Определение понятия логистики
Общие положения организация технологического процесса в СТО
Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологичной эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).
Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно-диагностические, разборочно-сварочные, слесарные, механические, сварочные, жестяницкие, окрасочные, электротехнические работы. Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.
Основная часть работ по ТО и ТР выполняется на 2 постах
производственного корпуса в зоне ТО и ТР автомобилей. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на участке диагностики, сварочные, жестяницкие, кузовные, шиномонтажные, вулканизационные, малярные на специализированных участках. Аккумуляторные работы проводятся в аккумуляторном участке и частично работы по ремонту оборудования.
Прозводственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса" рассматривает виды и типаж предприятий, организаций и служб сервиса по техническому обслуживанию и текущему ремонту автотранспортных средств. Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения станций технического обслуживания и автотранспортных предприятий. Методики расчета производственной программы обслуживания. Технологическую планировку и компоновку производственных зон и участков, складских помещений и зон хранения автомобилей, требование к генеральному плану предприятия, оборудование для ремонта и обслуживания автотранспортных средств.Требования к предприятиям, производственным и другим помещениям по условиям безопасности производственной деятельности, ресурсосбережению, обеспечению экологичности.
Основными видами работ, выполняемыми при модернизации зданий и сооружений, являются:
– защита здания от шума и вибрации, переоборудование систем отопления, переустройство вентиляции, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления, установка приборов учета и регулирования тепла, холодного и горячего водоснабжения;
– устройство балконов, лоджий, веранд, террас, переустройство крыш;
– полная замена оконных и дверных блоков на изделия с теплотехническими характеристиками, отвечающими нормативным требованиям, и др.
К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется по проектам и сметам на отдельные объекты или виды работ, разрабатываемым на основе единого технико-экономического обоснования и в соответствии с планом повышения технико-экономического уровня отрасли (подотрасли), как правило, без расширения производственных площадей.
Целью технического перевооружения действующих предприятий является интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда и сокращения рабочих мест, снижения материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.
К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
Предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автоэксплуатационные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автоэксплуатационное предприятие (автохозяйство) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
Наиболее распространенным типом автотранспортного предприятия является автохозяйство с количеством автомобилей 200—400 единиц.
В последнее время создаются централизованные автотранспортные предприятия (автокомбинаты) на 700—1000 единиц подвижного состава. Автокомбинат состоит из основного автохозяйства и нескольких филиалов (на 150—200 единиц), расположенных на других территориях — в районе обслуживания перевозками. В основном автохозяйстве выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания (ТО-2) и текущий ремонт всего подвижного состава, а также все виды технического обслуживания, ремонт и хранение той части подвижного состава, которая базируется в основном автохозяйстве.
В филиалах производятся хранение подвижного состава, техническое обслуживание в объеме ЕО (или ЕО и ТО-1) и мелкий текущий ремонт.
Данный тип предприятий способствует ликвидации малоэффективных мелких хозяйств.
Автообслуживающее предприятие является специализированным автотранспортным предприятием, выполняющим лишь производственные функции по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. К автообслуживающим предприятиям относятся станции технического обслуживания, гаражи-стоянки (гостиницы для автотуристов— мотели, лагери для автотуристов — кемпинги), автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции.
Станции технического обслуживания выполняют как отдельные работы, так и весь объем (по видам) технического обслуживания, ремонта автомобилей и снабжение их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами. По типу обслуживаемых автомобилей станции обслуживания подразделяют на грузовые, легковые и смешанные; по территориальному признаку — на городские, районные и дорожные.
Взаимоотношения с клиентурой на городских и районных станциях основаны на договорных обязательствах, а при разовых заездах работы оплачиваются по установленным тарифам. Производственную мощность станций обслуживания оценивают количеством прикрепленных на постоянное обслуживание автомобилей, суточной производственной программой по видам технического обслуживания и ремонта или числом рабочих постов.
