Диверсификация, концентрация и специализация производства.
Конкуренция и ее виды.
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между участниками рынка за платежеспособный спрос.По формам конкуренции выделяют типы рынков:1. СК-фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене, а увеличение прибыли за счет снижения издержек производства. 2.НК-обладающая рыночной властью фирма конкурируют за объем продаж с помощью конкурентных стратегий. При НК характерны 3 формы: 1. Монополистическая конкуренция. 2. Олигополия. 3. Монополия. Последствия НК-недопроизводство товаров, завышениецен, тенденция к получению экономической прибыли.
Рыночная стратегия | СК | НК | ||
Мон.конкур | Олигопол | Монопол | ||
Кол-во ор | Много | Много | 2-8 | 1 |
Хар-р продукци | Стандартоднород | Диффер продукт | Стандарт/дифф | Уникальный |
Рыночные барьеры | отсутствуют | Низкие входные барьеры | Высокие | непреодол |
Доступинформ | полная | Некоторые огранич | Сущ-ые | недоступ |
Контроль над цена | отсутств | частичный | частичн | Полный контроль |
Сфера охвата | Фондовый, с/х | Меб пром-ть, легкая, косметика | Автомобил, машиност | Средства связи, ж/д,метр |
Закон спроса и предложения
Спрос – желание и возможность покупателей преобретать товары по преопределенной цене в определенном месте при прочих равных условиях. В экономике действует закон спроса: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше(это принцип обратной зависимости между ценой и величиной спроса на товар. Неценовые факторы: 1. Потребительские предпочтения, 2. число покупателей 3. доход 4. цены на сопряженные товары 5. ожидания потребителей..Предложение-характерно для продавцов, желание и возможность производителей производить и предлгать к продаже товары по определенной цене, в опред месте и прочих равных условиях. Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара изменяется прямо пропорционально его цене. Кривая предложения будет смещаться при изменении: цен на ресурсы, технологии, налогов и субсидий, цен на другие товары, количество поставщиков, ожиданий , связанных с будущей ценой товара.
Переменные и постоянные издержки
Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.
К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.
Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.
Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.
К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.
AFC = FC/ Q.
Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.
К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда.
Средние переменные издержки (AVC) равны:
AVC = VC/ Q.
Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.
Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:
TC = f (Q), TC = FC + VC.
Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек.
Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q или AFC +AVC = (FC + VC)/ Q.
Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.
Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.
Кредитно-денежная политика
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Стимулирующая | Сдерживающая | |
ПроводитЦБ | в период спада | в период бума, «перегрева экономики» |
Цель | Стимулирование роста деловой активности, средство борьбы с безработицей | Снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией |
мер по увеличению предложения денег: - снижение нормы обязательных резервов; - снижение учетной ставки процента; - покупка центральным банком государственных ценных бумаг | мер по уменьшению предложения денег: - повышение нормы обязательных резервов; - повышение учетной ставки процента; - продажа центральным банком государственных ценных бумаг |
Налоговая система РФ
Главной статьёй доходов бюджета являются налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.
Совокупность взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и др. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ. По территориальному признаку налоги подразделяются на:
- федеральные;- региональные;- местные. По формам взимания налоги делят на:- прямые;- косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физ. или юр. лица. Это налоги на доходы и имущество. Косвенные налоги – налоги на Т и У. Например, НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
В зав-сти от хар-ра изменения налоговых ставок:- пропорциональные;- прогрессивные;- регрессивные. Пропорциональные налоги хар-ются постоянством налоговых ставок. При прогрессивных налогах их ставки растут по мере увеличения размера дохода, стоимости имущества, а регрессивные – снижаются.
В РФ налоги и сборы классифицируются по уровню бюджета на федер., региональные и местные.
К федер. относятся след.налоги и сборы:
1) НДС
2) акцизы на отдельные группы и виды Т;
3) налог на доходы физических лиц;
4) Внебюджетные фонды
5) налог на прибыль
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина;
Региональные налоги РФ включают:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги:
1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц.
Экономические циклы
Экономический цикл – периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности.
Существует два подхода к выделению фаз цикла:
1) Цикл обычно делят на 2 фазы:
· фазу спада, или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад называется депрессией.
