Обучение детей правилам перехода улицы
Обучение детей правилам перехода улицы
Дети собираются на тротуаре. Воспитатель объясняет, какую ошибку часто делают дети: идя по тротуару, а затем, решив перейти проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись, сразу же выходят, а иногда и выбегают на проезжую часть дороги.
Воспитатель объясняет, что в такой ситуации может произойти: человека транспорт сильно ударяет, отбрасывает его в сторону на несколько метров и может даже переехать.
После этого дети отрабатывают, как надо переходить:
· Подходят к пешеходному переходу, обозначенному разметкой «зебра» или дорожными знаками «Пешеходный переход»;
· Останавливаются возле разметки или дорожного знака (воспитатель заостряет внимание детей на обязательной остановке);
· Если нет разметки, смотрят на противоположную сторону проезжей части, определяют, где стоит второй знак «Пешеходный переход» (воспитатель объясняет, что знаки установлены не на одном уровне, они показывают границу пешеходного перехода и останавливаться надо между этими двумя знаками);
· Подчеркнутым движением поворачивают голову влево, затем направо и еще раз налево (воспитатель объясняет, зачем обязательно надо посмотреть направо – по ближайшей полосе транспорт может двигаться задним ходом, у них будет «гореть» предупредительный сигнал – два фонаря, поливоуборочный, снегоуборочный транспорт с желтым специальным маячком и включенным ближнем светом фар ехать по встречной полосе, по этой полосе транспорт могут обогнать и объезжать транспортные средства, которые едут по противоположной полосе. Велосипедисты, педальные машины или с помощью макетов транспорта воспитатели показывают, как это может быть);
· Убедившись в безопасности, строго под прямым углом к проезжей части дети, не спеша, переходят проезжую часть (воспитатель объясняет, почему так надо – чтобы легко просматривалась и вправо, и влево, что нельзя бежать, разговаривать, толкаться).
На улицах и дорогах категорически запрещается:
· Устраивать всевозможные игры;
· Кататься на самокатах, коньках и санках;
· Цепляться за проходящий транспорт;
· Стоять на поворотах, спусках и закруглениях, а так же скопляться на тротуарах, загораживая путь пешеходам;
· Ходить по проезжей части вдоль улицы;
· Переходить улицу в неуказанном месте и перед близко идущим транспортом.
Правила пользования транспортом
Нередко несчастные случаи с пассажирами общественного транспорта происходят вследствие грубых нарушений правил пользования транспорта самими пассажирами. Нужно соблюдать следующие правила:
· Входить в автобус можно только после остановки транспорта, соблюдая очередность. Входить только через заднюю дверь, выходить – через переднюю.
· При выходе из автобуса необходимо посмотреть направо – убедиться в отсутствии транспорта, следующего мимо автобуса, после чего немедленно выходить на тротуар.
· При отсутствии посадочной площадки ожидать транспорт на краю тротуара против остановки, не мешая движению пешеходов по тротуару.
· Обходить стоящий автобус и автомобиль только сзади, чтобы было хорошо видно движущийся транспорт.
Лицам, пользующимся транспортом, запрещается:
· Входить, выходить и открывать дверь до полной останови транспорта
· Скопляться при движении у входной двери и выходить через заднюю дверь.
· Ездить на подножках и наружных выступах автобусов, на бортах кузова и в кузове грузового автомобиля стоя.
· Ожидать автобус на проезжей части улицы, если нет посадочной площадки.
· Открывать окна без разрешения кондуктора и высовываться из окон, дверей или с площадок, а так же выставляться и бросать на улицу какие-либо предметы, засорять салоны автобуса.
Езда на велосипедах
1. Езда на велосипедах по улицам городов, рабочих поселков и по автомобильным дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет. Обучать и обучаться езде на проезжих улицах и дорогах запрещается.
2. Не разрешается ездить на велосипеде:
а) Без звонка, с ненадежными тормозами, а в темное время суток, кроме того, без зажженного фонаря спереди и красного отражателя света сзади;
б) По тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров;
в) Не держась за руль руками, наперегонки, держась за движущееся транспортное средство или за другого велосипедиста.
3. Запрещается перевозить на велосипеде:
a) Предметы, которые могут помешать управлению им или выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине;
б) Людей (в том числе детей), если велосипедист не имеет второго сидения и подножек или коляски.
4. Движение на велосипедах разрешается только в один ряд и на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины.
Кратковременный выезд за пределы указанной полосы допускается лишь для обгона или объезда каких-либо препятствий с соблюдением необходимой осторожности.
При наличии велодорожки велосипедисты должны двигаться только по ней.
