Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовая система.

Финансы - историческая категория, означающая документ, который подтверждает оплату долга.

Историческое понятие «финансы» прошло 2 этапа развития:

1. докапиталистическая формация (возникновение государств, выделение государственной казны, появление денежных отношений, возникновение фондов денежных средств);

2. капиталистическая формация (развитие товарно-денежных отношений и участие финансов в распределении национального дохода);

Финансы- система экономических отношений возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения, использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства.

Финансы- экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) и орудие контроля за финансовыми средствами.

ВВП (внутренний валовой продукт) - стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резндеитами данной страны за определенный период времени.

функции финансов:1. распределительная (т.е. распределение и перераспределение национального дохода между участниками производства,отраслями хозяйствования, регионами производства и непроизводственной сферы);2. фискальная (с помощью изъятия части доходов у одних экономических субъектов обеспечивающих жизнедеятельность других субъектов, которые не в состоянии получить такие доходы);3. стимулирующая функция государства (с помощью штрафов, льгот, налоговой ставки);4.учетно-контрольная;

Роль государства в финансовых отношениях: 1. обеспечение общей экономической стабильности и пропорционального развития экономики; 2. обеспечение разумной конкуренции на рынках;3. обеспечение социальной сбалансированности;

Финансовая система:I. Домохозяйства2. Централизованные финансы (госбюджет, специальные внебюджетные фонды, государственный кредит, государственные фонды имущества и личного страхования)3. Децентрализованные финансы (финансы коммерческих и не коммерческих организаций и предприятий)

41.Персонал предприятия: определение, категории. Методы управления персоналом предприятий.

Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:- методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника; - методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение; - методы убеждения, Т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека; - методы (административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

административные методы: осуществляют прямое воздействие на объе5кты управления персоналом и имеют обязательную силу для исполнения: а именно формирование структуры и органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации; делятся на две группы:

Административно-правовые - основаны на законодатёльных актах, постановлениях Правительства и министерств, положениях, регулирующих трудовую деятельность работников предприятий и организаций; Административно-командные - не учитывают ни экономические, ни правовые аспекты управления; действуют на принципах единоличия, административного подчинения работника руководителю;

Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими ОРf1Ulами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.

социально-психологические методы: направлены на защиту интересовтрудящихся, учеи «человеческого фактора» в управлении персоналом, а именно: социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).

экономико-математические: предусматривает использование современных средств электронной вычислительной техники в процессах управления персоналом. Имеют в настоящее время широкое распространение в отраслях народного хозяйства нашей страны и за рубежом, в том числе и на транспорте. Реализуются при создании автоматизированных информационно-справочных, информационно-советующих и информационно-поисковых систем, а также автоматизированных систем управления (подсистема АСУ «Кадры») и автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников кадровых служб.

вероятностные методы: находят достаточно широкое применение в процессах управления персоналом как на уровне выработки решений по различным управленческим ситуациям, так и для обработки кадровой информации по анализу, прогнозированию, планированию. Например, методы экспертных оценок, экстраполяции;

Специфические методы управления персоналом, например, методы обучения персоналом. В настоящее время они делятся на традиционные и новые (активные). Эффективности их применения определяются рациональным сочетанием методов и различными подходами, использованием современных методик и опыта в области подготовки кадров.

Наши рекомендации