Система показателей в экономическом анализе финансово хозяйственной деятельности. Характеристика аналитических показателей

Ознакомившись с источниками информации, привлекаемыми для эконо­мического анализа, необходимо изучить и экономические показатели, которыми измеряется вся финансово-хозяйственная деятельность. Все многочисленные экономические показатели можно сгруппировать и све­сти в определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные, трудовые и натуральные - в зависимости от положенных в основу из­мерителей; б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений измеряется; в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наибо­лее распространенных. Одним из важнейших стоимостных показате­лей является показатель реализованной продукции. Не менее важным стоимостным показателем является показатель товарной продукции. Ши­роко используются стоимостные показатели в сельском хозяйстве, стро­ительстве, торговле.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применя­ются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного измерителя зависит от физических свойств продукции (кг, т, м, литры, штуки и т.д.). Значение натуральных показателей со временем будет возрастать. Использование компьютера позволяет про­изводить в натуральных показателях глубокий экономический анализ деятельности различных видов предприятий. В аналитической практи­ке наряду с натуральными показателями используется их разновидность - условно-натуральные показатели. Их применяют при планировании и анализе деятельности предприятий, выпускающих изделия разнообраз­ного ассортимента для обобщающей характеристики объема производ­ства, для сравнительного анализа выпуска всей продукции за ряд лет. Например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях и др. Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и ре­ализации продукции, его структуру и другие стороны работы предпри­ятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерении. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях, выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, процент выполнения плана выпус­ка продукции и др.

Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требова­ниям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки эко­номической эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов. Например, для оценки производительности труда, материалоемкости, фондоотдачи и др.

Необходимо помнить, что изменение количественных показателей обя­зательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, рост производительности труда обеспечивает увеличение выпуска продукции, а увеличение выпуска продукции ведет к снижению ее себестоимости. Объемные показатели используются при анализе деятельности всех видов предприятий, выражаются в денежном измерении. Примером может служить объем выпущенной продукции, ее себестоимость, прибыль и др.

Удельные показатели являются вторичными, производимыми от со­ответствующих объемных показателей. Например, выпуск продукции, численность работников - это объемные показатели, а выработка на одного работника - это удельный показатель, и определяется он путем деления объема выпущенной продукции на численность работников, т.е. 23950 тыс. руб. : 245 чел. = 97,755 тыс. руб.

97,755 тыс. руб.- это выработка на одного работника (удельный показа­тель).

Можно показатели подразделить на общие и специфические. К общим относятся объем продукции, себестоимость и др. Примером специфичес­ких показателей могут быть прочность нити на разрыв, теплопроводность, жирность молока, урожайность картофеля и др.

По степени синтеза показатели, используемые в анализе хозяйственной деятельности, делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например, обобща­ющими показателями производительности труда являются среднегодо­вая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции одним работ­ником. Частные показатели отражают отдельные стороны изучаемых явлений. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции (нор-мо-часы) или количество произведенной продукции в единицу рабоче­го времени.

Вспомогательные показатели используются для более полной характери­стики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежном, натуральном изме­рении. Относительные показатели - это соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффици­ентах или индексах, или в единицах измерения, составленных из измерителей сравниваемых показателей. Например, чел./часы. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на стоимостные, натуральные, условно-натуральные, о чем сказано выше. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на фак­торные и результативные. Если тот или другой показатель рассматрива­ется как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он назы­вается результативным. Показатели, которые определяют поведение ре­зультативного показателя и являются причиной изменения его величины, называются факторными. Примером результативного показателя служит объем продукции, а факторных - число рабочих и средняя выработка од­ного рабочего (см. таблицу № 2.8).

По способу формирования различают показатели нормативные (нор­мы расхода сырья, электроэнергии, нормы амортизации и др.); пла­новые (показатели бизнес-плана); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгал­терской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оцен­ки результатов и эффективности работы предприятия. Например, по данным бухгалтерского баланса предприятия можно проанализиро­вать его финансовое состояние, определив обеспеченность предпри­ятия собственными оборотными средствами, вычислив коэффици­енты финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др. показатели.

Каждый из рассмотренных показателей имеет свой определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Комплексное изучение эконо­мики предприятия предусматривает систематизацию показателей в их взаимосвязи, соподчиненности. Только при этом условии можно все­сторонне и объективно изучить финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Подробно о системе комплексного анализа Вы узнаете при изучении Темы 5.

Итак, Вы получили представление об информационной базе экономичес­кого анализа, обратили внимание на то, что определяющую роль в обеспе­чении действенности анализа имеют состав, содержание и качество информации, привлекаемой к анализу, что важным методологическим вопросом в экономическом анализе является выбор и обоснование систе­мы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования).Знание материала данной темы значительно облегчит Вам изучение методики экономического анализа деятельно­сти предприятия. Чтобы убедиться в том, что Вы усвоили материал данной темы, проверьте себя, ответив на следующие вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что лежит в основе оптимальных управленческих решений?

2. Считаете ли вы, что информационная база статична? Если нет, то почему?

3. Чем могут быть вызваны экономические просчеты?

4. Какова роль экономиста, бухгалтера, менеджера, маркетолога в изучении информации?

5. Какие требования предъявляются к информации и почему?

6. Как вы понимаете соответствие всей системы экономической информации потребностям экономического анализа?

7. Что означает рациональность системы информации?

8. Без каких видов источников информации экономический анализ немыслим?

9. Каково назначение экономического паспорта предприятия?

10.Чем отличается система внутренней информации от внешней?

11.Назовите показатели, используемые в экономическом анализе. Какова роль каждого из них?

12.Какие требования предъявляются к показателям?

13.Зачем необходимо различать результативные и факторные по­казатели?

