И средствами сводного отряда УВД
Проведение специальной операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков – процесс непрерывный. Таким же непрерывным процессом является управленческая деятельность руководителя (командира) любого уровня.
Перед принятием решения на организацию специальной операции важно определиться в способе ее проведения, который зависит от обстановки, местных условий, наличия сил и средств.
Если собравшаяся толпа агрессивна, но при этом сравнительно небольшая (примерно до 3–5 тыс.), имеет малую плотность (менее одного человека на 1 м2) и находится на неограниченном пространстве (открытая площадь, широкая улица), то проводят специальную операцию способом рассеивания.
При большом скоплении людей, высокой плотности толпы, расположении ее в ограниченном пространстве и малом количестве выходных направлений, в целях пресечения массовых беспорядков толпу рассекают (на 2, 3 части), а затем по частям рассеивают в удобных для сил сводного отряда УВД направлениях. В отдельных случаях (если это возможно) после рассечения толпы ее рассредоточивают в направлениях контрольно-пропускных пунктов.
Выбор способа проведения и последовательности действий в специальной операции – сложный и ответственный момент. Для принятия решения требуется объективная информация об обстановке на месте предполагаемых действий. Поэтому руководитель операции должен лично присутствовать на месте происходящих событий.
Руководитель операции, принимая решение, учитывает мнение членов штаба и своих заместителей.
Присутствовавшие ответственные работники властных структур при необходимости организуют привлечение общественных формирований в распоряжение руководителя операции. Они также проводят разъяснительную работу, указывая собравшимся на неправомерность их действий, выступают с призывом разойтись до начала специальной операции.
С обращением к гражданам может выступить прокурор города
(области). В своем выступлении он должен уделить внимание причинам и условиям возникновения такой обстановки и информировать о принятых либо принимаемых мерах, а также разъяснить противоправность действий толпы, которые могут привести к тяжелым последствиям.
Принимая решение на проведение операции способом рассеивания, начальник УВД обязан определить или уточнить рубеж блокирования и направление рассеивания толпы. Если этого не сделал руководитель операции, а дал только общую команду к действиям, то командир сводного отряда УВД самостоятельно определяет рубеж блокирования и направления рассеивания.
После того как принято решение на проведение операции и определены способы действий, с обращением к собравшимся о неправомерности действий толпы и требованием разойтись выступает начальник УВД. Примерный текст обращения заготавливают заранее, в него вносят коррективы в зависимости от обстановки. В конце обращения обязательно указывают направления, по которым граждане могут покинуть место сбора, пройдя через контрольно-пропускные пункты. С подобным сообщением может выступить командир сводного отряда УВД.
Принятое решение точно и подробно доводят через командира сводного отряда УВД, оперативный штаб до командиров групп и подразделений. До начала операции устанавливают определенный сигнал, так как время начала операции заранее определить невозможно: если граждане после обращения начнут расходиться, то необходимость в проведении операции отпадает.
Таким образом, руководитель операции обязан тонко чувствовать состояние оперативной обстановки, предугадывать ее развитие, иметь полную информацию о толпе и своих силах, своевременно ее уяснять, оценивать и принимать решения.
Каждое решение немедленно доводят до исполнителей, а те, в свою очередь, обязаны своевременно докладывать об изменении обстановки.
Рубеж должен намечаться таким образом, чтобы можно было выдвинуться и построить боевой порядок группы. Намечая исходные рубежи, руководитель операции обязан учитывать характер и направление действий толпы, так как в случае ее движения запланированный рубеж может оказаться нецелесообразным.
Рубеж блокирования должен проходить на удалении до 15 м от условной линии границы толпы. Подразделения в предбоевом порядке выходят на указанный рубеж и занимают его, выстраиваясь в одну или две шеренги.
На участках, где толпа проявляет особую активность, необходимо выводить личный состав в полной экипировке, построив его не менее чем в две шеренги. Командир группы подает команду на выдвижение командирам подразделений (рот, взводов), а те повторяют ее для личного состава.
При невозможности выдвижения группы в целом отдают команду к выдвижению повзводно, но на рубеже блокирования толпы взводы выстраивают в боевые порядки без промежутков между ними. Блокирование толпы производят со стороны, противоположной направлению ее рассеивания.
Если свободный выход группы блокирования на намеченный рубеж невозможен, так как он уже занят толпой (например, толпа подошла вплотную к зданию), для оттеснения толпы применяют специально оборудованные пожарные машины или БТР (в случае агрессивных действий толпы, пытающейся вырваться в намеченном направлении для совершения разгрома или поджога).
