Турист как субъект туризма. Субъектом системы туризма выступает человек-турист, удовле­творяющий свои потребности и желания в этой сфере

Субъектом системы туризма выступает человек-турист, удовле­творяющий свои потребности и желания в этой сфере.

Конференция ООН по международному туризму и путешест­виям (Рим, 1963) рекомендовала для статистических целей ис­пользовать понятие «посетитель».

Под посетителемпонимается любое лицо, путешествующее в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещае­мом месте.

Понятие «посетитель» охватывает две категории лиц: тури­стов (ночующих посетителей) и экскурсантов (однодневных по­сетителей).

Турист — посетитель, осуществляющий хотя бы одну ночев­ку в коллективном или частном средстве размещения в посещае­мом месте. К категории туристов относятся также члены экипажей иностранных воз­душных и морских судов, проводящие не менее одной ночевки в средствах размещения страны пребывания во время ремонта судов или смены экипажа.

Экскурсант — посетитель, находящийся в посещаемом месте менее 24 часов (без ночевки). В эту категорию включают также проживающих на борту судна пассажиров круизов, членов эки­пажей иностранных воздушных и морских судов (не являющих­ся гражданами страны пребывания и находящихся в ней в тече­ние одного дня), транзитных однодневных посетителей.

К категории туристов не относятся и не учитываются в стати­стике туризма следующие путешественники:

- лица, осуществляющие поездки в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные поездки между домом и работой или учебой; приграничные работники);

- лица, меняющие место жительства (долговременные ми­гранты, планируемое пребывание которых в посещаемом месте или стране превышает 12 месяцев; лица, переезжаю­щие на новое место жительства внутри страны);

- лица без определенного места жительства (кочевники, бро­дяги, беженцы);

- лица, путешествующие в места осуществления оплачивае­мой деятельности (временные мигранты — планируемое пребывание в посещаемом месте или стране составляет 12 месяцев или менее; сезонные рабочие; лекторы, арти­сты; гувернантки);

- прочие лица, не учитываемые в статистике туризма по тра­диции (транзитные пассажиры — при незаконном въезде в принимаемую страну; военнослужащие — при переезде к месту службы и обратно, а также на маневрах; консульские работники и дипломаты, а также сопровождающие их лица).

Туристы в соответствии с основными типами туризма под­разделяются на два вида: международные и внутренние.

Международный турист — это посетитель, путешествующий в какую-либо страну, не являющуюся страной обычного места жительства и находящуюся за пределами основной среды данно­го лица, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью которого не является занятие деятельностью, оплачивае­мой из источника в посещаемой стране, и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемой стране.

Внутренний турист — это посетитель, постоянно проживаю­щий в какой-либо стране и путешествующий в определенное ме­сто, находящееся в этой стране за пределами обычной среды данного лица, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельно­стью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, и осуще­ствляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемом месте.

Таким образом, понятие «турист» используются в отно­шении следующих лиц:

· совершающих поездку за пределы обычной среды;

· находящихся в посещаемом месте временно;

· путешествующих с туристскими целями, исключающими занятие деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте.

Только при наличии всех этих признаков путешествующее лицо можно рассматривать как туриста.

Туристский продукт

Туристский продукт— результат общественного труда в виде ту­ристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В са­мом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.

Туристские услуги — целесообразная производственная дея­тельность, удовлетворяющая потребности туристов и не прини­мающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.

К туристским услугами относятся услуги:

· по размещению туристов;

· перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания! и обратно;

· обеспечению туристов питанием;

· перевозке туристов от места их прибытия в страну (место) их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер);

· удовлетворению культурных потребностей туристов (экс­курсии, посещение театров, концертных залов, музеев, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);

· удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);

· информационные (о туристских ресурсах, таможенных и пограничных формальностях и т.д.);

· средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом);

· организационные (оформление паспортов, виз, страхова­ние и т.д.);

· торговых предприятий как общего, так и специального на­значения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);

· посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка кор­респонденции, приобретение подарков, сувениров);

· бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);

· спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спор­тивными сооружениями и т.д.).

Характеристики туристских услуг определяют ряд особенно­стей туристской деятельности. Во-первых, туристские услуги от­личаются характером потребления. Товар в материальной форме готов к потреблению после завершения его перемещения от мес­та производства к месту потребления. Туристские же услуги в большинстве случаев потребляются тогда, когда турист достав­лен к месту их производства. Во-вторых, предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические) туристы получают в стране (месте) постоянного проживания, другие — во время путешест­вия (например, транспортные), третьи — в стране (месте) вре­менного пребывания (размещение, питание, экскурсионное об­служивание и т.д.). Кроме того, услуги предоставляются различ­ными предприятиями и организациями сферы туризма, которые находятся в состоянии территориальной разобщенности.

