Закономерности изменения технического состояния автомобилей

Наизменениетехнического состоянияэлементовавтомобиля влияютвсепроцессы,имеющиеместовтечениеего«жиэненно- го»цикла.Этипроцессымогутбытьподразделенынадвегруппы:

• процессы,описываемыефункциональными зависимостями, гдеимеетместожесткаясвязьмеждузависимой (функцией) и независимой(аргументом)переменнымивеличинами(например,

зависимостьпройденногопутиотскоростии временидвижения);

• случайные(вероятностные)процессы,происходящиеподвли- яниеммногихпеременныхфакторов,значениякоторыхчастоне-

известны.Поэтомурезультатывероятностногопроцессамогутпри-

нимать различные количественные значения, т.е.обнаруживать рассеивание (вариацию). Этирезультаты называются случайными величинами.

Так,наработканаотказавтомобиляявляетсяслучайнойвели- чинойизависитотрядафакторов:первоначальногокачествама- териаладеталей;качествасборки;качестваТОиремонта;квали- фикацииперсонала;условийэксплуатации;качества применяе- мыхэксплуатационныхматериалов ит.п.Случайнойвеличиной являетсятрудоемкостьустраненияконкретной неисправности, расходматериалов,значениепараметратехническогосостояния вопределенныемоментывремениит.д.

Дляполногопредставленияометодах,режимахиобъемахтех- ническихвоздействийсцельювосстановления иподдержания работоспособногосостоянияэлементовавтомобилейнеобходима информацияозакономерностяхизменениятехническогосостоя- ния.Косновнымзакономерностямприменительнокавтомобиль- номутранспортуможноотнестиследующие:

• изменение технического состояния автомобиля (агрегата, узла,детали)по времениработыилипробегу(наработке)авто- мобиля;·

• случайныепроцессы,характеризующиеизменениетехничес- когосостоянияавтомобиля(элемента);

• закономерностипроцессоввосстановления,применяемыедля

рациональнойорганизациипроизводства.

Длязначительнойчасти узловидеталейпроцессизменения технического состояниявзависимостиотвремениилипробега носитплавный,монотонныйхарактер,приводящийвпределе к возникновениюпостепенныхотказов(зазорымеждутормозными колодкамиибарабанами,износгильзцилиндровит.п.).Приэтом характерзависимостиможетбытьразличным(рис.1.8).

Данныезакономерностипозволяютопределитьсредниенара-

у
Закономерности изменения технического состояния автомобилей - student2.ru ботки домоментадостижения предельногоилизаданногосо- стоянияпараметра.

Знаниезаконов,описываю- щихслучайныепроцессы,по- зволяетболееточнопланиро- ватьмоментыпроведенияитру- доемкостьработТОиремонта,




определятьнеобходимоечисло запасныхчастейирешатьдру-

гиетехнологическиеиоргани- зационныевопросы.Вчастно- сти,наиболее характерныеза- коныраспределения применя- ютсявслучаях:

1

Рис.1.8.Возможныеформызави- симостипоказателя технического состояния уотпробега/:

Yn, Ун ­ предельное иначальное значения показателясоответственно

• когданапротекание исследуемогопроцессаиегорезультат влияетсравнительнобольшое числонезависимых(слабозависи- мых)факторов,каждыйизкоторыхоказываетлишьнезначитель- ноедействиепосравнениюссуммарнымвлияниемвсех осталь- ных(например,наработкадоТО);

• когданеобходимоописать внезапные(нестареющие)отказы;

• когдавмногозвеннойсистеме(узле,агрегате,детали)выход

изстроякаждогоиззвеньев(элементов)влечетотказвсейсисте-

мы,т.е.ресурсизделиявцеломопределяетсянаиболееслабым егоучастком;

• вдругиххарактерныхситуациях.

Закономерностипроцессоввосстановления,применяемыедля

рациональнойорганизациипроизводства, такжепозволяютопре- делить,какоечислоавтомобилейсотказами данноговидабудет поступатьвзонуремонтавтечениесмены,будетлиихчислопо-

стояннымилипеременнымиоткакихфакторовонозависит:Вэтом случаеречьидетнетолькоонадежностиконкретногоавтомоби- ля,ноивсей группыавтомобилей,напримеравтомобилейзадан- ноймодели,подразделенияит.п.

Классификацияотказов

Отказыклассифицируютпоследующимкатегориям:по харак- терувозникновения и возможностипрогнозирования (постепен- ные,внезапные); попричиневозникновения; посвязисотказа- мидругихэлементов;попоследствиям;пометодамустранения; почастотевозникновения (наработке);по трудоемкостиустране- ния;повлияниюнапотерирабочеговремени.

