Краткая характеристика морских бассейнов
Морской транспорт осуществляет свою деятельность в морях и океанах всего мира. Учитывая определённую географическую обособленность акваторий морей, омывающих Россию, их можно разделить на 5 бассейнов.
Основные морские бассейны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажирские перевозки России, а также торговые связи с зарубежными странами. В экспорте главное место занимают нефть, нефтепродукты, руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов – зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и оборудование, тропические фрукты и овощи, трубы.
Рис. 6.4. Схема бассейнов морей
Рис. 6.5. Характеристика морей России
Рис. 6.6. Карта Азово-Черноморского бассейна
Южные порты бассейна находятся на пересечении мировых торговых путей, через них проходят несколько транспортных коридоров. Кроме того, это наиболее короткий путь из крупнейших промышленных центров Россиив Европу, страны Ближнего Востока, Азии, Африки и Америки. Через порты Азово-Черноморского бассейна в настоящее время проходит более трети всех российских грузопотоков.
В Азово-Черноморском бассейне Российской Федерации расположены морские порты Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк, Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе,Кавказ, Керчь, Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта.
Морской порт Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухте Чёрного моря. В структуре грузооборота преобладают наливные грузы(76%). Также отправляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту (около 118 млн. тонн в год) это крупнейший морской торговый порт России.
Благодаря курортному местоположению бассейна большое развитие полу-чили пассажирские перевозки, в основном вдоль Черноморского побережья Крыма и Кавказа (до 30 млн. пассажиров в год).
В Балтийском бассейнегеографическое положение и хорошая обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок грузов. Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий.
Рис. 6.7. Схема водных путей Балтийского моря
Балтийское море лежит между параллелями 65°56 и 54°46 с. ш. и меридианами 9°57 и 30°00 в. д. и глубоко врезано в северо-западную часть Евразиатского материка. Оно почти со всех сторон окружено сушей и лишь в юго-западной части через датские проливы (Зунд, Большой и Малый Бельты) и далее через проливы Каттегат и Скагеррак соединяется с Северным морем Атлантического океана. Граница Балтийского моря с проливом Большой Бельт проходит по линии м. Гульетав — Клинт — Каппель (о. Лолланн) с проливом Малый Бельт — по линии м. Фальсхерт — м. Вайснес — Накке (о. Эрё), с проливом Зунд — маяк Стевне — м. Фальстерсбуудде. В большой мере ограниченное сушей Балтийское море относится к типу внутренних.Современное Балтийское море окружают различные по происхождению и типам берега. При многообразии берегов рельеф дна Балтийского моря очень неровен. Небольшие глубины моря свидетельствуют о том, что оно целиком лежит в пределах материковой отмели.
Из восьми балтийских портов бывшего СССР в России осталось три: Санкт-Петербург, Выборг, Калининград. Новые порты в Усть-Луге, Приморске.
Санкт-Петергургскийморской торговый порт перерабатывает свыше 60 млн. тонн грузов в год, обслуживает свыше 100 тыс. пассажиров.
Рис. 6.8. Схема Санкт-Петербургского морского торгового порта
Высокомеханизированный морской порт Выборг специализируется на перевозках местных строительных грузов (более 1 млн. тонн).
Общий грузооборот Калининградского морского торгового порта – 16 млн. тонн различных грузов.
Каспийский бассейн.Каспийское море расположено во внутренних районах Евразии между 47°07 и 36°33 с. ш., 46°43 и 54°50 в. д. и лежит на 28 м ниже уровня океана.
Рис.6.9. Каспийский бассейн в системе транспортных коридоров
По своему географическому положению, замкнутости и своеобразию вод Каспийское море относится к типу «море-озеро». В северную часть впадают реки Волга, Урал, Терек, суммарный годовой сток которых дает более 90% общего материкового стока. С запада в море несут свои воды реки Сулак, Самур, Кура и более мелкие реки, в сумме дающие около 9% стока.
Каспийское море используется для внутренних и международных перевозок грузов между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. В структуре перевозок преобладают перевозки нефти и нефтепродуктов. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда смешанного «река – море» плавания. Главные российские порты – Астрахань и Махачкала.
Перевалка грузов портами Каспийского бассейна в 2015 году достигла 6,68 млн. тонн: сухих грузов – 3,06 млн. тонн, наливных грузов – 3,62 млн. тонн. Осуществляются также пассажирские перевозки на линиях Астрахань – Махачкала – Баку.