При постановке задачи выдвижения на рубеж блокирования руководитель операции может обусловить, что после занятия рубежа группа немедленно приступает к действиям. Однако если толпа ведет себя неагрессивно, может возникнуть ситуация, когда необходимо продемонстрировать силу сводного отряда УВД и только после еще одного обращения дать команду к действиям. Это делают для того, чтобы люди, случайно оказавшиеся в толпе, самостоятельно могли выйти из нее. Кроме того, это позволит с меньшими затратами сил и средств рассеять толпу, а возможно, увидев реальную силу (экипированные и оснащенные подразделения), граждане сами начнут расходиться.
В этой связи руководитель операции обязан увидеть изменения в поведении толпы и сделать все возможное, чтобы восстановить правопорядок, не применяя физической силы сводного отряда УВД, и только, когда все принимаемые меры не дали положительного результата, – приступить к проведению специальной операции. В то же время, в случае ухудшения оперативной обстановки, медлить с началом операции нельзя.
Управление действиями групп сводного отряда руководитель операции может взять на себя, а может поручить это командиру сводного отряда УВД. Практика показывает, что наиболее оптимальным является второй вариант. Руководитель обязан управлять общим ходом развития операции, принимать решения по основным вопросам. В управлении силами сводного отряда УВД он может вмешаться лишь при явных промахах со стороны командира отряда, а также при вводе в действие вооруженного и общего резерва.
Получив сигнал к началу действий, подразделения подходят вплотную к толпе и под прикрытием щитов оттесняют граждан в направлении рассеивания. В случае оказания сопротивления личный состав применяет резиновые палки. При нападении отдельных бесчинствующих элементов личный состав применяет «Черемуху» или «Сирень».
В это время группа применения специальных средств отстреливает или забрасывает в толпу газовые гранаты со средствами «Черемуха» или «Сирень», дымовые шашки и специальные взрывпакеты.
После начала действия главное для командиров подразделений, групп и руководителей операции – не потерять управления. Считается, что чем меньше звеньев управления, тем надежнее работает система.
Руководитель операции внимательно следит за событиями и активно влияет на их ход. Личный состав группы блокирования (рассеивания), взаимодействуя с группами выявления и изъятия организаторов и подстрекателей и оцепления, рассеивает толпу и вытесняет ее за пределы рубежа оцепления. Взаимодействие между группами через командира сводного отряда поддерживает руководитель операции.
Если удалось рассеять толпу силами групп блокирования и рассечения, то на этом проведение активных действий заканчивается. Если этого не удалось сделать, руководитель операции вводит свой общий резерв, а при необходимости – приданные и поддерживающие силы. В крайнем случае, он делает запрос на использование сил и средств региона у старшего оперативного начальника.
После рассеивания толпы продолжает нести службу личный состав группы оцепления, патрулирования и ограничения движения транспортных средств.
С момента активного проведения специальных мероприятий, направленных на предотвращение массовых беспорядков, начинает функционировать специально для этого созданная оперативно-следственная группа, которая несет службу на фильтрационных пунктах.
Если до момента начала проведения специальной операции уголовное дело по массовым беспорядкам не возбуждалось, то это делают следователи оперативно-следственной группы.
Следственные мероприятия проводят во время операции, а также после ее окончания. После завершения операции производят осмотр места происшествия и составляют протокол осмотра. Расследование продолжается до полного выяснения всех обстоятельств массовых беспорядков.
Итогом работы оперативно-следственной группы должно стать составление обвинительных заключений и передача в суд уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления. При возвращении уголовного дела на доследование оперативно-следственная группа возобновляет свою работу до полного расследования преступлений.
Таким образом, оперативно-следственная группа должна начинать вою работу еще до начала проведения специальной операции, а заканчивать ее лишь после полного расследования всех преступлений, совершенных во время массовых беспорядков.
По завершении операции проводят отдельные специальные мероприятия. Все остальные силы выводятся в резерв. Место их нахождения определяет руководитель операции.
С рубежей снимают группы оцепления и ограничения движения, а затем и группу патрулирования. Организуют постоянное повседневное патрулирование силами данного РОВД.
Подразделения, принимавшие активное участие, приводят себя в порядок, командиры докладывают руководителю специальной операции об их состоянии, наличии травмированных и принятых мерах, состоянии специального снаряжения, экипировки, оружия, количестве задержанных и пр. По решению руководителя операции личный состав групп отправляется последовательно в места постоянной дислокации.
По окончании специальной операции начальник УВД производит ее детальный разбор, ставит задачи на устранение недостатков и дальнейшую подготовку к специальной деятельности, издает приказ о результатах проведения специальной операции.
После окончания всех мероприятий и действий начальник УВД дает команду штабу подготовить документы для:
– подведения итогов специальной операции;
– производства анализа причин и условий возникновения массовых беспорядков и принятия мер по их устранению;
– принятия мер усиления ООП и общественной безопасности в районе проведения операции и в целом в городе (области);
– продолжения содействия оперативно-следственной группе.
Готовят документы для отправки в МВД РФ.