Поворачивать налево или разворачиваться для движения в обратном направлении на дорогах и перекрестках не разрешается. При необходимости повернуть налево или развернуться нужно сойти с велосипеда и вести его руками: в городах – рядом с пешеходным переходом, а на дорогах – в местах, где это наиболее безопасно, соблюдая правила, установленные для пешеходов.
Вопросы для проверки знаний по ПДД
(старшая группа)
1. Что такое дорога?
2. Что такое тротуар?
3. как нужно ходить по тротуару?
4. кого называют пешеходом?
5. Почему нельзя ходить по проезжей части?
6. Где можно переходить улицу?
7. Для чего нужен светофор?
8. Какие бывают светофоры?
9. какие сигналы передает светофор и что означает каждый сигнал?
10. какие сигналы подает светофор для пешеходов?
11. Кто управляет машиной?
Вопросы для проверки знаний по ПДД
(подготовительная группа)
1. Что такое улица?
2. Что такое дорога?
3. Что такое проезжая часть?
4. Что такое тротуар?
5. Что такое пешеходный переход?
6. Что такое перекресток?
7. Что такое остановка?
8. Что такое железнодорожный переезд?
9. Для чего нужен светофор?
10. Какие бывают пешеходные переходы?
Ожидаемые результаты
В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- Кто является участником дорожного движения;
- Элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекресток);
- Транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
- Средства регулирования дорожного движения;
- Красный, желтый, зеленый сигналы светофора;
- Правила движения по обочинам и тротуарам;
- Правила перехода проезжей части;
- Без взрослых выходить на дорогу нельзя;
- Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- Кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
- Элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекресток, линия тротуаров или обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
- Транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
- Средства регулирования дорожного движения;
- Основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с желтым, зеленый, зеленый мигающий, желтый и желтый мигающий);
- Пять мест, где разрешается ходить по дороге;
- Шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
- Правила движения пешеходов в установленных местах;
- Правила посадки, движения и высадки в общественном транспорте;
- Без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
- Обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- Кто является участником дорожного движения и его обязанности;
- Основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожные движения, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекресток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
- Обязанности пешеходов;
- Обязанности пассажиров;
- регулирование дорожного движения;
- Сигнал светофора и регулировщика;
- Предупредительные сигналы;
- Движение через железнодорожные пути;
- Движение в жилых зонах;
- Перевозка людей;
- особенности движения на велосипеде.
НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Тема: « Путешествие в страну дорожных наук»
Отправляемся в путешествие
Все без исключения!
ü Нужно правила движения
Выполнять без возражения
Это всем вам подтвердит
Добрый доктор Айболит.
ü Азбуку дорожную
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда!
Приглашаю вас принять участие в путешествии!
Главный инспектор ГАИ:
ВСЁЗНАЙКИН
Юных знатоков
Дорожного движения
Вступая, в ряды юных знатоков дорожного движения.
КЛЯНЕМСЯ!
Быть достойными и примерными!
КЛЯНЕМСЯ!
Строго относится к нарушителям правил дорожного движения!
КЛЯНЕМСЯ!
На «отлично» знать и выполнять правила дорожного движения!
КЛЯНЕМСЯ!
КЛЯНЕМСЯ!
КЛЯНЕМСЯ!
Реализация проекта
I половина дня
1. Беседа: Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
2. Рассматривание иллюстраций-картин, открыток с опасными ситуациями на улицах и дорогах.
3. Чтение рассказов: «Санки», «Самокат».
4. Рисование: «Эстафета зеленого огонька»
Самостоятельная игровая деятельность детей.
- Настольные игры: «Осторожный пешеход», «Домино», «Умные машины», «Наша улица».
Прогулка 1.
Экскурсия: «Мы пешеходы».
Цель:1. Показать детям опасные места, закрывающие обзор улиц и дорог.
2. Уметь видеть движение машин. Концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
3. Обратить внимание на время года. Объяснить, что дорожная безопасность меняется: зимой скользко, осенью быстро темнеет, весной лужи, которые надо обходить, т.е. опасность может возникнуть внезапно, поэтому ее надо предвидеть.
4. Показать детям, как правильно и безопасно ходить по тротуару.
5. Акцентировать внимание детей на дорожные знаки, выслушать, что они знают о них, и объяснить их назначение.
В ходе экскурсии задаются вопросы, и закрепляется изученный материал.
II. Половина дня.
Презентация проекта:
Сюжетно-ролевая игра « Азбука дорожного движения».
Присутствует: инспектор ГИБДД.
Цель: закрепить у детей знание правил дорожного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам, при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне; научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность, быть внимательным.