Дальневосточный морской бассейнимеет важное народно – хозяйственное значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего Востока.
Рис.6.10. Карта Дальневосточного морского бассейна
К Дальневосточному бассейну относят Берингово, Охотское, Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).
В цепочке наших дальневосточных морей Охотское море занимает средин-ное положение, довольно глубоко вдается в Азиатский материк, а от Тихого океана отделено дугой Курильских островов. Охотское море почти повсюду имеет естественные рубежи и только на юго-западе от Японского моря его отделяют условные линии: м. Южный — м. Тык и в проливе Лаперуза м. Крильон — м. Соя. Юго-восточная граница моря идет от м. Носяппу (о. Хоккайдо) через Курильские острова до м. Лопатка (Камчатка), при этом все проходы между о. Хоккайдо и Камчаткой включаются в Охотское море.
Берингово море - самое северное из наших Дальневосточных морей. Оно имеет преимущественно естественные границы, но местами его пределы очерчиваются условными линиями.
На северо-западе его границы проходят по берегам Северной Камчатки, Корякского нагорья и Чукотки. На северо-востоке оно ограничено побережьем Западной Аляски. Южная граница моря проходит по цепи Командорских и Алеутских островов, гигантская дуга которых отделяет его от Тихого океана.
На севере Берингово море граничит с Северным Ледовитым океаном, с которым соединяется через Берингов пролив.
Рис. 6.11. Схема портов Дальневосточного бассейна
Японское море расположено между материком Евразия и Японскими островами. Общая площадь моря составляет 1062 тыс. км2, максимальная глубина 3699 м, среднемноголетний приток речных вод с российской стороны около 37 км. Территории России принадлежит крупный залив, носящий имя Петра Великого.
Рис.6 12. Схема морских портов Японского моря
Особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные внутрирайон-ные и межрайонные грузопотоки малой мощности – 85% всего объёма перевозок в бассейне. Лесные грузы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в порты Дальнего Востока.
Внешнеторговые морские перевозки предприятий бассейна включают лес, уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок приходится на Японию. Во внешних перевозках импорт уступает экспорту. Основные грузы импорта – зерно, металл, сахар, цемент, химические грузы, машины и оборудование.
Дальневосточный бассейн занимает 2-е место в Росси по перевозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Особое место занимают международные пассажирские линии: Находка – Япония, Находка – Гонконг.
Большое экономическое значение для региона имеет морская железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой частью.
Важнейшие порты Дальневосточного бассейна – Владивосток, Находка. Восточный, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной перегрузочной техникой и мощным ледокольным флотом.
В бассейне имеются материковые порты – Посьет, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты – Корсаков, Углегорск, Невельск , а также портопункты на Курильских островах – Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.
Арктическийбассейнвключает Белое, Баренцево и Карское моря Северного ледовитого океана.
Рис. 6.13. Моря Российского сектора Арктики
Баренцево море относится к морям Северного Ледовитого океана и является самым западным из морей, омывающих северные берега России. Оно расположено между северным берегом Европы и островами Вайгач, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген и Медвежий. Это море свободно сообщается с теплым Норвежским морем, холодным Арктическим бассейном, а также Карским и Белым морями.
Карское море — окраинное море Северного Ледовитого океана. Название моря происходит от названия реки Кара, впадающей в него. Море ограничено северным побережьем Евразии и островами: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Гейберга.
Белое море - внутреннее море на севере европейской части России, относится к Северному Ледовитому океану.
Среди морей, омывающих Россию, Белое море - одно из самых маленьких. Наибольшая глубина моря 330 м, а средняя — 89 м.
В Белое море впадают реки Северная Двина, Онега, Мезень и многие другие.
Основные порты: Архангельск, Северодвинск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень.
Беломорско - Балтийский канал соединяет Белое море с Балтийским и с Волго-Балтийским водным путём.
Шельф арктических морей – кладовая нефти и газа (рис. 6.14.).
Рис. 6.14. Газовые и нетяные месторождения арктического шельфа
Рис. 6.14.Морской Арктический бассейн
Морские порты России
Морской порт-это комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта.
Морские порты управляются портовыми властями в части обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильностью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство портовых сооружений.
Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно – властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия.
Морские порты делятся на две большие группы:
- объявленные для захода иностранных судов;
- не объявленные для захода иностранных судов.
Решения об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается Правительством РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям.
Порты классифицируются по следующим признакам:
- географическое положение (устьевые, речные, береговые, островные);
- конструкция причальной стенки (пирсовые, фронтального типа);
- период навигации (порты круглогодичного и некруглогодичного ис-пользования);
- отношение к уровню воды (открытые и закрытые, расположенные в бас-сейнах, отделённых от моря шлюзами);
- специализация (торговые, пасссажирские, рыбные специальные, военные порты (гавани).
К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице 6.1:
Таблица 6.1.
Виды портов | Определения |
Морской торговый порт | Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, для обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. |
Морской рыбный порт | Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности комплексного обслуживания рыбного флота. |
Морской специализированный порт | Комплекс сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определённых типов груза. К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов. |
Суммарныйгрузооборот морских портов России в 2011-2015 годах:
2015 год-676,7 млн. т. (+5,7% к 2014г.), в т. ч. наливных 364,5 млн. т. (+6,0% к 2014г.), сухогрузов 312,2 млн. т. (+5,3% к 2014г.);
2014 год-623,4 млн. т. (+5,7%), в т. ч. наливных 331,0 млн. т. (-0,8%), сухогрузов 292,4 млн. т. (+14,1%);
2013 год-589,0 млн. т. (+3,9%), в т. ч. наливных 333,3 млн. т. (+5,7%), сухогрузов 255,7 млн. т. (+1,6%);
2012 год-565,5 млн. т. (+5,6%), в т. ч. наливных 313,8 млн. т. (+4,3%), сухогрузов 251,7 млн. т. (+7,3%);
2011 год-535,4 млн. т. (+1,8%), в т. ч. наливных 301,0 млн. т. (-4,3%), сухогрузов 234,4 млн. т. (+10,8%);
в том числе:перевалка экспортных грузов (млн. тонн):
2011г.- 408,5, 2012г.- 442,6 (+8,9% к 2011г.), 2013г. -460,1 (+ 2,8%), 2014г. -491,6 (+6,7%), 2015г. -539,1 (+7,7%);
перевалка импортных грузов:
2011г.-44,6, 2012г.-47,4 (+6,2% к 2011г.), 2013г.-48,4 (+7,3%), 2014г.-43,4 (-5,7%), 2015г.-33,3 (-23,3%).
Пятнадцать морских портов России, имеющих наибольший грузооборот по итогам 2015 года (млн. тонн):
1. Новороссийский морской торговый порт (Рис. 6.15.):
2011г.- 116,1, 2012 г.-117,4 (+1,1%), 2013г.-112,6 (-4,1%), 2014г.-121,5 (+8,0%), 2015г.-127,1 (+4,5%);
Рис. 6. 15. Новороссийский морской торговыйпорт
Рис. 6.16. Порт Усть-Луга
Рис.6.17. Порт Восточный
Рис. 6.18. Порт Приморск (Ленинградская область)
2. Порт Усть-Луга (Рис. 6.16.):
2011г.-22,7, 2012г.-46,2, 2013г.-62,7 (+33,8%), 2014г.-75.7 (+20,3%) , 2015 – 87,9 (+16.1%);
3. Порт Восточный (Рис. 6.17.):
2011г.- 38,3, 2012г.-42,5 (+10,9%), 2013г.-48,3 (+13,5%), 2014г. – 57,8 (+19,7%), 2015г.-65.2 (+12,8%);
4. Порт Приморск (Ленинградская область), (Рис. 6.18.):
2011г.- 75,1, 2012г.-74,8 (-0,5%) , 2013г.-63,8 (-14.6%), 2014г. - 53.7 (-15.9%), 2015г. -59.6 (+11.1%);
5. Санкт-Петербургский морской торговый порт (Рис. 6.19.):
2011г.- 60,0, 2012г.- 57,8 (-3,6%), 2013г.-58,0, (+0,3%), 2014г. - 61,1 (+5,4%), 2015г.-51,1 (-15,8%);
Рис. 6.19. С.-Петербургский морской торговый порт
6. Порт Кавказ (Рис.6. 20):
2011г.-8,3, 2012г.-9,4 (+13,4), 2013г.-7,9 (-15,7%) ,2014г.10,2(+28,6%) , 2015г.-30,5 (+14,9%);
Пассажирское и автомобильное паромное сообщение: порт Кавказ – порт Крым.