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо комплекс услуг, в совокупности своей образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непо­средственное отношение.

Тур — комплекс различных видов услуг, объединенных глав­ной целью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенному маршруту с заранее установленной про­граммой. Такой комплекс воспринимается потребителем как единый продукт и приобретается в совокупности всех его ком­понентов.

Туристские услуги подразделяются на основные и до­полнительные. К первым относятся услуги, включенные в ком­плексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, ко вторым — при­обретаемые туристом во время путешествия сверх ранее опла­ченного комплексного обслуживания.

Одним из важнейших признаков для классификации туров является количество пользователей. В соответствии с этим туры подразделяются на индивидуальные и групповые.

Индивидуальные туры предназначены для одного или нескольких лиц (до 5 человек). Как правило, такие туры формируются турист­ским предприятием на индивидуальной основе с учетом персо­нальных запросов и пожеланий клиентов.

Групповые туры ориентированы на стандартизированные программы обслуживания и комплекс услуг, удовлетворяющих интересы массового потребителя. Такие туры могут формиро­ваться как для относительно небольших (от 6 до 15 человек), так и для значительных групп туристов.

Принимая во внимание разнообразие потребностей тури­стов, туры могут иметь различную целевую направленность. В частности, выделяются следующие их виды:

· познавательные, предназначенные для ознакомления тури­стов с образом жизни населения туристских регионов, их историей, природой, архитектурными достопримечатель­ностями;

· рекреационные, преследующие цели отдыха, восстановле­ния и развития физических, психических и эмоциональ­ных сил человека;

· оздоровительные, направленные на предотвращение или профилактику различных заболеваний;

· развлекательные, ориентированные на реализацию жела­ний туристов «хорошо развлечься», для организации которых туристская индустрия предлагает комплексы активных игр (гольф, боулинг, крикет), посещение аттракционов (тематических парков, дельфинариев, зоопарков), ресторанов, дискоклубов, казино и т.д.;

· любительские, предлагаемые потребителям, стремящимся использовать путешествие в соответствии со своими интересами (рыбалка, охота, сафари и т.д.);

· специализированные, призванные реализовать специфиче­ские запросы людей во время путешествия;

· ознакомительные, организуемые туроператором или транс­портной компанией для ознакомления с условиями путе­шествия.

Указанный перечень видов туров не является исчерпываю­щим.

Туристская индустрия

Туристская индустрия— совокупность предприятий, учрежде­ний и организаций материального производства и непроизводст­венной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использо­вание туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма.

Компоненты туристской индустрии:

· организаторы туризма — туристские предприятия по раз­работке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

· предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гос­тиницы, мотели, дома отдыха и т.д.);

· предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

· транспортные предприятия (авто- и авиационные пред­приятия, предприятия мор­ского транспорта и др.);

· экскурсионное бюро;

· производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

· предприятия торговли (магазины по реализации турист­ского снаряжения и сувениров);

· предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

· учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпи­нистские, велосипедные клубы);

· органы управления туризмом (гос. учрежде­ния, общественные туристские организации);

· учебные, научные и проектные учреждения.

Для туристской индустрии характерны процессы специали­зации, кооперирования и концентрации производства.

Специализация находит выражение в развитии средств разме­щения (гостиниц, мотелей, ботелей, флотелей), различных форм обслуживания, изменении характера деятельности предприятий питания и развлечений, возрастании числа новых туристских ус­луг, разнообразии видов туров и т.д. Предоставление туристских услуг осуществляет все большее количество отраслей, фирм и организаций, каждая из которых специализируется на выпол­нении отдельных функций туристского обслуживания. Процес­сы специализации обусловливают усложнение хозяйственных связей между предприятиями туристской индустрии. Это вызы­вает необходимость на их кооперировании с целью максимально полного удовлетворения потребностей туристов и повышения качества их обслуживания.

Кооперирование представляет собой форму организации по­стоянных экономических связей между специализированными, но самостоятельными предприятиями по производству и орга­низации туристских услуг и товаров. В туристской практике оно проявляется в форме долгосрочного договорного сотрудничест­ва на предметной, функциональной, межотраслевой, региональ­ной, национальной и международной основе.

Кооперирование в туризме может быть производственным — по созданию туристского продукта (например, между туристским предприятием и транспортной организацией), и бытовым — по его реализации (например, между туроператорами и турагентами).

Концентрация производства в туристской индустрии проис­ходит путем как укрепления отдельных производственных еди­ниц, так и сосредоточения в рамках объединения широкого круга предприятий («гостинич­ные цепи»). Для туризма характерно также образование турист­ских корпораций — крупных предприятий туристского бизнеса, возникающих в результате слияния, поглощения или объедине­ния нескольких туроператорских фирм.

