Социально-экономическая сущность и функции финансов

Термин «финансы» возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность. Сначала он обо­значал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил ме­ждународное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и го­сударством по поводу образования государственных фондов денеж­ных средств. Это значит, что данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги высту­пали материальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в про­цессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями. В-третьих, в процессе этих от­ношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, созда­ния соответствующего фискального аппарата, или аппарата принуж­дения.

Но денежные отношения могут и не быть отношениями финан­совыми. К примеру, один гражданин дал деньги взаймы другому. В этом случае также возникают денежные отношения, но это не финансовые отношения, поскольку государство эти отно­шения не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях меж­ду гражданами и продавцами магазинов, т.е. об отношениях, возникающих в розничной торговле. И эти отношения по той же причине нельзя отнести к финансовым. Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения - это финансовые отношения.

Финансы представляют собой экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением, а также с использованием фондов и денежных средств для выполнения задач, поставленных государством и для создания условий расширенного воспроизводства в экономике.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных фондов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция выражается как процесс распределения валового внутреннего продукта (ВВП), являющегося источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим необходим контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Особенности и роль государственных и муниципальных финансов в социально - экономическом

Развитии страны

Государственные и муниципальные финансы выражают экономи­ческие отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития произ­водства и общественного сектора, организаций и учреждений бюд­жетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достиже­ние общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные финансы выполняют сле­дующие функции: распределительную; контрольную; стимулирующую; фискальную. Распределительная функция государственных финансов заключается в том, что через распределение и перераспреде­ление внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формули­руются источники финансирования общественного сектора экономи­ки, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фон­дов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Контрольная функция государственных фи­нансов заключается в реализации контроля рублем за реальным де­нежным оборотом, участником которого является государство, фор­мированием централизованных фондов денежных средств. Стимулирующая функция государственных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер об­щественной жизни через систему льгот и экономических программ. Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддержи­вать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осу­ществляется с помощью множества методов и приемов. К ним от­носятся инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.

В составе государственных финансов по уровню государствен­ного руководства экономикой и социальной сферой выделяются следующие звенья: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финан­сы государственных предприятии:

У финансов региональных органов власти существуют две функции. Это, во-первых, формирование денежных фондов регионального органа власти и, во-вторых, использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него населением и вышестоящим уровнем власти задач.

Звеньями региональных органов власти, являются: бюджет, внебюджетные фонды (если они все же образованы) органа власти, его структурных подразделений и бюджетных учреждений, а также финансы государственных (муниципальных) предприятий.

Муниципальные финансы имеют социально - экономическую сущность, идентичную общегосударственным финансам, и сущест­вуют не как параллельные, а соотносятся как часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют лишь более узкую сферу перераспределительных отношений. В связи с этим все основ­ные сущностные характеристики более общей категории «финансы» характерны и для муниципальных финансов, которые являются ча­стью финансовой системы государства. Это также касается и выпол­няемых муниципальными финансами функций. Муниципальные финансы вы­полняют следующие функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

«Теория организации»

Наши рекомендации