· фазу подъема, или оживление, которое продолжается от дна до пика.
Также выделяют две экстремальные точки цикла:точку пика(на графике это точки А,С), соответствующую максимальной деловой активности;точку дна (точки В,D), соответствующую минимальной деловой активности, максимальному спаду в экономике.
2) Выделяют 4 фазы, но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда эк. достигает максимума или минимума деловой активности, то некотор.время (иногда довольно долго) она находится в этом состоянии:
· I фаза — бум, при кот.эк.достигает макс-ой активности. Это период сверхзанятости (эк.находится выше ур.потенциал.объема произ-ва, выше тренда) и инфляции. Когда в эк.фактич.ВВП выше потенциал-го это соответствует инфляц-му разрыву. Эк.в этом состоянииназ-ся "перегретой'";
· II фаза — спад— деловая активность начинает сокращаться, фактич.ВВП доходит до своего потенциал-го ур.и продолж.падать ниже тренда, что приводит эк.к след. фазе — кризису;
· III фаза — кризис, или стагнация, эк.находится в сост.рецессионного разрыва, поскольку фактич.ВВП< потенциал-го. Это период недоиспользования эк-их ресурсов, т.е. выс.безработицы;
· IV фаза — оживление, или подъем, эк.постепенно начинает выходить из кризиса, фактич.ВВП приближается к своему потенциал-му ур., а затем превосходит его, пока не достигнет своего макс-ма, что вновь приведет к фазе бума.
Главным индикатором фаз цикла выступает показатель годового темпа роста ВВП(g), который выражается в% и рассчитывается по формуле:g =(Yt - Yt-1)/Yt-1 х 100%.
Этот показатель характеризует %-ое изменение реал.ВВП (совокуп.выпуска) в каж.след.году (Yt) по срав.с предыдущ.(Yt-1), т.е. на самом деле это не темп роста, а темп прироста ВВП.
Если g>0, то это означает эк.наход.в фазе подъема, а если g< 0, то в фазе спада. Этот пок-ль рассчит-ся за 1 год и характеризует темп эк-го развития — краткосрочные (ежегод.) колебания фактич.ВВП, в отличие от пок-ля среднегод.темпа роста (ga), характеризующего темп эк.роста, т.е. долгоcроч.тенденции увеличения потенциал. ВВП.
В завис.от поведения эк-их величин на разных фазах цикла выделяют показатели:
• проциклические, кот.увелич-ся в фазе подъема и снижаются в фазе спада (реал.ВВП, величина совокуп.доходов, объем продаж, PR фирм, величина нал.поступлений, курсы цен.бумаг, объем импорта);
• контрциклические, кот.увелич-ся в фазе спада и снижаются в фазе подъема (ур.безработицы, объем трансфертных выплат, величина ТМЗ фирм, величина чистого экспорта, дефицит гос.бюджета и др.);
• ациклические, которые не им.циклич-го хар-ра, и величина которых не связ.с фазами цикла (объем экспорта).
Можно выделить след.осн.виды эк.циклов:
*столетние циклы, длящиеся 100 лет и более. Столетние циклы связаны с науч.открытиями, изобрет-ми и важными технич-ми нововвед-ми, кот.производят переворот в технологии производства.
*цикл Дж.Китчина (циклы запасов)-2-4года, т.н.короткий цикл. Китчин связывал его с измен-ми мир-х запасов золота и закономер.ден.обращ.
*цикл К.Жугляра – 10летт.н.средний цикл, связ-ый с периодич-ю обновления осн-го капитала.
*цикл К.Маркса-10лет, связан с периодич-ю массового обновления осн-го капитала.
*цикл С.Кузнеца-18-25лет, т.н.строительный цикл, связ-й с периодич-ю обновления жилищ и некотор.видов производ-х сооруж.
*циклы Н.Кондратьева-40-60лет. Подъем 1-го большого цикла он связ.с промыш.революц.в Англии, 2-го-с развитием ж/д-го трансп-та, 3-го- с внедрением электроэнергии,тел.и радио, 4-го- с автомобилестр-ем.5-й современ.ученые связ.с развитием электроники, генной инженерии, микропроцессами.
