Специализация, концентрация и комбинирование производства
Сущность специализации
Специализация организаций с позиции макроэкономики представляет собой форму разделения рынка товаров, услуг между субъектами бизнеса, при которой рост концентрации однородного производства осуществляется на основе дифференциации предпринимательской деятельности, с целью повышения эффективности использования их конкурентных преимуществ и ресурсов.
На уровне отдельной организации специализацию можно определить как процесс по сосредоточению ее экономической деятельности на производстве и реализации товаров, выполнении услуг, обеспечивающих достижение наибольшего уровня ее доходности. Специализация производства представляет собой такую форму его организации, при которой выпуск однородных видов продукциисосредоточивается в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях и их подразделениях.
Выделяются два основных типа специализации организаций: территориальная (зональная) и организационно-технологическая. Территориальная специализацияразвивается под влиянием комплекса особенностей, присущих тому или иному региону (природных, климатических, исторических и т. д.).
Территориальная специализация организаций может быть классифицирована на региональную, национальную и транснациональную. В территориальном аспекте организация может специализироваться на производстве товаров, услуг для удовлетворения потребностей региона, страны, поставок на экспорт. И как следствие, организации могут быть отнесены к организациям регионального, национального, транснационального уровня.
Организационно-технологическая специализация организации осуществляется по следующим направлениям:
– производство однородной продукции (услуг);
– выпуск отдельных ингредиентов для производства конечного продукта;
– выполнение отдельных технических, технологических операций производственного процесса;
– организация технологического взаимодействия между организациями и их подразделениями.
Различают следующие формы организационно-технологической специализации: предметную, подетальную, технологическую.
Предметная специализация предполагает сосредоточение предприятия на производстве определенных видов продукции конечного потребления. Предметная специализация характерна для предприятий, выпускающих какой-либо вид законченной однородной продукции (автомобили, тракторы, т.д.).
Подетальная специализация основана на расчленении технологического процесса на значительное число частных процессов, которые можно выполнять на различных специализированных предприятиях. Например, выпуск отдельных агрегатов или узлов изделия; отдельных деталей изделия, которые используются в качестве полуфабрикатов или комплектующих изделий на других предприятиях (например, двигатели).
Технологическая специализация заключается в обособлении заготовительной, обрабатывающей и сборочной стадий технологического процесса или в выделении вспомогательных процессов в самостоятельное производство.
Технологическая (стадийная) специализация основывается на выделении технологических стадий производства в отдельных организациях. В пищевой промышленности она проявляется в выделении первичной переработки сырья. Это позволяет более рационально размещать организации по отношению к сырьевой базе, а отрасли с другими технологическими процессами – к потребителю.
Межфирменная специализация характеризует процесс формирования технологических экономических взаимоотношений между отдельными организациями, направлениями на увеличение производства однородной продукции (услуг) с целью повышения ее конкурентоспособности. Она позволяет более эффективно реализовывать сравнительные конкурентные преимущества организаций, объединять ресурсы отдельных организаций и т. д.
Внутрифирменная (внутрихозяйственная) специализация – это процесс сосредоточения ресурсов экономической деятельности внутри организации: специализация цехов, участков, бригад, подразделений, филиалов, дочерних предприятий и т. д.
Эффективность специализации может быть фактором более рационального использования ресурсов, оптимального сочетания технологических, технических аспектов той или иной инновационной экономической деятельности, максимального использования существующих налоговых льгот, скидок, государственных субсидий, дотаций и других мер государственного регулирования предпринимательской деятельности.