Оснащение пассажирских вагонов первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты

4.1 Вагоны пассажирских поездов обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарём, оборудованием и ручным инструментом согласно «Нормам оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения» утверждены и введены в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2010 г. № 2624р.

Выбор типа, размещение и техническое обслуживание огнетушителей осуществляется согласно требованиям Свода Правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» СП 9.13130.2009 утверждён и введён в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179.

Нормы оснащения и место установки в пассажирских вагонах огнетушителей и генераторов приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормы оснащения пассажирских вагонов огнетушителями*

Наименование вагона (ЦМВ) Класс пожара Место установки огнетушителей в вагоне Огнетушители, шт. на один вагон
Порошковые ОП-5 или другие аналогичного типа Воздушно-пенные ОВП-5 или водные мелкодисперсные ОВМ-5 или воздушно-эмульсионные ОВЭ-5 Углекислотные ОУ-5 или ОУ-6
Пассажирский с водяным или комбинированным отоплением** А, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего       -     -
Пассажирский с электроотоплением 3000 В** А, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего       -     -
Габарита "РИЦ"** А, Е В боковом коридоре: со стороны служебного отделения со стороны нерабочего тамбура       -         -
Багажный** А, В, Е В коридоре со стороны рабочего тамбура В багажной кладовой     -   -   -
Вагон-ресторан: с плитой на жидком топливе**   А, В, Е На перегородке столовой напротив распределительного шкафа В среднем коридоре котлового тамбура В коридоре некотлового тамбура       -     -     -           -   -
с плитой на твердом топливе и электроплитой ** А, Е На перегородке столовой напротив распределительного шкафа В коридоре со стороны котлового тамбура В боковом коридоре со стороны некотлового тамбура     -       -   -           -     -
с плитой на газовом оборудовании ** А, С, Е На перегородке столовой напротив распределительного шкафа В коридоре со стороны котлового тамбура В боковом коридоре со стороны некотлового тамбура   -       -   -           -     -
Вагон с буфетным помещением** А, В, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего в буфете   - -   - -   - -
Двухэтажный вагон А, В, Е Коридор тормозной стороны вагона коридор не тормозной стороны вагона   -   -        
Двухэтажный вагон-ресторан А, В, Е Коридор тормозной стороны вагона коридор не тормозной стороны вагона кухня   -   -        
Пассажирский поезд «СТРИЖ» (ТАЛЬГО) ***: вагон промежуточный;   А, В, Е       -     -
технический вагон; служебное помещение машинное отделение - - - -
вагон-ресторан; вагон-буфет. кухня зал - - - -
Служебные пассажирские вагоны**, тормозоиспытательный вагон А, В, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего в помещении дизельного генератора     -   -     -         -
Пассажирский вагон, временно занятый под жилье** А, В, Е В малом коридоре со стороны тамбура: котлового некотлового     - -     -     -
Пассажирский вагон узкой колеи** А, В, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего     - -     -     -
Вагон сопровождения пассажирского вагона для перевозки легковых автомобилей   А, В, С, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего       - -     -     -
Вагон для перевозки легковых автомобилей*** А, В, С, Е В противоположных углах возле рольставней   -    
Для перевозки спецконтингента А, Е В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего     - -     -     -
  * − Поезд допускается дополнительно оснащать двумя комплектами генераторов огнетушащего аэрозоля оперативного применения (основным и резервным) по 6 шт. ГОП АГС-5 в каждом комплекте. Генераторы аэрозоля оперативного применения используются в качестве дополнительных первичных средств пожаротушения, которые размещаются в вагонах в подвагонных ящиках, технических аптечках и др. технических помещениях вагона, в которых исключается возможность пребывания посторонних людей. В пассажирском поезде «Стриж» генераторы размещаются в технических вагонах. Узлы запуска генераторов хранятся отдельно у начальника поезда. Обязательным условием при оснащении поезда ГОП АГС-5 является их утилизация поставщиком после окончания срока эксплуатации. ** − В период проведения ремонтных работ (модернизации) в заводских условиях в шкафу управления электрооборудованием вагона устанавливается огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП). *** − Вагоны оснащены системой автоматического пожаротушения, техническое обслуживание данных систем проводится в соответствии с руководством по эксплуатации.  




4.2 Вагоны с кабельным телевидением, багажные и другие, кроме огнетушителей, оснащаются оборудованием и ручным инструментом, нормы оснащения и место расположения которых приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Нормы оснащения пассажирских вагонов инвентарем и другими средствами пожаротушения*

Наименование вагона Место установки Наименование инвентаря и единица измерения, шт.
Грубошерстная ткань (войлок или кошма) размером 2´2 м Ведро пожарное Топор ТПП Лом ЛПУ (багор)
Вагон с кабельным телевидением Служебное купе   - -
Багажный Котельное отделение - - (1)
Поезд для перевозки людей в приспособленных вагонах На поезд -
* Пассажирский поезд «СТРИЖ» оснащается кошмой пожарной в количестве 2 штук на состав. Выдается на технические вагоны по 1 шт.  

4.3 Устройство огнетушителей, их технические характеристики и описание работы, приведено в приложении В настоящей Инструкции.

Содержание и обслуживание огнетушителей приведены в приложении Г настоящей Инструкции.

4.4 Пассажирские вагоны, оборудуются установками пожарной сигнализации (далее − УПС) способными обнаруживать, оповещать о возникновении пожара на ранней стадии загорания в контролируемых помещениях вагона и установками водяного пожаротушения (далее − УВПТ) способными тушить очаги пожара в начальной стадии его развития.

Описание работы УПС и УВПТ приведено в приложении Д настоящей инструкции.