ВВП
ВВП–совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за год с использованием как отечественных, так и иностранных факторов производства всеми предприятиями, расположенными на территории данной страны. К конечным товарам и услугам относятся: 1. Потребительские товары, т.е. товары, которые служат для удовлетворения личных потребностей людей. 2. Личные потребительские услуги, т.е. такие услуги, которые необходимы людям, удовлетворяютих личные потребности и обеспечивают их жизнедеятельность. 3. Все вновь построенные здания и сооружения, и вновь изготовленные машины и оборудование, так как они служат средствами и орудиями труда, а жилые дома удовлетворяют личные потребности людей в жилье. Чтобы избежать повторного счета в ВВП не включают промежуточные продукты, т.е. продукты которые идут на дальнейшую переработку в качестве сырья или полуфабрикатов. Все платежи, которые производятся не в обмен на товары и услуги, также не учитываются в стоимости ВВП.К таким выплатам относят трансфертные платежи и непроизводительные (финансовые) сделки: Трансфертные платежи делятся на частные и государственные. Частные трансферты – это выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица. Государственные трансферты – это выплаты государства домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг. Существуют два основных подхода к подсчету ВВП:1) метод суммирования потока затрат.1.Личные потребительские расходы - это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. В развитых странах это около 2/3 совокупных расходов. Потребительские расходы включают: - расходы на текущее потребление,расходы на товары длительного пользования, расходы на услуги.2.Государственные закупки товаров и услуг (G – governmentspending) включают:государственное потребление, к которому относят расходы на содержание госучреждений и организаций, и оплату услуг (жалование) работников государственного сектора; государственные инвестиции3.Инвестиционные расходы - это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров.включают: - Инвестиции в основной капитал, Инвестиции в жилищное строительство, которые делают строительные фирмы, а оплачивают домохозяйства, покупая жилье. - Инвестиции в (товарно-материальные) запасы.При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые частные внутренние инвестиции (grossprivatedomesticinvestment).. Валовые инвестиции = чистые инвестиции + амортизация. Деление инвестиций на чистые и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы - это чистые инвестиции. Чистые инвестиции (Inet -netinvestment) представляют собой дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Их значение состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска продукции. Если в экономике есть чистые инвестиции (Inet> 0), т.е. валовые инвестиции превышают амортизацию (Igr>A), то это говорит о положительных темпах экономического роста в стране. Если валовые инвестиции равны амортизации (Igr = A), значит Inet =0 - в стране нет экономического роста («нулевой» экономический рост). Если чистые инвестиции отрицательны (Inet< 0), то в экономике не обеспечивается даже возмещение износа капитала (Igr<A). Это «падающая» экономика. Т.е. находящаяся в состоянии глубокого кризиса. 4.Чистый экспорт ( Xn - netexport) представляет собой разницу между доходами от экcпорта и расходами страны по импорту и соответствует сальдо торгового баланса: Xn = Ex – Im. 2) Метод суммирования потока доходов, которые были созданы в экономике.При этом методе подсчета ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов.- заработная плата рабочих и жалование служащих частных фирм,- арендная плата или рентные платежи, - проценты - как доход от фактора «капитал», прибыль- как доход от фактора «предпринимательские способности». Сумма национальных факторных доходов (зарплаты, прибыли, ренты и процента) представляет собой национальный доход. - косвенные налоги на бизнес– это налоги, которые включаются в цену продаваемой продукции. - амортизационные отчисления- часть денежного дохода всех фирм, которая предназначена для того, чтобы возместить износ зданий и сооружений, машин и оборудования. ВВП по доходам = зарплата + арендная плата + проценты + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация. Для расчета валового продукта могут использоваться также метод суммирования добавленных стоимостей и метод суммирования выпуска конечных товаров по отраслям.