Ожидаемый результат:дети усвоят правила пешеходов, дорожные знаки, навыки культурного поведения на улицах и дорогах, основные понятия по ПДД.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Бегите ко мне
Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне», дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся возле воспитателя, он предлагает им погулять. Дети с воспитателем ходят по комнате, свободно размещаясь где кто хочет. «Бегите домой», - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и садятся на них.
Игра повторяется 4-5 раз. Первое время ее следует проводить с небольшой группой детей, постепенно число играющих будет увеличиваться (возвращаясь «домой», дети могут садиться на любой стул).
Поезд
Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я буду паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Вариант 1
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне – паровоз, остальные – вагоны.
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу». «Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время он сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.
Вариант 2
Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно ввести усложнение – после остановки поезда дети идут гулять: собирают грибы, ягоды, цветы, шишки, Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.
Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – находить свой вагон.
Во второй половине года рекомендуется использовать в игре пособия, например, когда поезд пойдет по мосту (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки, или между двумя рейками, начерченными линиями, проложенными шнурами и т.д.).
Найди свой цвет
Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни – зеленые, другие – синие (красные), третьи – желтые – и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый).
По сигналу воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По новому сигналу: «Найди свой цвет» - дети бегут к флажку соответствующего цвета.
Вариант
Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.
Трамвай
Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета, и дети бегут – трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.
Если желающих играть много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали».
Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.
Воробушки и автомобиль
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж).
«Воробушки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, и дети отпрыгивают со скамеек (высота их 10-15 см), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.
Раздается гудок, и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробушки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.
Детям, изображающим автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.
В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.
Цветные автомобили
Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они – автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.
Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились».
Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).
Лошадки
Дети становятся парами: один – лошадка, другой – возчик. Для игры даются вожжи или дети держатся за поясок.
Поехали, поехали По пареньку,
С орехами, с орехами По сладеньку,
К дедке по репку, По горбатеньку.
С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп…» или прищелкивают языком до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Тпру…». При повторении игры дети меняются ролями. После того как все освоятся с игрой, воспитатель предлагает во время бега поднимать колени.
Начинать игру следует с одной парой, постепенно увеличивая число участников до 3-4 пар.
Горелки
Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:
Гори, гори ясно, Птички летят,
Чтобы не погасло. Колокольчики звенят!
Глянь на небо - Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2-3 раза.
Число участвующих не должно превышать 15-17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.
Стоп
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слова «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где застал сигнал «стоп!» Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!» Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.
Игра возобновляется с новым водящим.
Теремок
Ц е л ь и г р ы:
1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.
2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «железнодорожный переезд», «Дети», «опасный поворот; запрещающих знаках: «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)», «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.
М а т е р и а л: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.
Х о д и г р ы:
Воспитатель вставляет в круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.
Угадай, какой знак
Ц е л ь и г р ы:
1. Учить детей различать дорожные знаки.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
М а т е р и а л: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Х о д и г р ы:
Первый вариант
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
Второй вариант
Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Третий вариант
Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
П р и м е ч а н и е. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье.
Улица города
Ц е л ь и г р ы:
Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
М а т е р и а л: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Х о д и г р ы:
Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям:
- Какие дома на нашей улице?
- Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
- Как обозначается пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
- Как надо вести себя в автобусе?
- Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.
Виды перекрестков
Ц е л ь и г р ы:
1. Познакомить детей с видами перекрестков.
2. Учить правилам перехода улицы.
3. Развивать внимание и наблюдательность.
М а т е р и а л: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.
Х о д и г р ы:
По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.
ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК
Цель игры:
1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).
2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.
Ход игры
Детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
ЛОВКИЙ ПЕШЕХОД
Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - не пересек улицу - выбываешь из игры. Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.
Для игры нужно: светофор, мячик, в пяти шагах от светофора - линия броска.
УГАДАЙКА
Играющие встают в ряд. Перед каждым несколько табличек с дорожными знаками (перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак, а потом правильно назовет его значение.
То, что дети знают даже,
Подтвердим для ясности:
Светофор стоит на страже
Нашей безопасности.
КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ
Играют 2-3 команды по 5 человек. Встают в ряд на линии старта. Перед стартом на определенном расстоянии - флажки. В руках у стоящих впереди по воздушному шарику - красный, желтый, зеленый. Начали! Ребята, подбивая шарик рукой, обходят свой флажок, возвращаются до линии старта, передавая шарик следующему. Игра продолжается до тех пор, пока все команды не вернутся на старт. За лопнувший шарик команда получает штрафное очко (а ей выдается шарик другого цвета).
К СВОИМ ФЛАЖКАМ
Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.
