Выбор способов перевозки и типов подвижного состава для перевозки заданных грузов

ВВЕДЕНИЕ

К скоропортящимся грузам (СПГ) относятся продукты питания, требующие соблюдения определенных температурных и влажностных режимов при хранении и перевозке. Нарушение этих режимов может привести к снижениюкачества перевозимых грузов , их стойкости при дальнейшем хранении , к увеличению потерь и нередко к порче. Обеспечить сохранность скоропортящихся грузов при доставке их от места заготовки ( производства ) до места потребления призвана так называемая “ непрерывная холодильная цепь “ ( НХЦ ) , включающая в себя совокупность технических средств ( холодильных складов различного назначения , изотермических транспортных средств ) и технологических процессов.

Железнодорожный холодильный транспорт является одним из важных составных звеньев НХЦ в системе доставки скоропортящихся продуктов. Следует помнить, что себестоимость перевозки скоропортящихся грузов в 3 - 4 раза выше среднесетевой. Это объясняется более высокой ( в 7 - 10 раз) стоимостью рефрижераторного подвижного состава ( РПС ) , меньшей степенью его загрузки , большими расходами на его ремонт и содержание , необходимостью специального обслуживания вагонов и контроля за состоянием грузов в пути следования , неравномерностью и односторонностью грузопотоков , естественной потерей массы дорогостоящих продуктов за время перевозки, ограниченными сроками доставки грузов .

Указанные особенности обуславливают повышенные требования к техническим средствам хладотранспорта и ко всей системе организации перевозок , выдвигая на передний план всемерное сокращение времени нахождения вагонов и контейнеров в процессе доставки .

Выполнение курсового проекта или работы по дисциплине “Хладотранспорт” преследует цель - углубить и закрепить теоре-

тические знания по условиям организации железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов и их обслуживания.

Для этого необходимо : изучить особенности и определить условия перевозки заданных скоропортящихся грузов на заданном направлении ; разработать вопросы организации их перевозки ; рассчитать продолжительность работы холодильных установок рефрижераторного вагона или контейнера за груженый рейс, разработать технологию экипировки РПС и определить экономическую целесообразность перевозки скоропортящихся грузов на заданном направлении.

В 1-ой части настоящих методических указаний приведены рекомендации к выполнению основных разделов курсового проекта или курсовой работы по перевозке скоропортящихся грузов на определенном направлении.

Во 2-ой части даются методические указания к выпол-нению отдельных разделов дипломных проектов по хладо-транспорту и самые необходимые для этого справочные данные.

ВЫБОР СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОР- ТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ , ПОДВИЖНОГО СОСТАВА , определение потребности в вагонах и контейнерах для перевозки грузов

На заданном направлении

Краткая транспортная характеристика

Перевозимых грузов и заданного типа подвижного состава

Используя источники [1, 2, ], необходимо дать краткую характеристику груза и вида тары для указанных в задании грузов. Предварительно студент устанавливает наиболее характерный для заданного направления перевозки вид груза из каждой заданной номенклатурной группы ( овощей, фруктов, консервов, рыбы и т.п. ).

Затем условно переносим условия перевозки этого характерного груза на всю его номенклатурную группу. Особое внимание следует обратить на то, предъявляют ли Правила перевозок скоропортящихся грузов определенные требования к температуре груза при погрузке или он может предъявляться к перевозке неохлажденным.

Пользуясь источником [ 2 ], необходимо дать краткую

(1-2стр.) характеристику заданного ( в п.2.3. задания) типа РПС или РК.

Выбор способов перевозки и типов подвижного состава для перевозки заданных грузов

Способы перевозки скоропортящихся грузов (с охлаж-дением , отоплением, без охлаждения и отопления , с венти-лированием и без него) и вид подвижного состава( РПС, РК, вагоны-термосы, ИВ-термосы, крытые) выбирают в зависимости от вида и термической обработки груза , периода года , климатической зоны направления перевозки , величины отправки ,

дальности перевозки с учетом ограничений по использованию отдельных типов изотермических вагонов и необходимости снижения расходов на перевозку при одновременном обеспечении сохранности грузов.

Используя схему железных дорог и тарифное руководство

№ 4 ( кн. 2 и 3) , выбирают маршрут перевозки, указывая дороги следования и 5-10 крупных станций , и определяют расстояние перевозки.

Правилами перевозок грузов год условно делится на три периода : летний , переходный и зимний [ 1 или 3 ] . При выборе способа перевозки необходимо учитывать климатические условия не только дороги отправления , но и транзитных и дороги назначения с учетом времени следования.

Для заданного направления анализируется возможность перевозки рассматриваемых грузов в течение каждого климатического периода года , а затем выбираются способы перевозки [ 2 ] . Возможность перевозки определяется путем сопоставления сроков доставки. Различают три срока доставки для скоропортящихся грузов :

у с т а в н ы й ( τус ) , в течение которого груз должен быть доставлен получателю и за выполнение которого железная дорога согласно Уставу отвечает перед грузовладельцем (поэтому он еще называется о т в е т с т в е н н ы м сроком доставки ) ;

п р е д е л ь н ы й ( τпр ) , установленный Правилами перевозок скоропортящихся грузов для каждого груза в зависимости от рода и термической обработки груза , типа подвижного состава , климатического периода и способа перевозки [1 или 2 ] .