4.5 В каждом вагоне, в пульте управления электрооборудованием, в соответствии с проектом Л 1.002 и ТУ 32 ЦЛ 0001-94 устанавливаются огнетушители самосрабатывающие порошковые ОСП-1 в соответствии с проектом на тип вагона, либо другие автономные или автоматические установки пожаротушения, разрешенные к применению на железнодорожном подвижном составе.

Описание работы ОСП-1 приведено в приложении Е настоящей Инструкции.

4.6 Каждый вагон в составе пассажирского поезда обеспечивается средствами индивидуальной защиты, не менее чем двумя самоспасателями для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара.

Пассажирский поезд «СТРИЖ» оснащается самоспасателями в количестве 6 штук на состав, с размещением по 2 штуки в технических вагонах и в вагоне ресторане.

Описание устройства и принцип действия самоспасателей изолирующих и фильтрующих приведено в приложении Ж настоящей Инструкции.

4.7 Каждый вагон, в котором предусмотрены места для маломобильных групп населения (инвалидов), оснащается одними носилками медицинскими мягкими бескаркасными огнестойкими (описание применения приведено в приложении З настоящей Инструкции, которые могут применяться в том числе и как огнезащитная накидка, для обеспечения безопасной эвакуации инвалидов.

ОБУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1 Работники, связанные с техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией пассажирских вагонов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программе пожарно-технического минимума (далее − программа ПТМ) согласованной с органами МЧС России согласно приложения К настоящей инструкции.

Лица, не прошедшие вводный противопожарный инструктаж и (или) не сдавшие зачеты по программе ПТМ, к работе не допускаются.

5.2 Руководители Пассажирских вагонных депо (участков), в соответствии с программой ПТМ разрабатывают конспекты проведения занятий по мерам пожарной безопасности.

Программы ПТМ должны предусматривать изучение:

пожарной опасности пассажирского вагона и возможные причины возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;

требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов;

мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте;

функциональных возможностей первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в пассажирских вагонах, принципа работы с ними, их действия и меры безопасности при их применении;

методов эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях из пассажирских вагонов разного типа;

порядка вызова пожарного поезда и (или) государственной противопожарной службы;

обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара.

5.3 Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры.

5.4 Тематический план учебной программы ПТМ для работников и руководителей, ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов представлен в приложении И.

5.5 На основании программы ПТМ работником ответственным за проведение технической учебы разрабатываются конспекты учебных занятий, которые должны отвечать следующим требованиям:

- разработаны в электронном виде (рукописный вариант, а так же копии страниц, инструкций, учебников и другой литературы не допускается);

- отражать тематику занятия с учётом категорий работ и профессий, цель учебного занятия, перечень оснащения, необходимого для проведения занятия, используемый метод обучения, содержать перечень литературы, рекомендуемый для самостоятельного изучения, контрольные вопросы, тесты для проверки степени усвоения изученного материала, учитывать специфику работы структурного подразделения, а так же типы пассажирских вагонов эксплуатируемых в данном структурном подразделении;

- утверждены главным инженером структурного подразделения;

5.6 Начальники депо (участков), своими приказами устанавливают:

1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе ПТМ;

2) место проведения;

3) список должностных лиц, на которых возлагается ответственность за проведение занятий;

4) перечень работников, принятых временно, обучающихся студентов прибывших на практику, а также командированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;

5) порядок направления вновь принимаемых на работу работников для прохождения первичного противопожарного инструктажа.

5.7 Лица, назначаемые на должности начальников поездов, начальников тормозоиспытательных вагонов, поездных электромехаников, бортмехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, сдают зачет в объеме Пожарно-технического минимума настоящей Инструкции.

5.8 Для проведения проверки знания требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение ПТМ, приказом начальника депо создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знания требований пожарной безопасности в установленном порядке.

5.9 Руководит работой квалификационной комиссии по проверке знания требований пожарной безопасности председатель - главный инженер депо (заместитель начальника), в его отсутствие заместитель председателя.

5.10 В состав квалификационной комиссии входит секретарь и члены комиссии, а также представитель ФГП ВО ЖДТ России (на договорной основе).

5.11 Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проведения проверки знаний.

5.12 Внеочередная проверка знаний правил пожарной безопасности работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

1) при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

2) при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

3) при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

4) по требованию должностных лиц органов Госжелдорнадзора, работников ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта осуществляющих профилактику пожаров (при наличии договора), а также уполномоченного лица АО «ФПК», его филиалов и их структурных подразделений при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

5) после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности работников;

6) при перерыве в работе по профессии более шести месяцев.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знания требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.

5.13 Перечень контрольных вопросов для проверки знания правил пожарной безопасности работников разрабатывается главным инженером и утверждается руководителем с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, применение первичных средств пожаротушения).

5.14 Контроль за своевременным проведением проверки знания правил пожарной безопасности работников осуществляется начальником пассажирского вагонного депо (участка).

5.15 После прохождения обучения и сдачи зачета работнику, прошедшему обучение по программе пожарно-технического минимума, выдается удостоверение о проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума по форме, приведенной в приложении И, или вносится отметка в удостоверение, если такое обучение проводится повторно. Указанное удостоверение является внутренним документом АО «ФПК» и выдается отделом кадров подразделения АО «ФПК», в штате которого числится работник, на основании протокола (или акта), в котором зафиксированы положительные результаты сданного зачета после прохождения обучения по программе ПТМ.

5.16 Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов у работников, связанных с ремонтом, эксплуатацией вагонов по вопросам противопожарной защиты и действиям при возникновении пожара – не реже двух раз в год.

Приложение А

Наши рекомендации