Система показателей работы ПС.
Все процессы производства, в том числе и транспортный, планируются, измеряются и оцениваются по разработанным системам показателей и измерителей. Характер работы АТО, специфические особенности транспортного процесса, условия, в которых выполняется перевозочная работа, потребовали создания системы показателей, отражающих как отдельные элементы, так и весь транспортный процесс в целом. Эти показатели устанавливают закономерную связь между элементами транспортного процесса и количественным изменением транспортной продукции. Система показателей работы подвижного состава положена в основу организации и планирования деятельности АТО.
Эффективность производства на АТ определяется, прежде всего, уровнем организации перевозок грузов и степенью использования ПС, что характеризуется и оценивается следующими технико-эксплуатационными показателями (ТЭП):
- парк подвижного состава и его использование в работе;
- время работы ПС на линии и его производительное использование;
- грузоподъемность подвижного состава и ее использование;
- скорость движения подвижного состава;
- пробег подвижного состава и степень производительного его использования;
- время простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой;
- расстояние перевозки груза и длина ездки.
Парк АТО характеризуется количеством ПС, предназначенного для перевозок. Готовность подвижного состава к работе на линии оценивается коэффициентом технической готовности парка, а количество подвижного состава, находящегося в эксплуатации на линии, - коэффициентом выпуска.
Время работы подвижного состава на линии, или время в наряде, складывается из времени движения и времени простоя подвижного состава в пунктах погрузки и разгрузки. Время движения зависит в первую очередь от скорости движения и пройденного подвижным составом пути. Простой подвижного состава под погрузкой и разгрузкой является составной частью транспортного процесса и характеризуется временем погрузки и разгрузки за одну ездку автомобиля. Время простоя подвижного состава в пунктах погрузки складывается из времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций и времени, связанного с приемом, сдачей и оформлением товарно-транспортных документов.
Каждая единица ПС характеризуется определенной номинальной грузоподъемностью в тоннах, определяющей то предельное количество груза, которое допускается и может быть погружено в кузов подвижного состава. Однако грузоподъемность не всегда используется полностью вследствие перевозки небольшого количества груза или груза с малой плотностью. Поэтому для оценки степени использования грузоподъемности подвижного состава применяются коэффициенты статического и динамического использования грузоподъемности, отличающиеся по методам определения и величине.
Работа подвижного состава во многом зависит от величины технической и эксплуатационной скорости движения. Техническая скорость движения отражает скоростные свойства АТС в определенных условиях эксплуатации, а эксплуатационная скорость зависит не только от технической скорости, но и от продолжительности простоя ПС под погрузкой и разгрузкой и задержек в пути.
Поскольку не весь пробег ПС используется производительно, и часть его совершается без груза, необходим показатель, оценивающий степень использования пробега. Для оценки транспортного процесса применяются такие понятия, как ездка, длина ездки, пробег с грузом за ездку и расстояние перевозки 1 т груза.
Ездка, как отмечалось выше, представляет собой законченный цикл транспортного процесса. За время работы на линии подвижным составом выполняется определенное количество ездок. Каждая ездка характеризуется соответствующей длиной и величиной пробега подвижного состава с грузом. Средняя величина пробега с грузом за ездку не всегда совпадает по величине со средним расстоянием перевозки груза. Они имеют разную величину при различной длине ездки и грузоподъемности автомобилей, а также при одинаковой грузоподъемности автомобилей, но при разном коэффициенте использования их грузоподъемности.
Уровень ТЭП не является постоянным и зависит от:
- типа и грузоподъемности подвижного состава;
- рода и характера перевозимых грузов;
- методов организации перевозок,
- технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
- условий работы подвижного состава на линии;
- состояния дорог;
- природно-климатических условий, в которых выполняются перевозки;
- технической оснащенности АТО;
- условий организации и оплаты труда работников и от других факторов.
От уровня технико-эксплуатационных показателей зависит производительность подвижного состава - выработка в тоннах и тонно-километрах.