номинальный ВВП – валовой внутренний продукт, исчисленный в текущих ценах того года, когда он был произведен;
Номинальный ВВП не может служить для оценки роста или сокращения реального объема производства в условиях изменяющихся цен, так как показатель номинального ВВП зависит и от количества производимых в стране конечных товаров и услуг, и от уровня цен на них.реальныйВВП – валовой внутренний продукт, исчисленный в неизменных ценах, т. е. в ценах, которые сложились в каком-либо году, принятом за базовый год. Недостатки ВВП: не отражает доли прод-и приходящей на душу населения, не отраж-т эк. благосостояния общ-ва, не учит-т доли прод-и , производимой в теневой эк-ке, созд-т проблемы экологич хар-ра, не отраж-т кач-ао производим прод-и, не учит-т нерыночные операции (труд дом хозяйки, творч. интеллигенции и т.д.)
Классификация РТУ
Свойства продукции транспорта (транспортных услуг): нематериальность, неделимость, неодинак-ть, непродолжительность, неравномерность во времени. Тр-ные услуги – перевозки. Бывают По виду груза: Грузовые и пассажирские. По дальности перевозки: Внутригородские, пригородные, междугородные, международные. По виду тр-та: А\м, ж\д, авиа-, морск, речн, смешанные. Осн. задача трансп. компаний – это изучение, анализ и удовлетворение потребностей потребителя во всех видах транспортных услуг. Подтрансп. услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов, переезд офиса и т.д., а любая услуга, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением. К транспортным услугам относят: перевозку грузов и пассажиров; погрузочно-разгрузочные работы; хранение грузов; грузовое такси;подготовку перевозочных средств; предоставление автомобилей на условиях аренды или проката; доставку новых и отремонтированных транспортных средств; транспортно-экспедиционные услуги; и т.д. Основным видом услуг на предприятиях, конечно же, является перевозка груза. К дополнительным услугам можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные, а также услуги страхования. Сущ. классификация транспортных услуг. Услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, кот.предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным пред-м) и внутренние (предоставляемые другим пред-ям транспорта). По хар-ру деят-ти, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д. 1. по видам транспорта (жд, авиа, водные, АТ, городские, трубопровод) 2. по видам деятельности ( перевозочный, логистический, воспроизвод, сервисный), 3. по предмету деятельности (грузовой, пассажирский, ремонтный), 4. по пространственному признаку (междунар, межрегион, регион, местный сегмент РТУ.
Ресурсы АТП
Ресурсы – источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ. К основным видам ресурсов, используемых предприятием, относят: материальные средства труда, трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы, финансовые, информационные. 1. трудовые ресурсы 2. производственные фонды 3. финансовые ресурсы 4. информационные ресурсы
Трудовые ресурсы – это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовный способностей, которая может принять участие в процессе труда.Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав. Весь персонал делится на две группы:
· промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; (персонал основной деятельности - водители, ремонтные рабочие, кондукторы, работники аппарата управления и диспетчерских пунктов)
· непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия
·Рабочих- занятые непосредственно перевозкой, ТО и ремонтом, обеспечивая нормальные условия для транспортного процесса.
·Руководителей-руководители предприятий и структурных подразделений и их заместители(начальники, заведующие)
·Специалистов-работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции (бухгалтер, диспетчер, инженер)
·Служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (кассиры, дежурные, смотрители)
Производственные фонды – основные и оборотные:
Основные фонды – имущество, которое, участвуя в процессе производства на протяжении многих производственных циклов, сохраняет в течение длительного периода свои свойства и натуральную форму. Делится на:
Основные непроизводственные фонды функционируют в непроизводственной сфере
Основными производственными фондами называются материальные объекты, которые используются в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации. Включают здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства (всего 12 групп по классификатору)
Оборотные фонды – те предметы труда, которые принимают участие только в одном производственном цикле, в течение которого полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. Включают производственные запасы (топливо, горюче-смазочные материалы), незавершенное производство (отсутствует на АТП), расходы будущих периодов (отнесенные на себестоимость в будущем (арендная плата)
Финансовые ресурсы- это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Формируются финансовые ресурсы за счет собственных (прибыли, амортизационных отчислений, уставного капитала,) и привлеченных денежных средств (от реализации акций, паев, за счет заемного капитала (на возвратной основе).
Информационные ресурсы – совокупность данных организованных для получения достоверной информации.
