Характеристика основных строительных грузов и специализированного состава для их перевозки.
Перевозка грузов автомобильным транспортом - неотъемлемая часть всего технологического процесса строительства. К строительным грузам относятся: материалы, детали, конструкции, оборудование, идущие на строительство жилых, коммунально-бытовых, культурно-массовых, промышленных, энергетических зданий и сооружений, путей сообщения, линий связи и электропередачи и других объектов, а также грузы, появляющиеся в процессе самого строительства (грунт, мусор, освободившаяся тара, отходы металла и т. п.). Строительные грузы относятся к категории массовых грузов, грузопотоки которых имеют преимущественно одностороннее направление. Структура их разнообразна по характеру, виду, способу перевозки грузов и меняется в зависимости от периода производства строительных работ и типа строительства. Направления грузопотоков меняются или вообще прекращаются в разные периоды производства строительных работ и с окончанием строительства отдельных объектов. По условиям перевозки строительные грузы можно разделить на следующие группы:
· железобетонные изделия;
· длинномерный металл и конструкции из него;
· штучные (тарные и бестарные) грузы различной массы и размеров;
· навалочные и сыпучие грузы;
· жидкие, полужидкие (вязкие) грузы.
Для перевозки большинства видов грузов требуется специализированный подвижной состав: самосвалы, цистерны, панелевозы и т.д. Если принять во внимание, что номенклатура строительных грузов насчитывает несколько сотен видов, то доля грузов, перевозимых автомобилями с универсальными кузовами, занимает относительно небольшой удельный вес. Однако это не означает, что и удельный вес подвижного состава с универсальным кузовом в общей структуре парка подвижного состава, занятого перевозкой строительных грузов, столь же мал. Он зависит от типа и характера строительства.
Рис. 18.1 Автопоезд-панелевоз Рис. 18.2. Автопоезд-плитовоз:
Рис.18.3. Автопоезд-плитовоз (грузоподъемностью 16,5 т).
Так, например, при жилищном строительстве (особенно если оно ведется не из сборных элементов) этот подвижной состав имеет больший удельный вес, а при промышленном строительстве, и особенно при строительстве дорог, гидроэлектростанций, больший удельный вес в общей структуре парка, занятого перевозками грузов, приходится на специализированный подвижной состав.
Объем и структура грузопотоков, а также потребное количество подвижного состава по каждому типу и модели определяются транспортной организацией при составлении плана перевозок, разрабатываемого на основе данных плана строительства и графика производства строительных работ по каждому строительному объекту, обслуживаемому транспортным предприятием. Для этого строительные организации представляют транспортным предприятиям все необходимые данные, включая план поставки строительных материалов по каждому объекту с указанием вида материала и сроков его доставки.
Рис. 7.4 Автопоезд-балковоз
2.Сменно-суточное планирование перевозок и организация перевозок по методу «монтажа с колес».
Основной задачей организации перевозок строительных грузов автомобильным транспортом является своевременная доставка материалов и изделий на строительные объекты с минимальными затратами на их транспортировку. Большое влияние на организацию перевозок оказывает характер строительных грузов, способ их изготовления, технология и организация строительно-монтажных работ.
При полносборном строительстве зданий и сооружений применяется одна из прогрессивных форм организации централизованных перевозок - монтаж «с колес», т. е. строительные детали и конструкции доставляются с завода-поставщика непосредственно к месту их монтажа, без промежуточного складирования. Такая организация перевозок позволяет
· сократить сроки и снизить стоимость строительства,
· избежать порчи деталей при промежуточных погрузочно-разгрузочных операциях,
· исключить повторность перевозок и необходимость создания приобъектных складов.
Организация перевозок при монтаже с транспортных средств наиболее эффективна при массовой застройке жилых районов или кварталов полносборными зданиями.
Рис. 18.5. Автопоезд для перевозки санитарно-технических кабин
Монтаж полносборных зданий с транспортных средств вeдется по специально разработанным проектам производства работ и специальной документации, регламентирующей поставку деталей в течение этого срока по часовым графикам на все корпyca, монтируемые с транспортных средств.
Главным документом для сменно-суточного планирования и организации транспортно процесса является сменный почасовой график доставки и монтажа сборных элементов, который составляется на каждый день монтажа на основе поэтажных монтажных планов, разрабатывается в соответствии с технологическим процессом монтажа. График согласовывается со строительной организацией, ведущей монтаж здания, заводами-поставщиками (сбытовой организацией) и АТО, после чего по одному экземпляру почасовых графиков направляется заводам-поставщикам, на стройку и в АТО.