14.Как получают аналитические (оценочные) показатели?

15.Что означает систематизация показателей? А теперь ответьте на вопросы теста.

ЗАДАНИЕ

Тест

«Аналитические показатели»

1. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Как называются приведенные здесь показатели?

А. Объем продаж, количество продавцов, арендуемая площадь.

Б. Рентабельность, себестоимость, производительность труда.

2. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей экономики (общие), другие - только в определенных отраслях. Как называются приведенные здесь показатели?

А. Калорийность продукта, урожайность, материалоемкость.

Б. Прибыль, себестоимость, показатели валовой продукции.

3. Как называются показатели, характеризующие производительность труда/ обобщающие, частные, вспомогательные (косвенные)?

А. Часовая выработка продукции одним работником.

Б. Количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ. В. Количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.

4. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Как называются приведен­ные здесь показатели?

А. Коэффициент текущей ликвидности, индекс качества, процент прибыли.

Б. 5000 рублей, 100 кг, 10 км.

5. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Как называются приведенные здесь показатели?

А. Эффективность работы предприятия. Б. Профессиональный уровень персонала.

6. Как называются приведенные ниже показатели?

А. Данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета. Б. Платежеспособность, маневренность, прибыльность. В. Данные годового отчета.

Г. Нормы расхода электроэнергии, сырья, материалов.

Д. Плановое задание сборочного цеха

Тема 4. Виды экономического анализа финансово хозяйственной деятельности и

их роль в управлении предприятием

Изучая данную тему Вы узнаете:

• чем обусловлена классификация видов экономического анализа;

• какова роль каждого вида анализа в управленческой деятельности предприятия;

• каковы достоинства и недостатки отдельных видов экономического анализа;

• почему необходимо знать важнейшие принципы организации и ме­тоды отдельных видов экономического анализа.

4.1. Классификация видов экономического анализа финансово хозяйственной деятельности

Классификация видов экономического анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Виды экономического анализы хозяйственной деятельности можно представить в виде следующей схемы.

В экономической литературе экономический анализ хозяйственной деятельности классифицируют по разным признакам.

По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, методика ко­торого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промыш­ленность, сельское хозяйство, торговля и т.д.), и межотраслевой, ко­торый является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики, или, другими словами, теорией экономического анализа.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на пред­варительный (перспективный) и последующий (текущий, ретроспектив­ный).

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный).

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяй­ственный и межхозяйственный (сравнительный).

По объектам управления анализ подразделяют на:

а) Технико-экономический. Его цель - изучение взаимодействия
технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Проводят этот анализ технические службы предприятия.

б) Финансово-экономический анализ. Главная цель - выявление резервов роста прибыли, рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Этот анализ проводят финансовые службы предприятия, банки.

в) Управленческий анализ. Его цель - предоставление руководству
информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства.
Результаты анализа являются коммерческой тайной. Проводят этот анализ все службы предприятия.

г) Социально-экономический анализ. Изучает взаимосвязь социальных
и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия. Его проводят экономические служ бы управления, социологические лаборатории, статистические органы.

д) Экономико-статистический анализ. Цель – изучение массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Его проводят статистические
органы.

е) Экономико-экологический анализ. Цель – изучение взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Проводят его органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия.

ж) Маркетинговый анализ. Цель - изучение рынка сырья и сбыта продукции, спроса и предложения, конкурентоспособности продукции, формирование ценовой политики, разработка стратегии и тактики мар­кетинговой деятельности. Занимается этим служба маркетинга. С воп­росами сбора и анализа маркетинговой информации Вы знакомились при изучении Рабочих тетрадей №15 и №16.

По методике изучения объектов экономический анализ может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функцио­нально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе ограничиваются сравнением отчет­ных показателей о результатах деятельности предприятия с показателя­ми плана, данными прошлых лет.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния отдель­ных факторов на изменение результативных показателей. Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нару­шения. Например, если темпы роста выпуска продукции опережают темпы роста ее реализации, то это свидетельствует о росте остатков готовой продукции на складе, т.е. нереализованной продукции. Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективно­сти управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следствен­ной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ. С его помощью выбирается наи­более оптимальный вариант экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА.) Используется для выяв­ления резервов снижения затрат. Более подробно об этом виде анализа будет сказано ниже (§4.3).

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления произ­водственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится органами хозяйственного управления, бан­ками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, биржами, прессой в основном на базе публичной финансовой отчетности. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выбороч­ный.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тема­тическим.

При комплексном анализе изучается деятельность предприятия всесто­ронне, а при тематическом - только отдельные ее стороны. Например, эффективность использования материальных ресурсов.

Оперативный анализ

Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после соверше­ния хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрез­ки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Главной его задачей является постоянный контроль за рациональным функцио­нированием хозяйственной системы, выполнением плановых заданий, про­цессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов; целью выполнения и перевыполнения бизнес-плана. Основывается данный вид анализа на данных первичного учета (оператив­но-технического, бухгалтерского и статистического) и непосредственного наблюдения за процессом производства, беседах с работниками. В первую очередь оперативному анализу подвергаются хозрасчетные показатели де­ятельности предприятия и его подразделений. Оперативный анализ прово­дят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, оборудования, мате­риальных ресурсов; себестоимость; прибыль и рентабельность и др. Отличительными чертами оперативного анализа являются использова­ние в основном натуральных показателей и относительная неточность, связанная с приближенностью расчетов. Например, нельзя точно рас­считать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущен­ной продукции; по отдельным статьям объем затрат приходится брать по нормативным данным. Точность и быстрота оперативного анализа при одновременном снижении его трудоемкости может быть обеспече­на созданием на предприятиях автоматизированных систем управления

Наши рекомендации