65. Эффективность использования оборотных фондов транспортных предприятий.Она характеризуется их оборачиваемостью, кот.показывает как быстро эти средства совершают свой кругооборот. Оборачиваемость обор.ср-в оценивается несколькими взаимоувязанными показателями: 1) продолжительность оборота – это время прохождения оборотных средств через все стадии кругооборота. Положительной тенденцией считается снижение этого показателя: До=НОС/(Дгод/Дк), где Дгод – годов.объем доходов, Дк- кол-во календарных дней в году, НОС – норматив оборот.ср-в. 2) кол-во оборотов оборотных средств: Ко=Дгод/НОС = Дк/До=Ко. Ко=Дгод/НОС – кол-во оборотов хар-ет величину доходов, получаемых с одного рубля, вложенного в обор.ср-ва.
Дк/До=Ко – кол-во оборотов показывает сколько раз каждый рубль, вложен. В оборотные средства обернется в течен. года. Положительной тенденцией считается рост этого показателя. 3) загрузка оборотных средств:Зо=1/Ко=НОС/Дгод. Показывает сколько денег нужно вложить в НОС(в производств. запасы), чтобы получить 1 руб. дохода. Положительная тенденция – снижение этого показателя. Однако, повышение эффективности использования оборотных средств оценивается не только положительными тенденциями в изменении вышеизложенных показателей, но и приростом объема доходов или снижением норматива оборотных средств. Теоретически различают 2 ситуации: 1) абсолютное высвобождение – прежний объем продукции(в натур.выражении) не меняется и цены на продукцию тоже не меняются, а норматив обор.ср-в снижается. Это уменьшение величины обор.ср-в назыв.абсолютным высвобождением. Эти деньги могут быть изъяты из хоз.оборота и направлены на др.цели.2) относительное высвобождение – высвобожденная величина НОС остается в хоз.обороте и направляется на прирост объема продукции в натуральном выражении (при неизменных ценах). Осн.признаком этой ситуации и ее количественной оценкой является прирост объема доходов при неизменном нормативе оборотных ср-в. В количественном выражении в руб. относительное высвобождение обор.ср-в равно абсол. высвобождению об.ср-в. Они отличаются только направлением дальнейшего использования высвобожденной суммы.
Показатели рентабельности
Рентабельность - характеристика финансового состояния компании, позволяющая оценить способность приносить прибыль на инвестированные в него средства. Рассчитываются следующие коэффициенты:
Рентабельность реализации рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме выручки от реализации, по данным за период:
Рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, приведенной к квартальному значению к средней величине активов по данным за период:
Рентабельность оборотных активов рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, приведенной к квартальному значению к средним оборотным активам по данным за период:
Рентабельность инвестиций рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, приведенной к квартальному значению к средним значениям собственные средства и долгосрочных пассивов по данным за период:
Рентабельность собственных средств рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, приведенной к квартальному значению к среднему значению собственные средства по данным за период:
Классификация норм труда
1.По сроку действия: 1.постоянные 2.временные 3.Разовые нормы (носят случайный характер)
2.По сфере применения : 1.единые 2.межотраслевые 3.отрослевые 4. местные
3.По структурному построению: 1.укрупнённые (устанавливается на комплекс операций) 2.типовые 3.диференцированные (более точные)
4.По методу установления: 1.технически обоснованные (исп-е аналит. методов) 2.Опытно-статистические (устанавливаются на основе исследований, на все работу). 3. Статистические (обраюотка данных прошедшего периода)
79.Сущность и функции планирования работы предприятия
Планирование - это умение предвидеть цели предприятия (фирмы), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Однако планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это способность предвидеть любые «неожиданности», которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.
Весь процесс планирования предприятия можно разделить на две основные стадии: 1. разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование), 2. определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, т.е. тактическое планирование)
Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли включают и другие, например:
• увеличение объема и улучшение структуры продаж;
• повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;
• повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;
• снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;
• улучшение структуры капитала;
• улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;
• повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т. д.
Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.
О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование – не самое главное, планирование – это все».
Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.
80. Стратегическое планирование развития предприятия.
