Перевозки длинномерных грузов
В промышленном и жилищном строительстве широкое применение получили типовые изделия и конструкции из бетона и сборного железобетона большой массы и размеров. Крупногабаритные изделия бывают различного вида и назначения. Это панели наружных стен и внутриквартирные перегородки, железобетонные плиты для покрытий и перекрытий, железобетонные колонны и т. д. Для их перевозки требуется специализированный подвижной состав.
Конструкция кузова специализированного подвижного состава должна соответствовать размерам изделий, предохранять их от поломок, сколов, трещин и других дефектов, предупреждать сдвиг и падение изделий в процессе перевозки, обеспечивать удобство пронзводства погрузочно-разгрузочных работ. Так, для перевозки изделий, требующих по конст-. руктивным свойствам опирания на всю плоскость в горизонтальном положении (плиты перекрытий, площадки и пр.), кузов выполняют в виде платформы установленных размеров. Для изделий, требующих опирания по краям на специальные монтажные места, кузов выполняют в виде платформы, оборудованной опорными подкладками или кониками. При перевозке изделий, требующих опираний только в двух точках по длине, целесообразно использовать автомобиль или тягач с прицепом-роспуском, оборудованным кониками.
Для перевозки стеновых панелей (керамзитобетонных, перлито-бетонных, из ячеистого бетона, железобетонных), перегородок и рам используют специализированный автопоезд в составе седельного тягача и прицепа-панелевоза. При отсутствии панелевозов можно использовать автомобили с универсальными кузовами, но для этого кузов оборудуют вертикальными кассетами, учитывая при этом высоту проезда под искусственными сооружениями и воздушной электросетью.
Для перевозок длинномерных грузов (лес, трубы, прокат различного профиля) применяют специализированный подвижной состав.
Длинномерный груз обычно укладывается на коники автомобиля и прицепа таким образом, чтобы в равной мере использовалась их грузоподъемность.
При расположении длинномерного груза на автопоезде учитываются следующие особенности перевозки. При поворотах автопоезда передний конец груза описывает кривую, в связи с чем между ним и кабиной тягача должно быть защитное расстояние (при прямолинейном движении), которое принимается равным 0,5м. Коник тягача должен обеспечивать более высокое расположение передней части груза, которая при движении по пересеченной местности может надавить на раму вследствие изменения расстояния между кониками и наклона груза. Для предохранения кабины между ней и грузом устанавливают стальной и трубчатый щиты.
При массовых перевозках целесообразно оборудовать лесовоз устройством для затягивания роспуска на раму тягача. Перевозка роспуска на тягаче при движении без груза уменьшает расход топлива, износ шин, повышает маневренность, проходимость.
В зимнее время широкое распространение, особенно на севере, имеют санные прицепы – двухполозные (по укатанной снежной дороге) и однополозные для снежно-ледяных дорог (снежные колеи для автомобиля и в середине ледяная колея для саней). Перевозка грузов на санях имеют преимущества, заключающиеся в относительно малом весе и сниженном сопротивлению их движению, благодаря чему полезная нагрузка может быть весьма значительной (от 6 до 20т).
Погрузка и выгрузка длинномерных грузов может производиться кранами, погрузчиками; в некоторых моделях подвижного состава предусмотрено проведение этих работ устройствами, имеющимися на самом автомобиле. Погрузка и выгрузка бывает поштучная и пакетная. Последняя сокращает время ПРР, но необходимо груз предварительно пакетировать. Простой автомобиля и время работы погрузочного оборудования при погрузке-выгрузке пакетами значительно меньше, чем при штучной погрузке-выгрузке.
Применение подвижного состава с собственным разгрузочным устройством диктуется отсутствием у получателей небольших партий груза разгрузочных механизмов. Конструкции разгрузочных механизмов весьма многообразны, однако используется обычно один принцип – наклон коников автомобиля и прицепа для боковой разгрузки. В некоторых случаях применяется механизм, обеспечивающий подъем переднего коника для разгрузки назад.
У трубовоза, имеющего наиболее простую и распространенную конструкцию разгружающего механизма, применяется гидравлический подъемник.
В связи с развитием жилищного и промышленного строительства и сборки зданий из заранее подготовленных металлических и железобетонных конструкций особое значение приобрела их перевозка.
Контрольные вопросы:
- Каковы особенности перевозки цемента? Какой подвижной состав для этого используется?
- Каковы особенности перевозки строительных растворов и бетонной смеси?
- Каковы особенности перевозки кирпича? облицовочного камня и пр.?
- Раскрыть способы организации перевозок леса и пиломатериалов.
5. Какие методы применяются для перевозки панелей?
6. Какие известны методы укладки кирпича?
7. Какой специализированный состав применяется для перевозки
строительных материалов?
8. Какие меры предусматривают при перевозке длинномерных грузов для
защиты кабины от повреждения?
9. Каковы особенности перевозки леса и лесоматериалов в зимнее время?
10. Какие погрузочно-разгрузочные средства используются при погрузке-
выгрузке строительных грузов?
Тема 19