БЕГУЩИЙ СВЕТОФОР
Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный - все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 с. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
УМЕЛЫЙ ПЕШЕХОД
Вариант 1. На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга - внешний и внутренний. Рассто-яние между ними 1 м. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.
МЯЧ В КОРЗИНУ
В 2-3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый - в желтую, зеленый - в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИН, КОНКУРСОВ
1. Кого называют пешеходом? (Человек вне транспорта, находящийся на дороге, но не работающий на ней).
2. Будут ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Не будут).
3. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортом).
4. Если человек везет коляску, кто он, пешеход или водитель? (Пешеход).
5. А погонщик, ведущий по дороге скот? (Водитель).
6. Где следует везти тележку с грузом, по тротуару или по мостовой? (По мостовой, придерживая края дороги).
7. А детскую коляску или санки? (По тротуару, по правой стороне).
8. Что общего между мостовой и тротуаром? (Сходство в том, что мостовая и тротуар – это дорога для движения).
9. В чем различие? (Различие: мостовая – для транспорта, для пешеходов – тротуар).
10. На каком виде транспорта вы ехали? (Называют тот транспорт, который указан на талоне).
11. Как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль? (Трамвай обходят спереди: автобус, троллейбус и автомобиль – сзади).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
С. Михалков
МОЯ УЛИЦА
Правила движения
Все без исключения
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
С. Яковлев
На двух колесах
Я качу,
Двумя педалями
Верчу,
За руль держусь,
Гляжу вперед.
Я знаю –
Скоро поворот.
Мне подсказал дорожный
Знак:
Шоссе
Спускается в овраг.
Качусь
На холостом ходу,
У пешеходов
На виду.
С. Маршак
МИЛИЦИОНЕР
СВЕТОФОР
А. Северный
Чтоб тебе помочь Стоп! Дороги дальше нет,
Путь пройти опасный, Путь для всех закрыт.
Горим и день и ночь – Чтоб спокойно перешел ты,
Зеленый, желтый, красный. Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
Наш домик – светофор, А за ним зеленый свет
Мы три родные брата, Вспыхнет впереди.
Мы светим с давних пор Скажет он: «Препятствий нет,
В дороге всем ребятам. Смело в путь иди!»
Самый строгий красный свет.
Если он горит,
Я. Пишумов
Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул, ловко палочкой махнул.
Вы видали? Вы видали? Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда и не едут никуда!
Не волнуется народ – через улицу идет.
А стоит на мостовой, как волшебник, постовой.
Все машины одному подчиняются ему.
О. Бедарев
Если бы…
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!» -
И как попало ездить стал.
Ушел бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал. Как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трехглазый светофор
И знает правила шофер.
В. Семернин
ЗАПРЕЩАЕТСЯ – РАЗРЕШАЕТСЯ
И проспекты и бульвары – Не толкаясь, не зевая,
Всюду улицы шумны, Проходи скорей вперед.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Тут шалить, мешать народу Уступить старушке место
За-пре-ща-ет-ся! Разрешается…
Быть примерным пешеходом
Разрешается… Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Если едешь ты в трамвае Через шумный перекресток
И вокруг тебя народ, Осторожно проходи.
Переход при красном свете При зеленом даже детям
За-пре-ща-ет-ся! Разрешается…
С. Баруздин
Над Москвой луна, как блюдце, Сделал первую посадку
Бродят тени облаков… И к метро повез народ.
Но успел уже проснуться
Наш трамвай – и в рейс готов. В летний день и на морозе
Он идет путем своим.
Чисто вымытый и свежий, На завод людей подвозит
По земле бросая тень, И домой потом развозит,
Он выходит в путь. Как прежде, Если рельсы есть под ним.
Начиная новый день.
Он гремит по рельсам гулко
Неба краешек искрится, Вдоль окраин городских,
Шпиль высотный заалел… По безвестным переулкам,
Просыпается столица. Мимо улочек глухих,
Значит, надо торопиться:
У трамвая много дел. Мимо рек и огородов,
Мимо парков и садов…
В пять утра по распорядку Вдаль уходит с каждым годом
Он на станцию идет. Нить трамвайных проводов.
В. Берестов
Мчат колеса Верхом!
По дороге. Я и сидя
Над дорогой Бегу!
Мчатся ноги. И сижу
Это еду я На бегу!
Бегом! И машину качу,
Это я бегу И качусь,
Куда хочу!
Я. Пишумов
Все мальчишки, все девчонки У машины легковой!
Со двора бегут за мной. А машина разъезжает
Что за голос громкий-громкий И прохожим объясняет…
Раздается с мостовой? Нет, не п