Характерной особенностью современного этапа развития ту­ристской индустрии является проникновение в туристский биз­нес как компаний, имеющих с ним непосредственные производ­ственные связи (повышенную активность при этом проявляют авиакомпании), так и предприятий других отраслей экономики (банков, промышленных, торговых, страховых компаний).

Характерной особенностью процесса концентрации произ­водства в туристской индустрии является его выход за пределы не только отдельных отраслей, но и национальных границ путем создания международных (в том числе и транснациональных) компаний. Особенно отчетливо эта тенденция проявляется в гос­тиничном хозяйстве, где транснациональные компании принимают вид гостиничных цепей.

Туристская деятельность

Туристская деятельность— деятельность, связанная с организа­цией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных ин­тересов или в профессионально-деловых целях без занятия опла­чиваемой деятельностью в местах временного пребывания. Особая роль в осуществлении такой деятельности принадлежит туристским предприятиям (за рубежом их часто называют турорганизаторами). По сути своей они являются, своего рода посредниками между производителями туристских услуг (гостиницами, рестора­нами, транспортными организациями и т.д.) и потребителями (ту­ристами). В свою очередь, их деятельность — также услуга.

Туристские предприятия относятся к основным производст­венным единицам туризма. Потребность в них возникает там, где участник туризма желает обеспечить себя определенными условиями, которые он не может полностью приобрести само­стоятельно или получает их с большими затратами времени и средств.

По функциональному признаку предприятия, занимающие­ся туристской деятельностью, делятся на туроператоров и турагентов.

Туроператор — субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осу­ществляющий на основе лицензии деятельность по формирова­нию, продвижению и реализации туристского продукта.

Под формированием туристского продукта понимается со­ставление упорядоченной и взаимосвязанной по срокам, целям, согласованной по стоимости и качеству совокупности услуг, об­разующих туристскую поездку (тур). Продвижение туристского продукта— комплекс мер, направленных на побуждение потен­циального потребителя к приобретению этого продукта. Реализация туристского продукта потребителям осуществляется туроператором как напрямую, так и с помощью посредников (турагентов).

Турагент — субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на основе лицензии деятельность по продви­жению и реализации туристского продукта.

Деятельность туроператора и турагента по сути отличается только тем, что первый занимается не только продвижением и реализацией туристского продукта, но и его формированием. Именно в этом и заключается специфика деятельности туропе­ратора, функции которого на рынке практически совпадают с деятельностью предприятий оптовой торговли. Он закупает в значительных объемах услуги предприятий туристской индуст­рии (гостиниц, ресторанов и т.д.), комплектует из них туры и осуществляет их реализацию.

Таким образом, разделение туристских предприятий на туропера­торов и турагентов основано на функциональных различиях: тур­операторская деятельность — это деятельность по формирова­нию, продвижению и реализации потребителям туристского продукта как напрямую, так и при посредничестве турагентов; турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта потребителю.

Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме.

Выделяют­ туроператоров массового рынка и специализированные.

Туроператоры массового рынка, как правило, формируют туры в места массового туризма.

Специализированные туроператоры концентрируют свою дея­тельность на определенном туристском продукте или сегменте рынка.

По направлению деятельности принято разделять туропера­торов на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры (туроператоры по отправке) — это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы своей страны по договоренности с принимающими (ре­цептивными) операторами или напрямую с производителями ту­ристских услуг.

Рецептивные туроператоры — это туроператоры на приеме, формирующие туры в местах приема и обслуживания туристов на основе прямых договоров с производителями туристских услуг.

Турагенты, по существу, выступают посредниками между туроператором, с одной стороны, и туристами — с другой. Турагент теоретически отличается от туроператора тем, что осуществ­ляет посреднические услуги по розничной продаже разработан­ных туроператором туров либо занимается реализацией тури­стам отдельных видов услуг, устанавливая непосредственные связи с предприятиями туристской индустрии.

Таким образом, классический турагент не создает свои соб­ственные туристские продукты, а занимается их перепродажей, получая за это комиссионное вознаграждение от туроператора или производителей туристских услуг.

По своему положению турагентства бывают двух видов:

· независимые, т.е. не связанные с другими предприятиями;

· выступающие в форме дочерних компаний и филиалов туроператоров, торговых предприятий, банков, страховых компаний и других фирм.

Туристские ресурсы

Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впе­чатления.

Туристский интерес— перспектива получения туристом объек­тивной информации, положительных эмоций и (или) потенциаль­ная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе ту­ристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.