1.19. Логистические системы предприятий автосервиса. Определение понятия логистика. Материальный поток. Логистическая операция. Информационные потоки в логистике. Этапы развития логистики. Функции логистики.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В АВТОСЕРВИСЕ Рассматриваются автосервисные услуги; методы формирования и регулирования рынка автосервисных услуг; логистическое обслуживание компаний системы автосервиса; развитие логистической системы на предприятиях автосервиса; оценка качест- ва логистического сервиса.
Автосервис – одна из наиболее динамичных и бы- стро развивающихся отраслей сферы услуг. В широком смысле рынок автосервисных услуг – это отношения между субъектами этого рынка: авто- владельцами и предприятиями системы автосервиса. С точки зрения взаимоотношений спроса и предложения под рынком автосервисных услуг следует понимать особый институциональный механизм, опосредующий отношения по поводу купли-продажи услуг, направ- ленных на поддержание работоспособности и восста- новления автомобиля в течение всего срока эксплуата- ции. Система автосервиса должна обеспечивать в преде- лах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и макси- мальный коэффициент технической готовности, а так- же минимальные затраты времени клиента на поддер- жание его работоспособности. Включение в систему автосервиса торговли запас- ными частями, материалами, новыми и комиссионны- ми автомобилями, ремонтными деталями, агрегатами и принадлежностями связано, во-первых, с необходимо- стью обязательной предпродажной подготовки автомо- биля, во-вторых, с целесообразностью организации при предприятии, оказывающем услуги, торговли сопутст- вующими товарами.
1. Обеспечение взаимного соответствия товарно- материальных и информационных потоков.
2. Отслеживание информации о материальных по- токах в структуре воспроизводственного цикла.
3. Оптимизация стратегии и технологии физическо- го перемещения материальных ресурсов в процессе обслуживания клиентов.
4. Определение необходимых объемов ресурсов.
5. Оптимизация материальных запасов в системе.
6. Максимально возможное сокращение времени хранения и транспортировки.
Первый этап: 1950-1960
Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.
Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он повествовал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И ϶ᴛᴏ все». В ϲʙᴏей статье он отмечает, что логистика будет последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.
На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.
Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Важно заметить, что одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.
Факторы развития логистики
На развитие логистики оказали влияние экономические факторы:
- В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Стоит сказать, для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
- Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения. Фирмам-изготовителям крайне важно соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр.
- Создание гибких производственных систем, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя;
- унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
- создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
- ускорение НТП, внедрение ЭВМ.
Функции логистики
Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные,, ключевые и поддерживающие
функции.
К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.
В качестве ключевых логистических функций специалисты выделяют следующие:
• поддержание стандартов обслуживания потребителей;
• управление закупками;
• транспортировку;
• управление запасами;
• управление процедурами заказов;
• управление производственными процедурами;
• ценообразование;
• физическое распределение и др.
2.17. Рулевое управление. Требования к рулевому управлению, классификация и применение. Основные технические параметры рулевого управления. Рулевые механизмы, рулевые приводы, рулевые усилители.
Общее устройство рулевого управления, несмотря на большое количество узлов и агрегатов, представляется достаточно простым и действенным. Логистичность и оптимальность конструкции и функционирования системы доказывается хотя бы тем, что за многолетнюю теорию и практику автомобилестроения рулевое управление не претерпело глобальных сущностных изменений. Изначально оно включает в себя три основные подсистемы:
1. рулевую колонку, предназначенную для передачи вращательного движения руля;
2. рулевой механизм — устройство, преобразующее вращательные движения руля в поступательные перемещения деталей привода;
3. рулевой привод, имеющий целью доведение управляющих функций до поворотных колес.
Требования к рулевому управлению!!
Рулевое управление — совокупность механизмов, служащих для поворота управляемых колес, обеспечивающее движение автомобиля в заданном направлении.