Автотранспортное предприятие на основании сменных почасовых графиков планирует и выписывает накануне дня перевозки путевые листы, подбирая подвижной состав в соответствии с типами, количеством, и размерами предназначенных для перевозки конструкций и деталей на каждый строительный объект. В путевом листе задание водителю дается во времени по каждой ездке (указывается время прибытия и убытия на завод-поставщик и строительный объект, маршрут движения, наименование и количество груза).
При организации перевозок по методу монтажа с транспортных средств следует иметь в виду, что автомобильный транспорт, являющийся одним из звеньев технологического процесса строительства, может иметь простой подвижного состава, значительно превышающий установленные нормы, что, естественно, отражается на его производительности. Поэтому, для того чтобы метод монтажа с транспортных средств был эффективен не только для строительства, но и для автомобильного транспорта, необходимо применение ряда дополнительных мероприятий. Имеется несколько способов снижения простоев подвижного состава под разгрузочными операциями, а именно:
· применение при монтаже зданий нескольких башенных кранов;
· временное закрепление деталей при монтаже;
· одновременный монтаж двух и более однотипных корпусов;
· применение «челночной» системы работы тягачей с оборотными полуприцепами.
Наиболее эффективным является способ «челночной» системы, сущность которого заключается в том, что один тягач работает с тремя полуприцепами. С одним полуприцепом тягач находится в движении, другой стоит под погрузкой, а третий - под разгрузкой. При такой организации работы подвижного состава повышается производительность труда водителей, сокращается потребность в тягачах за счет сокращения простоев их под погрузочно-разгрузочными операциями. В пунктах погрузки-разгрузки затрачивается время только на прицепку-отцепку полуприцепов и не тратится время на ожидание окончания их погрузки и разгрузки.
Организация работы автомобильного транспорта при монтаже зданий с транспортных средств требует четкого взаимодействия, согласованности и слаженности работы всех участников транспортного процесса (транспортной организации, заводов-поставщиков строительных деталей, строительной организации). Постоянный оперативный контроль за соблюдением проекта производства работ, за монтажом и поставкой деталей осуществляется сменными диспетчерами строительной и транспортной организации.
Перевозку грунта, глины, песка, гравия и других материалов из котлованов, карьеров, отвалов осуществляют комплексными бригадами, в состав которых кроме водителей автомобилей-самосвалов включаются машинисты экскаваторов. Сущность этого метода организации перевозок заключается в том, что каждой бригаде дается задание на вывозку определенного количества груза к установленному сроку с указанием суммы заработной платы бригады за весь объем работ. Задание по объему перевозок в тоннах и количеству ездок на каждые сутки не планируется и не учитывается. Объем перевезенного груза устанавливается по окончании работы путем замера выемки котлована. Таким образом, у бригады создается материальная заинтересованность в скорейшем выполнении задания, следствием чего является повышение производительности землеройных машин и автомобилей-самосвалов. Принятая при этом методе организация работ упрощает учет, так как не требуется учета выполнения работы по каждой ездке, сокращается штат учетчиков, уменьшаются возможности приписок в работе, снижаются затраты на перевозки.
Количество автомобилей-самосвалов, необходимое для работы с одним экскаватором:
Aс = 7200 lqк /vq (tц + tв )
где l - расстояние перевозки груза, км; q- грузоподъемность автомобиля-самосвала, т; qк - емкость ковша экскаватора, т; v - среднетехническая скорость движения автомобилей-самосвалов, км/ч; tц - продолжительность одного цикла экскаватора, с; tв - дополнительные затраты времени экскаватора, приходящиеся на один цикл, с.
Во избежание поломок и преждевременного износа автомобилей-самосвалов их номинальная грузоподъемность должна превышать грузоподъемность ковша экскаватора не менее чем в 3-4 раза. Рост этого соотношения не желателен, ибо вызовет увеличение времени простоя самосвала под погрузкой, что повлечет за собой снижение его производительности.
Контрольные вопросы:
1. Какие грузы относятся к строительным? Дать их общую характеристику.
2. На какие группы можно разделить строительные грузы?
3. Какой подвижной состав используется для перевозки строительных грузов?
4. Каковы преимущества организации работ по методу «монтажа с колес»?
5. Какими методами можно избежать простоев подвижного состава?
6. Как организуется «челночный» способ работы подвижного состава?
7. Как организуется работа комплексных бригад при перевозке навалочных грузов?
8. Как определить количество автомобилей-самосвалов?