На данной паромной линии работают паромы :
- паром «Крым» - вместимость по пассажирам - 685, по транспортным средствам – 160;
- паром «Николай Аксененко» - вместимость по пассажирам - 45, по транспортным средствам – 261;
- паром «Олимпиада» - вместимость по пассажирам - 582, по транспортным средствам - 120;
- паром «Протопорос-4» - вместимость по пассажирам - 300 (зима) и 1150 (лето), по транспортным средствам – 140;
- паром «Гликофилоуса III» - вместимость по пассажирам - 510, по транспортным средствам – 115;
- паром «Майор Чапичев» - вместимость по пассажирам - 510, по транспортным средствам – 115.
Рис.6. 20. Порт Кавказ
7. Порт Ванино (Рис. 6.21.):
2011г.- 19,1, 2012г. -20,3 (+6,5), 2013г.-23,8 (+16,8%) , 2014г.-26,2 (+10,4%), 2015г.-26,8 (+2,3%);
Рис.6. 21. Порт Ванино
8. ПортТуапсе (Рис. 6 22.):
2011- 19,4 / 2012 — 17,8 (-8,2%) / 2013 — 17,7 (-0,4%) / 2014 — 22,1 (+24,7%) / 2015 — 25,2 (+13,9%)
Рис.6. 22. Порт Туапсе
9. Мурманский морской торговый порт (Рис.6.23.):
2011г.-25,7,2012 — 23,7 (-7,8%) , 2013 -31,4 (+32,5%) , 2014 - 21,9 (-30,4%), 2015 — 22,0 (+1,1%);
·
Рис. 6 23. Мурманский морской торговый порт
10. Порт Находка (Рис.6. 24.):
2011- 15,0 / 2012 — 16,9 (+12,8) / 2013 — 18,4 (+8,1%) / 2014 — 20,7 (+13,0%) / 2015 — 21,3 (+2,5%);
11.порт Высоцк (Ленинградская область), Рис.6. 25.):
2011- 13.4 / 2012 — 13,6 (+1,6%) / 2013 — 16,2 (+18,5%) / 2014 - 17,4 (+7,9%) / 2015 — 17,5 (+0,3%);
12. Порт Пригородное (Сахалин), (Рис.6. 26.):
2011 — 16,3 / 2012 — 16,4 / 2013 — 16,3 (-0,8%) / 2014 - 16,1 (-1,1%) / 2015 — 16,0 (-0,4%);
Рис.6. 24. Морской порт Находка
Рис. 6.25. Порт Высоцк
Рис.6.26. Морской порт Пригородное (о. Сахалин)
13. Порт Владивосток (Рис. 6.27.): 2013г.-14,5 (+10,0%), 2014-15,3 (+5,3%), 2015-12,9 (-15,9%);
Рис. 6.27. Владивостокский морской торговый порт
14. Калининградский морской торговый порт (Рис. 6.28):
2011г. -13,3, 2012г.-12,7 (-4,8%), 2013г.-13,7 (+7,5%), 2014г.-13,9(+1,6%), 2015г.-12,7 (-8,6%);
·
Рис. 6. 28. Калининградский морской торговый порт
Открытое акционерное общество «Калининградский морской торговый порт» (ОАО «КМТП») – крупнейшее предприятие самого западного и единственного незамерзающего российского порта на Балтийским море.
ОАО «КМТП»- это порт, обладающий:
- выгодным географическим положением;
- развитой портовой инфраструктурой;
- современным перегрузочным оборудованием и техникой, применяющийпередовые технологии для обработки любых видов грузов (за исключением грузов первого и седьмого классов опасности);
- высоким уровнем обработки грузов и многолетним опытом оказания услуг;
- благоприятными природными условиями.
15. Тамань (Краснодарский край) Рис. 6.29.):
2011г. -1,2, 2012г. -2,2, 2013г.- 9,5, 2014г.-10,2 (+7,3%), 2015 г.-12,3 (+20,8%).
Рис.6. 29. Морской порт Тамань
Грузооборот и специализация крупных портов приведена в таблице 6.2.:
Таблица 6.2.