В той мере, в какой это практически осуществимо, и при условии наличия договоренности между заводом-изготовителем транспортного средства и органом, предоставляющим официальное утверждение типа, механизм рулевого управления и схема его установки должны быть спроектированы таким образом, чтобы, не прибегая к демонтажу, функционирование механизма рулевого управления можно было проверить, при необходимости, с помощью общедоступных измерительных приборов, методов или испытательного оборудования.
Необходимо, чтобы транспортное средство могло описывать по касательной кривую радиусом 50 м и чтобы при этом не было необычной вибрации механизма рулевого управления на следующих скоростях:
•для транспортных средств категорий М2, М3, N1, N2 и N3 ‑ 40 км/ч или максимальной конструктивной скорости, если она не превышает вышеприведенных значений.
При движении транспортного средства, управляемые колеса которого повернуты приблизительно на половину угла поворота на скорости не менее 10 км/ч, радиус поворота должен оставаться неизменным или увеличиваться при отпущенном рулевом управлении.
Для предотвращения виляния управляемых колес необходимо, чтобы зазор в рулевом управлении был минимальным. Допустимый зазор не должен превышать 10...15° свободного поворота рулевого колеса. При увеличении угла поворота рулевого колеса от нейтрального положения к крайним положениям зазор в зацеплении рулевого механизма должен постепенно увеличиваться и в конце составить 25...35° свободного поворота рулевого колеса. Это необходимо для предотвращения заклинивания (заедания) рулевого механизма после регулировки зацепления при изнашивании, которое обычно происходит в зоне, соответствующей небольшим углам поворота рулевого колеса.
Рулевой механизм.
Он обеспечивает поворот управляемых колес с небольшим усилием на рулевом колесе. Это может быть достигнуто за счет увеличения передаточного числа рулевого механизма. Однако передаточное число ограничено количеством оборотов рулевого колеса. Если выбрать передаточное число с количеством оборотов рулевого колеса больше 2-3, то существенно увеличивается время, требуемое на поворот автомобиля, а это недопустимо по условиям движения. Поэтому передаточное число в рулевых механизмах ограничивают в пределах 20-30, а для уменьшения усилия на рулевом колесе в рулевой механизм или привод встраивают усилитель.
Ограничение передаточного числа рулевого механизма также связано со свойством обратимости, т. е. способностью передавать обратное вращение через механизм на рулевое колесо. При больших передаточных числах увеличивается трение в зацеплениях механизма, свойство обратимости пропадает и самовозврат управляемых колес после поворота в прямолинейное положение оказывается невозможным.
Рулевые механизмы в зависимости от типа рулевой передачи разделяют на:
· червячные,
· винтовые,
· шестеренчатые.
Рулевой механизм с передачей типа червяк - ролик имеет в качестве ведущего звена червяк, закрепленный на рулевом валу, а ролик установлен на роликовом подшипнике на одном валу с сошкой. Чтобы сделать полное зацепление при большом угле поворота червяка, нарезку червяка выполняют по дуге окружности - глобоиде. Такой червяк называют глобоидным.
В винтовом механизме вращение винта, связанного с рулевым валом, передается гайке, которая заканчивается рейкой, зацепленной с зубчатым сектором, а сектор установлен на одном валу с сошкой. Такой рулевой механизм образован рулевой передачей типа винт-гайка-сектор.
В шестеренчатых рулевых механизмах рулевая передача образуется цилиндрическими или коническими шестернями, к ним же относят передачу типа шестерня-рейка. В последних цилиндрическая шестерня связана с рулевым валом, а рейка, зацепленная с зубьями шестерни, выполняет роль поперечной тяги. Реечные передачи и передачи типа червяк-ролик преимущественно применяют на легковых автомобилях, так как обеспечивают сравнительно небольшое передаточное число. Для грузовых автомобилей используют рулевые передачи типа червяк-сектор и винт-гайка-сектор, снабженные либо встроенными в механизм усилителями, либо усилителями, вынесенными в рулевой привод.
Рулевой привод.
