числе иностранных государств, международными организациями и гражданами [7, ст.7].

Комитет государственного контроля и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за:

- исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

- использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;

- принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;

- исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;

- соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;

- использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

- законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;

- соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

- соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок;

- финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;

- соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету, инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку), переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

- соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;

- исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;

- соблюдением законодательства о ценных бумагах;

- поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;

- соблюдением организациями и гражданами законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;

- исполнением государственными органами, иными организациями и гражданами законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;

- соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;

- деятельностью организаций и граждан, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности [7].

О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 66, 1/11477) <P31000143>;

Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654) <P31200332> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 октября 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 января 2013 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654) <P31200332> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 октября 2012 г. и 1 января 2013 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 8 января 2013 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2013, 1/13981) <P31300008>

В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования:

1. Установить, что проверки организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, – проверяемые субъекты), вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица (далее – структурные подразделения), территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом (далее – контролирующие (надзорные) органы).

Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.

2. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов, проверяемых субъектов.

3. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.

Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части первой настоящего пункта, а также физическими лицами запрещается.

4. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 настоящего Указа, проведение проверок в течение двух лет со дня:

государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

создания – представительств иностранных организаций;

первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) – лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

5. В течение срока, установленного в пункте 4 настоящего Указа, могут назначаться внеплановые проверки:

по поручению Президента Республики Беларусь;

Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций*) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

______________________________

*Для целей настоящего Указа термин «финансовая операция» имеет значение, определенное в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2000 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201).

по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности;

при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Такие проверки могут назначаться только при наличии оснований и с соблюдением условий, определенных в абзаце втором части второй подпункта 9.1 пункта 9 настоящего Указа;

соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

Национальным банком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;

использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;

для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (далее – встречная проверка);

для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (далее – контрольная проверка);

для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (далее – дополнительная проверка);

по заявлению проверяемого субъекта.

Внеплановые проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований настоящего Указа.

6. По истечении срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее – плановая проверка):

в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждаемыми настоящим Указом;

на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

7. Если иное не предусмотрено в частях второй и третьей настоящего пункта, контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

к средней группе риска, – не чаще одного раза в три календарных года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в пять календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет.

Плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением (территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в пять календарных лет. При этом для целей применения настоящего пункта и пункта 11 настоящего Указа проверяемый субъект считается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не имеющим фактов нарушений законодательства при выполнении в совокупности следующих условий:

предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства;

в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей плановой проверки данным или иными контролирующими (надзорными) органами не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства.

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются в одном из следующих случаев:

по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;

на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

8. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в пункте 4 настоящего Указа. Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля.

9. Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов (далее – внеплановые проверки):

9.1. назначаются:

Наши рекомендации