Факторы,влияющиенаинтенсивностьизменения технического состоянияавтомобилей
Вразличных условияхэксплуатациипоказателинадежности автомобилей будутразличными.Выделяютследующиефакторы, влияющиенаинтенсивностьизменениятехническогосостояния автомобилей(рис.1.6):производственные,условияэксплуатации, эксплуатационно-производственные.
Производственныефакторывлияниянаизменениетехнического состоянияавтомобилявключаютвсебя:конструктивныеособен-
ностиданноймаркиавтомобиля;однородностьпроизводства(ха- рактеризуетсярассеиваниемсроковизнашиванияоднихитехже деталей);надежность.
Условияэксплуатациивключаютдорожныеусловия,условияи
интенсивность движения,природно-климатические, сезонные
условия,агрессивностьокружающейсреды.
Дорожныеусловияирельефместностиопределяютрежимрабо-
тыавтомобиля.Онихарактеризуютсятехническойкатегориейдо- роги, видомикачествомдорожногопокрытия,определяющих
сопротивлениедвижениюавтомобиля(табл.1.1),элементамидо- рогивпланеипрофиле(ширинойдороги,радиусами закругле- ний,уклономподъемовиспусков).
Производственные
Условия эксплуатации
Эксплуатационно- производственные
Факторыинтенсивности .изменения техническогосостояния
Дорожные.рельеф местности Условияиинтенсивностьдвижения Природно-климатические,сезонные Агрессивностьокружающейсреды Возраставтомобиля
Качествоэксплуатационныхматериалов
Квалификация водителя
Качествотехническогообслуживания
Рис.1.6.Классификация факторов влияния наинтенсивность измене- ниятехнического состояния автомобилей
Всвоюочередь,режимработыавтомобилявлияетнанадеж- ностьидругиесвойстваавтомобиляиегоагрегатов.
Износинарушениедорожногопокрытияповышаютрисквозник-
новенияотказногосостоянияэлементовавтомобиляна14...33%.
Условия иинтенсивность движения характеризуютсявлиянием
внешнихфакторовнарежимдвиженияи,следовательно,наре-
жимработыавтомобиляиегоагрегатов.Кэтимфакторамотносят- сяусловияперевозки:скоростьдвижения,длинагруженойездки/,
коэффициентиспользованияпробегаВ,коэффициентиспользо-
ваниягрузоподъемностиу,коэффициент использованияприце-
повR~p,родперевозимогогруза.
Выделяютсятригруппыинтенсивности эксплуатации: 1) за
пределамипригороднойзоны;2) вмалыхгородахсчислом жите-
лейменее100тыс.чел.ивпригороднойзоне;3) в большихгоро-
дахсчисломжителейсвыше100тыс.чел.
Природноклиматические условия характеризуютсятемпературой
окружающеговоздуха,влажностью, ветровойнагрузкой, уров- немсолнечнойрадиацииинекоторымидругимипараметрами.Эти
условия влияютнатепловыеидругиережимыработыагрегатови соответственно наинтенсивностьизмененияихтехническогосо- стояния.ДляусловийРоссии, гдепредставленширокийспектр
природно-климатическихусловий,выделяютсярайоныоченьхо-
лодного,холодного,умеренно-холодного,умеренно-жаркогосу-
хого,субтропическогоклимата.
Классификациядорожныхпокрытий
Таблица1.1
|
Условные обозначения:
дорожных покрыти й:
Д1- цементобетон,асфальтобетон,брусчатка,мозаика;
Д2 - битумоминеральныесмеси (щебеньилигравий,обработанныебиту-
мом);
Д3 - щебень(гравий) безобработки,дегтебетон;
Д4 - булыжник,колотыйкамень,грунтималопрочныйкамень,обработан-
ныевяжущимиматериалами,зимники;
Д,- грунт,укрепленныйилиулучшенныйместнымиматериалами;лежне-
воеилибревенчатоепокрытие;
Д6- естественныегрунтовыедороги;временныевнутрикарьерныеиотваль-
ныедороги;подъездныепути,неимеющиетвердогопокрытия;
тип а рельеф а местности (определяетсявысотойнадуровнемморя): Р1- равнинный (до200м);
Р2- слабохолмистый(200... 300м); Р3- холмистый(300 1000м);
Р4- гористый(1000 2000м);
Р,- горный(свыше2000м).
~
g0,8
С>
, 0,6
~
~ 0,4
о
~ 0,2
э о
"'"""
|
Рис.1.7.Влияниетемпературыок- ружающеговоздуханаизменение общегочислаотказовавтомоби- лей(поданнымНИИАТа)
-25-20-15-10-5 О 5 10 15сс
Сезонныеусловиясвязанысколебаниямитемпературыокружа- ющеговоздуха(рис.1.7),изменениемдорожныхусловийповре- менигода,споявлениемряда факторов,влияющихнаинтенсив- ностьизменения параметровтехническогосостояния автомоби- лей(пыли- летом,влагиигрязи- осеньюивесной).
Агрессивность окружающей средысвязанаскоррозионной ак- тивностьюатмосферноговоздуха.Повышеннаякоррозионнаяак- тивность вызываетинтенсивнуюкоррозиюдеталей автомобиля, увеличиваятрудоемкость техническогообслуживанияиремонта автомобиля,атакжеувеличениепотребностивзапасныхчастях до10 %.Приэтомресурсавтомобиляипериодичностьтехниче- скогообслуживаниясокращаются.Данныйфакторвлияниянаин- тенсивностьизменениятехнического состоянияавтомобилейяв- ляетсяхарактернымдляприбрежныхморскихрайонов.
Эксплуатационно-производственные факторыопределяютвли-
яниереального техническогосостоянияавтомобиляиэффектив- ностисистемыподдержаниявтехническиисправномсостоянии
автомобилянаинтенсивностьизмененияхарактеристикего эле- ментов. Подэксплуатационно-производственными понимаются такиефакторы, как возрастисвязанное снимреальноетехни-
ческоесостояниеавтомобиля,качество применяемыхэксплуата- ционныхматериалов(топлив, масел,жидкостей}, квалификация водителя,атакжефакторы, характеризующиеуровенькачества техническогообслуживанияиремонта. -