Конструкции рулевого привода различаются расположением рычагов и тяг, составляющих рулевую трапецию, по отношению к передней оси. Если рулевая трапеция находится впереди передней оси, то такая конструкция рулевого привода называется передней рулевой трапецией, при заднем расположении - задней трапецией. Большое влияние на конструктивное исполнение и схему рулевой трапеции оказывает конструкция подвески передних колес.
При зависимой подвеске рулевой привод имеет более простую конструкцию, так как состоит из минимума деталей. Поперечная рулевая тяга в этом случае сделана цельной, а сошка качается в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Можно сделать привод и с сошкой, качающейся в плоскости, параллельной переднему мосту. Тогда продольная тяга будет отсутствовать, а усилие от сошки передается прямо на две поперечные тяги, связанные с цапфами колес.
При независимой подвеске передних колес схема рулевого привода конструктивно сложнее. В этом случае появляются дополнительные детали привода, которых нет в схеме с зависимой подвеской колес. Изменяется конструкция поперечной рулевой тяги. Она сделана расчлененной, состоящей из трех частей: основной поперечной тяги 4 и двух боковых тяг - левой 3 и правой 6. Для опоры основной тяги 4 служит маятниковый рычаг 5, который по форме и размерам соответствует сошке 1. Соединение боковых поперечных тяг с поворотными рычагами 2 цапф и с основной поперечной тягой выполнено с помощью шарниров, которые допускают независимые перемещения колес в вертикальной плоскости. Рассмотренная схема рулевого привода применяется главным образом на легковых автомобилях.
Рулевой привод, являясь частью рулевого управления автомобиля, обеспечивает не только возможность поворота управляемых колес, но и допускает колебания колес при наезде ими на неровности дороги. При этом детали привода получают относительные перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях и на повороте передают усилия, поворачивающие колеса. Соединение деталей при любой схеме привода производят с помощью шарниров шаровых либо цилиндрических.
Общие положения организация технологического процесса в СТО
Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологичной эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).
Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно-диагностические, разборочно-сварочные, слесарные, механические, сварочные, жестяницкие, окрасочные, электротехнические работы. Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.
Основная часть работ по ТО и ТР выполняется на 2 постах
производственного корпуса в зоне ТО и ТР автомобилей. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на участке диагностики, сварочные, жестяницкие, кузовные, шиномонтажные, вулканизационные, малярные на специализированных участках. Аккумуляторные работы проводятся в аккумуляторном участке и частично работы по ремонту оборудования.
Прозводственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса" рассматривает виды и типаж предприятий, организаций и служб сервиса по техническому обслуживанию и текущему ремонту автотранспортных средств. Порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения станций технического обслуживания и автотранспортных предприятий. Методики расчета производственной программы обслуживания. Технологическую планировку и компоновку производственных зон и участков, складских помещений и зон хранения автомобилей, требование к генеральному плану предприятия, оборудование для ремонта и обслуживания автотранспортных средств.Требования к предприятиям, производственным и другим помещениям по условиям безопасности производственной деятельности, ресурсосбережению, обеспечению экологичности.
Основными видами работ, выполняемыми при модернизации зданий и сооружений, являются:
– защита здания от шума и вибрации, переоборудование систем отопления, переустройство вентиляции, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления, установка приборов учета и регулирования тепла, холодного и горячего водоснабжения;
– устройство балконов, лоджий, веранд, террас, переустройство крыш;
– полная замена оконных и дверных блоков на изделия с теплотехническими характеристиками, отвечающими нормативным требованиям, и др.
К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется по проектам и сметам на отдельные объекты или виды работ, разрабатываемым на основе единого технико-экономического обоснования и в соответствии с планом повышения технико-экономического уровня отрасли (подотрасли), как правило, без расширения производственных площадей.
Целью технического перевооружения действующих предприятий является интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда и сокращения рабочих мест, снижения материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.
К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
Предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автоэксплуатационные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автоэксплуатационное предприятие (автохозяйство) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
Наиболее распространенным типом автотранспортного предприятия является автохозяйство с количеством автомобилей 200—400 единиц.
