Определение понятия «турист». Классификация и виды туризма. Дифференциация туристского рынка.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» от 24 ноября 1996г. дает следующее определе­ние понятия туриста:

«ТУРИСТ - гражданин, посещающий страну (место) времен­ного пребывания в оздоровительных, познавательных, профес­сионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной но­чевки».

". К туристам принято относить также экипажи самолетов и судов, которые прибывают в страну и обслуживают транспортные ср-ва. Лица, находящиеся в стране пребывания менее 24 часов, считаются экскурсантами и не фиксируются в кач-ве туристов. Все виды путешественников в мировой статистике определяются как посетители (те, кот путешествуют с тур целями). НЕ включены в статистику туризма: приграничные трудящиеся, временные эмигранты, пост мигранты, кочевники, транзитные пассажиры, беженцы, военнослужащие, консульские работники и дипломаты (вкл членов семьи и прислугу).

Фундаментальная классификация т-зма - определяется целью путешествия (мотивацией): рекреационный т-зм; познавательный т-зм; спортивный т-зм; деловой т-зм (+ инсентив туризм), конгрессный, авантюрный, курортно-оздоровит, образоват (языковое, маркет-г), экзотический, культурно-познават, шоп-туризм, морской океанический речной, экологич (любое соприкосновение с природой), туризм в тематич парки, агротуризм (выезд в с\местность), тайм-шер - приобретение недельного отдыха на долгий срок, клубный отдых (курортное место), Гименей - туры (свадебные путешествия).

Классификация, характеризующая особенности субъектов т-зма:- по возрасту (детский, молодежный, среднего возраста, третьего возраста);- по составу (индивидуальный, семейный, групповой);- по социально-экономическому статусу (бизнес-т-зм, конгрессный, образовательный, шопинг);- по месту отдыха (внутренний, зарубежный);- по ведущему занятию во время отдыха (альпинизм, спелеот-зм, рыболовный, охотничий и т.п.). Классификация, в основе которой лежит сочетание используемых ресурсов (горный, морской/озерный, городской, дачный, экскурсионный и т. п.).

Классификация по следующим основаниям:- используемый транспорт (автобусный, авиационный, железнодорожный, водный, пешеходный, треккинг);- роль в валютных трансферах (въездной, выездной);- сезонность (летний, зимний, межсезонный)

.Виды т-зма:Типы туризма: 1. туризм в пределах страны объединяет въездной и внутр туризм; 2. национальный туризм объединяет внутр и выездной туризм; 3. муждународный туризм - вьездной и выездной туризм.

Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Дифференциация туристского рынка - это разделение рынка на различные сегменты спроса, обусловленные едиными признаками потребления, свойственными каждому конкретному сегменту. Все виды предложений на туристском рынке должны быть сориентированы на конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и цели путешествия.

Целью дифференциации туристского рынка является создание соответствующего по тематике, уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно, важно иметь представление о национальных вкусах и привычках приезжающих туристов и учитывать это при обслуживании (скажем, при составлении меню и т. д.).

  1. Туристский продукт. Этапы создания и факторы производства туристского продукта.

В соответствии с законом об основах тур деят-ти, тур продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт – совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей для полного удовлетворения потребностей туристов возникающих во время их путешествия. (туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны).

Турпродукт состоит из 3 элементов:

1. тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и др услуги, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (обязательная единица турпродукта, реализуемая клиенту как единое целое – продукт туроператора на определенный маршрут и конкретные сроки. Включает в себя трансфер, размешение и может быть питание, виза, страховка и т.д)

2 дополнительные туристско- экскурсионные услуги (это услуги не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимого до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним относятся: телефон, прокат, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, общественный транспорт, хранение вещей, развлечение, резервирование мест и т. п.)

3 товары (включают в себя специфическую материальную часть турпродукта, куда входит большее число товаров, являющихся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туристов)

Туристский продукт отличается от тур пакета тем, что последний – только часть туристского продукта, точнее – обязательная часть тура.

Обязательную программу пребывания (турпакет и комплекс услуг на маршруте) туроператор оформляет в виде турпутевки или ваучера (документов в которых гарантируются все обязательные для фирмы и клиента услуги).

Тур продукт, как любой товар, д обладать опред потребит св-вами и кач-вами.

Потребит св-ва и кач-ва - это те проявления товара, кот удовлетворяют опр потребности клиента/покупателя.

Потребит кач-ва и св-ва ТП: гарантированность услуг, гостеприимство, оптимальность, надёжность, безопасность, гибкость, полезность, своевременность.

Факторы производства турпродукта:

1. ресурсы (для создния ТП - природн, ист-культ, чел ресурсы - кадры)

2.инфраструктура

3.востребованность

4.экономика (дефолт 98)

Полит развитие (теракты, перевороты).

Факторы производства турпродукта - первичные ресурсы, в которых нуждается производство турпродукта.

За данные ресурсы туристские предприятия конкурируют не только между собой но и с предприятиями другой отраслей.

В туризме особенно важны новые идеи в их использовании и воля к их реализации, а не просто наличие факторов в больших размерах.

Этапы создания:

Поиск идей

Отбор идей

Разработка замыспа продукта и его проверка

Разработка стратегии маркетинга

Анализ маркетинговых возможностей

Разработка туристского продукта

Испытание продукта в рыночных условиях

Необходимо учитывать, что предпочтение туристского продукта создается не только высоким уровнем обслуживанияпри минимальной рыночной

цене, но и индивидуальным характером предложения, собственным обликом этого туристского продукта, обликом, который нельзя повторить, имитировать в другом месте у конкурентов

Наши рекомендации