Объекты туристского интереса — места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского инте­реса являются:

· привлекательность (аттракция) для туристов;

· познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);

· рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);

· известность (популярность среди туристов);

· необычность (экзотичность);

· выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);

· сохранность (состояние объекта, его подготовленность к прие­му туристов);

· месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъ­езда к нему, пригодность дороги для передвижения авто­транспорта, природная обстановка, определяющая объект).

Туристские впечатления— комплекс эмоций, душевного и фи­зического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впе­чатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.

Туристские ресурсы— совокупность природных и искусствен­но созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и кос­венные туристские ресурсы. К первым относятся природные и куль­турно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привле­каются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

Туристские ресурсы являются национальным достижением. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавли­вает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.

Основой формирования туристского продукта являются, без­условно, природные ресурсы.

Природные ресурсы — компоненты природной среды (кли­мат, рельеф, лечебные грязи и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное на­правление и формируя его структуру.

Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культу­ры, мемориальных мест и т.д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особен­ностями бытовой и хозяйственной жизни.

Наиболее распространенными формами включения культур­но-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются организация музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов.

Освоение и использование туристских ресурсов требует соот­ветствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

Материально-техническая база туризма — совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), пред­назначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размеще­ние, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

В состав материально-технической базы туризма входят: гос­тиницы, транспортные организации, предприятия питания, тор­говли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.

Важным моментом при планировании использования тури­стских ресурсов является формирование инфраструктуры туриз­ма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской инду­стрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к турист­ским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма.

Туристская политика

Туристская политика— это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Туристская политика государства носит все характерные черты его общей политики. Однако имеются и определенные специфические факторы, под влиянием которых туристская политика формируется. К ним относятся:

· природные условия страны, воздействующие на туристскую политику в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования в целях туризма;

· транспортные условия, определяющие доступность объектов туристского интереса;

· социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. Имеется в виду, что в пе­риод становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокой степени развития сферы туризма — другие.

В практической деятельности страна может быть ориентиро­вана как на отдельные цели, так и на их совокупность. Основная задача должна состоять в удовлетворении потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского по­тенциала и обеспечении устойчивого развития туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных туристских регионов: увеличение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улучшение использования материально-технической базы и туристской инфраструктуры.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма в целом. К таковым в широком смысле слова относятся:

· координация;

· планирование;

· регулирование;

· маркетинг национального туристского продукта;

· стимулирование;

· социальный туризм; » защита интересов.

Координация является одной из наиболее значимых функций, реализуемых государством в туристской политике. В значительной степени этому способствует тот факт, что выполнение государством других функций зависит от того, насколько оно способно скоординировать и сбалансировать интересы всех субъектов системы туризма.

Планирование как функция туристской политики проявляется в большом многообразии форм (развитие, инфраструктура, марке­тинг и т.д.), структур, вовлеченных в этот процесс (министерства экономики, финансов, статистики, транспорта, торговли, образова­ния, государственные и местные органы управления туризмом и др.), а также масштабов (международное, общенациональное, региональное, местное и отраслевое). Планирование в туризме на­правлено на отражение экономических, социальных и иных целей, достижение которых ставится государством в основу этого процесса, в результате чего отражается превалирование опреде­ленных интересов и ценностей над другими.

Свое конкретное выражение функция планирования находит прежде всего в программах развития туризма (национальных, региональных, местных).

Регулирование выступает как наиболее яркое проявление туристской политики государства.

Основными целями государственного регулирования туриз­ма являются:

· обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав совершения путешествий;

· охрана окружающей среды;

· создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

· развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и его граждан, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского интереса, рациональное использование туристских ресурсов.

Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, путем создания соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их исполь­зование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов системы туризма и туристов, установление правил въез­да, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма.

Важнейшими средствами регулирования туризма являются ли­цензирование, стандартизация и сертификация.

Маркетинг национального туристского продукта также явля­ется одной из важнейших функций государственной политики. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения иностранных туристов.

Функция стимулирования призвана предоставлять государству рычаги воздействия на систему туризма, что достигается одним из трех способов (или их сочетанием):

· предоставлением финансовых стимулов;

· поддержкой исследований и инноваций;

· применением маркетинга с целью привлечения туристов.

Система стимулирования направлена на развитие тех или иных составляющих туристской индустрии, регионов, продуктов или отдельных услуг.

Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения является следующей важной функцией государства в реализации ту­ристской политики. При этом применяются широкие программы по обеспечению возможности путешествий инвалидов, детей, мо­лодежи и других категорий населения.

Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание первой характеризуется мероприятиями, носящими локальный характер и опреде­ляемыми государством самостоятельно. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами. Она основывается на договорах и других видах соглашений, регламентирующих взаимоотношения в развитии международного туризма и не ущемляющих суверен­ные права договаривающихся сторон.

Наши рекомендации