В последнее время создаются централизованные автотранспортные предприятия (автокомбинаты) на 700—1000 единиц подвижного состава. Автокомбинат состоит из основного автохозяйства и нескольких филиалов (на 150—200 единиц), расположенных на других территориях — в районе обслуживания перевозками. В основном автохозяйстве выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания (ТО-2) и текущий ремонт всего подвижного состава, а также все виды технического обслуживания, ремонт и хранение той части подвижного состава, которая базируется в основном автохозяйстве.
В филиалах производятся хранение подвижного состава, техническое обслуживание в объеме ЕО (или ЕО и ТО-1) и мелкий текущий ремонт.
Данный тип предприятий способствует ликвидации малоэффективных мелких хозяйств.
Автообслуживающее предприятие является специализированным автотранспортным предприятием, выполняющим лишь производственные функции по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. К автообслуживающим предприятиям относятся станции технического обслуживания, гаражи-стоянки (гостиницы для автотуристов— мотели, лагери для автотуристов — кемпинги), автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции.
Станции технического обслуживания выполняют как отдельные работы, так и весь объем (по видам) технического обслуживания, ремонта автомобилей и снабжение их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами. По типу обслуживаемых автомобилей станции обслуживания подразделяют на грузовые, легковые и смешанные; по территориальному признаку — на городские, районные и дорожные.
Взаимоотношения с клиентурой на городских и районных станциях основаны на договорных обязательствах, а при разовых заездах работы оплачиваются по установленным тарифам. Производственную мощность станций обслуживания оценивают количеством прикрепленных на постоянное обслуживание автомобилей, суточной производственной программой по видам технического обслуживания и ремонта или числом рабочих постов.
1.19. Логистические системы предприятий автосервиса. Определение понятия логистика. Материальный поток. Логистическая операция. Информационные потоки в логистике. Этапы развития логистики. Функции логистики.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В АВТОСЕРВИСЕ Рассматриваются автосервисные услуги; методы формирования и регулирования рынка автосервисных услуг; логистическое обслуживание компаний системы автосервиса; развитие логистической системы на предприятиях автосервиса; оценка качест- ва логистического сервиса.
Автосервис – одна из наиболее динамичных и бы- стро развивающихся отраслей сферы услуг. В широком смысле рынок автосервисных услуг – это отношения между субъектами этого рынка: авто- владельцами и предприятиями системы автосервиса. С точки зрения взаимоотношений спроса и предложения под рынком автосервисных услуг следует понимать особый институциональный механизм, опосредующий отношения по поводу купли-продажи услуг, направ- ленных на поддержание работоспособности и восста- новления автомобиля в течение всего срока эксплуата- ции. Система автосервиса должна обеспечивать в преде- лах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и макси- мальный коэффициент технической готовности, а так- же минимальные затраты времени клиента на поддер- жание его работоспособности. Включение в систему автосервиса торговли запас- ными частями, материалами, новыми и комиссионны- ми автомобилями, ремонтными деталями, агрегатами и принадлежностями связано, во-первых, с необходимо- стью обязательной предпродажной подготовки автомо- биля, во-вторых, с целесообразностью организации при предприятии, оказывающем услуги, торговли сопутст- вующими товарами.
1. Обеспечение взаимного соответствия товарно- материальных и информационных потоков.
2. Отслеживание информации о материальных по- токах в структуре воспроизводственного цикла.
3. Оптимизация стратегии и технологии физическо- го перемещения материальных ресурсов в процессе обслуживания клиентов.
4. Определение необходимых объемов ресурсов.
5. Оптимизация материальных запасов в системе.
6. Максимально возможное сокращение времени хранения и транспортировки.
Определение понятия логистики
В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г., дается такое определение логистики: «Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».
Обобщая все сказанное выше, можно предложить более краткое определение логистики.
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.
Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока.
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.