Похарактеру (закономерности) возникновенияи возможности прогнозированияразличают постепенные (монотонное измене- ние показателя технического состояния) ивнезапные (скачко- образное изменение показателя технического состояния) отка- зы.Постепенные отказывозникаютврезультатеплавногоизме- нения показателейтехническогосостояния объекта,чащевсего вследствиеизнашивания. Дляпостепенных отказовхарактерен последовательныйпереходизделияиз начальногоисправногосо- стояния всостояние отказа через ряд промежуточных состоя- ний.

Постепенный отказхарактеризуетсяпостепеннымизменением одногоилинесколькихзаданныхпараметровмашины.Например, постепенноепадениемощностидвигателя из-заизносапоршне- вых колецигильзцилиндра.Тожеотноситсякуменьшениюве- личиныпрогибарессорыиз-застаренияметаллаее листовипо- териимиупругости.

Внезапныйотказхарактеризуетсяскачкообразным изменени- емодногоилинесколькихзаданныхпараметров,определяющих

работоспособностьмашины,вследствие превышениянагрузок,а такженекачественного состояния элементовавтомобиля. Ктаким отказамотносятполомкии разрывыконструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей.

Попричиневозникновенияразличаютотказы:конструкционные,

возникающиевследствиенесовершенстваконструкции;производ­ ственные ­ вследствиенарушенияилинесовершенстватехноло- гическогопроцессаизготовленияилиремонтаизделия;эксплуа­

тационные, вызванныенарушениемдействующихправил(напри- мер,перегрузкой автомобиля,несвоевременнымпроведением техническогообслуживанияит.п.).

Посвязисотказамидругихэлементовразличаютзависимыеи независимыеотказы.Зависимымназываетсяотказ,обусловленный отказомилинеисправностьюдругихэлементовизделия.Независи­ мыйотказтакойобусловленностинеимеет.

Наавтомобилях такжевстречаетсяособый,такназываемый перемежающийся отказ,отличающийсятем,чтомногократновоз- никаетисамоустраняется.Такойотказ,например,можетвозник- нутьприослаблениикрепленияэлектрическогоконтакта.

Последствиямиотказовмогутбытьизъятиеобъектаизэксплу-

атацииилипродолжениееепослеустраненияотказа.

Методамиустраненияотказовмогутбытьзаменаэлементовили

восстановлениетребуемойвзаимосвязимеждуними.

Почастотевозникновения(наработке)длясовременныхавто-

мобилейразличаютотказысмалойнаработкой(3...4тыс.кмв

зависимостиоттипа,маркиимоделиавтомобиля),средней(до

16тыс.км)ибольшой(свыше16тыс.км).Следуетиметьввиду, чтонаработкимеждуотказамисущественносокращаютсяприуве- личениипробегаавтомобилясначалаэксплуатации(табл.1.2).

Таблица 1.2

Изменениенекоторыхпоказателейработыавтобусовбольшогокласса взависимостиотпробегасначалаэксплуатации, %*(поданным

МАДИ)

    Интервал пробега, ТЫС.КМ   Наработка Потери линейного времени из-за отказов     Простои времонте     Доходы на 1 автобус
    наотказ   на линейный отказ
0...100 100...200 200...300 300...400 Свыше400   1()0 1()0

Закономерности изменения технического состояния автомобилей - student2.ru *100% впервой строке - условно.

Потрудоемкости устраненияотказыможноразделитьнатребу- ющие малую (до 2 чел.-ч), среднюю (2...4чел.-ч) и большую (свыше4чел.-ч)трудоемкостьвосстановленияавтомобиля.

Повлияниюнапотери рабочего времениотказыподразделяют

наустраняемыебезпотерирабочеговремени,т.е.приТОилив нерабочее(межсменное) время, иотказы,устраняемые споте-

рейрабочеговремени.

ПриорганизацииТОиремонтаиопределениипотребностив

рабочейсилеисредствахобслуживанияважнознатьраспределение

неисправностейпоагрегатам,механизмамиузламавтомобиля.Для организацииснабженияиопределениясоответствующихнормне-

обходимотакжезнатьихарактеротказовкаждойдетали,ихпричи- ны,характер поврежденияивозможностьвосстановлениядетали илиизделия.Всвязисэтимразличаютвосстанавливаемыеиневос-

станавливаемые,ремонтируемыеинеремонтируемыеизделия.

Наши рекомендации