т е х н о л о г и ч е с к и й (т р а н с п о р т а б е л ь н о с т ь )

τт , установленный грузоотправителем в зависимости от качественного состояния груза и указываемый в удостоверении о качестве или сертификате. Главными условиями приема к перевозке является выполнение двух условий :

τ ус ≤ τ пр и τ ус ≤ τ т

Уставный срок доставки зависит от дальности перевозок и скорости доставки. При перевозке грузов во внутрироссийском сообщении он определяется по формуле :

τу = τоп + Lт / υн + τдоп, ( 1.1.)

где τоп - время на операции по отправлению и прибытию грузов ( 2 сут . ) ;

Lт - тарифное расстояние перевозки , км ( опреде-ляется по Тарифному Руководству № 4 , кн. 2 и кн.3 ) ;

υн - норма суточного пробега, установленная Правилами перевозок грузов, км/сут ;

Она зависит от расстояния перевозки, вида отправки (повагонная, маршрутная, контейнерная, мелкая), вида скорости

( большая или грузовая) и устанавливается по табл. 1.1. В изотермических вагонах и контейнерах скоропортящиеся грузы перевозятся только большой скоростью, а в крытых - большой или грузовой по желанию отправителя.

τдоп - дополнительное время на выполнение различных операций , задерживающих продвижение груза : перегрузку из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи, переадресовку, переправу на судах или паромах и др. (определяется по [ 1 ] ) .

Если вагон грузится, выгружается или проходит транзитом через станции Московского или С-Петербургского узла, то срок доставки увеличивается на 1 сутки. Если рефрижераторная секция грузится или выгружается на двух и более станциях, то на каждую дополнительную станцию дается дополнительное время 2 сут.

При международных перевозках грузов по СМГС между государствами СНГ и Балтии большая скорость принима-ется равной 320 км / сут независимо от расстояния перевозки, а малая (грузовая) – 200 км/сут. Время на операции по отправлению τоп равно 1 сут., на передачу вагонов при пересечении каждой границы – 1 сут. Срок доставки исчисляется для каждой страны маршрута следования отдельно с округлением до целых суток, а затем суммированием их определяется на всё расстояние перевозки.

Исчисленный по формуле ( 1.1. ) уставный срок доставки всегда округляется в большую сторону до целых суток .

Таблица 1.1.

Норма суточного пробега для исчисления срока

доставки грузов, км/сут

Расстояние перевозки,км Грузовая скорость Большая скорость
  повагон-ные отправки контей-нерные и мелкие отправки повагон-ные отправки КРК* на сце-пах УК** и мелкие отправ-ки
До …199 -
200…599
600…999
1000…1999
2000…2999
3000…4999
5000…6999
7000 и выше

КРК* – крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры ;

УК** – универсальные контейнеры.

Подвижной состав необходимо выбирать исходя прежде всего из обеспечения сохранности груза. В крытых вагонах можно перевозить поздний картофель , вино , напитки , консервы , минеральную воду , стойкие виды плодоовощей ( лук , яблоки и груши осенние и зимние , виноград , морковь , свеклу , капусту среднюю и позднюю ) , бахчевые и некоторые другие грузы в летний и переходный периоды без ограничения или на ограниченные сроки перевозки в зависимости от наименования груза [1, 2 ]. Возможность перевозки груза в крытых вагонах в каждом конкретном случае устанавливают сопоставлением уставного и предельного сроков доставки этого груза . Некоторые

грузы ( мясные консервы , рыбу вяленую и холодного копчения ) разрешается перевозить в крытых вагонах в течение всего года.

В летний и переходный периоды до наступления заморозков могут перевозиться в крытых вагонах без охлаждения с непрерывным вентилированием на всем пути следования рыба вяленая , неохлажденные плодоовощи и яйца .

В универсальных вагонах – термосах и ИВ-термосах можно перевозить стойкие скоропортящиеся грузы со сроком транспортабельности свыше 10 сут, за исключением плодоовощей, картофеля и низкотемпературных грузов , на сроки не выше предельных .

Рефрижераторные вагоны следует использовать в первую очередь для перевозки низкотемпературных, мороженых, охлажденных и наиболее ценных и малостойких грузов на дальние расстояния. В них разрешается перевозить все скоропортящиеся грузы , за исключением плодов , овощей и картофеля , не упакованных в тару.

Охлажденное мясо подвесом на крючьях перевозят только в тех 5-ти вагонных секциях и АРВ, которые оборудованы

такими приспособлениями. Если охлажденное мясо предъявляется к перевозке в стоечных поддонах , то его можно перевозить во всех 5-ти вагонных секциях ZB - 5 и БМЗ , а также в АРВ.

Необходимо учитывать некоторые ограничения по использованию различных типов изотермических вагонов , свя-занные прежде всего с невозможностью обеспечить требуемый температурный режим при перевозке некоторых грузов из-за малой мощности энергохолодильного оборудования или плохого состояния изоляции и плотности кузова вагонов .

При выборе подвижного состава необходимо учесть структуру существующего парка и величину отправки , использование для погрузки вагонов, высвобождающихся из-под собственной выгрузки , наилучшее использование грузоподъемности и вместимости вагонов .

Результаты выбора способов перевозки и возможных типов подвижного состава для заданных грузов в течение всего года сводятся в табл . 1.2.

Наши рекомендации