Стратегическое планирование - это концепция выживания и развития предприятия (фирмы) в определенных условиях, на базе которой дается конкретное представление о том, каким должно быть предприятие (фирма) в будущем, в каком окружении ему предстоит функционировать, какую долю и стратегию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества и какие изменения должны быть осуществлены в предприятии. Стратегическое планирование охватывает период, как правило, не менее 5 лет.
Под стратегией планирования и управления предприятия понимается определение долговременных целей его развития и факторов повышения доходности с учетом возможных изменений на рынке. В стратегии планирования и управления находят отражение долгосрочные задачи предприятия, а также средства и ресурсы, необходимые для их реализации. Задача стратегическогопланирования и управления состоит в том, чтобы подготовить предприятие к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятнымвоздействиям случайных факторов.
Общая схема стратегического планирования.
1-анализ и оценка факторов внешней и внутренней среды; 2-разработка стратегических целей; 3-страт. анализ и опред-е страт.вариантов развития предприятия; 4-выбор стратегии и разработка программы; 5-подготовка страт. плана; 6-среднесроч. планирование; 7-краткосроч. планирование; 8-реализация плана; 9-контроль результатов.
В соответствии с методологией страт.планир-я весь процесс планир-я деятельности предприятия подразделяется на две осн. стадии: а) разработка стратегии деят-ти предприятия или страт. планир-е, б) опред-е тактики реализации стратегии или тактич. планирование.
81.Содержание бизнес планирования на транспорте
БП – документ, который позволяет осмыслить место предприятия на рынке, проанализ-ть перспективы развития отрасли, рынка, т/усл и оъективно взглянуть на проблемы и перспективы пр-ия.
Для уже существующего и вновь создаваемого предприятия цели и задачи различаются.
Цель для уже сущ-го: - анализ предприятия (что оно из себя предст) - оценка среды, в кот действует пр-е
Задачи: - оценка ситуации, склад на пред-ии - выработка возм направлений развития предпр-я
Цель для вновь созд-го- достижение разумного и выполняего компромисса между тем, что фирма хочет достичь и что может.
Задачи для вновь созд-го: - к чему стрмится фирма - как предп-ет этого достичь
- как фирма будет выглядеть после этого
1. резюме – отразить кратко и ясно суть всего бизнес-плана (предполагаемые результаты проекта, адрес предпр., источники финансирования и т.д.)
2. Меморандум о конфиденциальности – составляется, если бизнес-план содержит материалы, представляющие коммерческую тайну. Его подписывают разработчики и ознакомляемые лица.
3. Описание отрасли – обосновать перспективность работы предпри-я в данной отрасли. Содержит статистические материалы по развитию в отрасли(состояние дорог,парка авто)
4. Описание предприятия - дается характеристика предпр-я, как будет организована работа, как будет финнсир-ся, основная цель.
5. Описание услуги - маршрут перевозки, направление, сезонность уровень тарифов.
6. Оценка рынка - опр-ть, сможет ли наше предприятие функционировать на данном рынке для этого производится 1) Определение ёмкости рынка 2) Сегментирование рынка. 3) Отбор целевых сегментов: 4) Оценка конкурентов 5) Позиционирование услуги на рынке. 6) Прогнозирование сбыта
7. Производственный план - показать, что предпр-е в состоянии выполнить запланированный объём перевозок в нужные сроки с требуемым качеством.
8. Организационный план - опр-ть необходимое кол-во работников для предпр-я, какие виды работ и какие функции будут выполнять конкретные работники, и как они будут оплачиваться (системы оплаты труда, размер).
9. План маркетинга-
1) Ценообразование: выбор метода построения цены:
- затратный метод: Затраты + Прибыль + НДС - установление цены на основе ощущаемой ценности товара (услуги) - метод слепого следования за конкурентом
- затратно-маркетинговый метод, построение графика безубыточности: (вспомни шлиппе доходы затраты общие = пер+ пост пересечение и есть Qкр)
Qкр = Спост/(Ц-Удельн перем з-ты на ед продук)
2)Рекламная компания
Цели рекламы: Способствовать появлению потребности в данном т-ре или у-ге., Снабжение потр-ля необходимой информацией, Внушить доверие к товару или услуге, Отразить приоритеты потребителей, Придать определенный имидж
10. Финансовый план - опр-ть п