Определение необходимой ширины рельсовой колеи в кривых
Ширина рельсовой колеи определяется из условия вписывания тележек подвижного состава (жесткой базы) в кривые соответствующего радиуса.
Длиной жесткой базы L называется расстояние между крайними осями тележки или безтележечного экипажа, остающимися при движении взаимно параллельными.
В зависимости от соотношения размеров рельсовой колеи и сил, приложенных к жесткой базе экипажа, могут быть различные схемы вписывания экипажа в кривых.
При свободном вписывании наблюдается минимальное силовое взаимодействие ходовых частей подвижного состава и колеи, а, следовательно, имеют место минимальные износы рельсов и колес.
При заклиненном вписывании колесные пары жесткой базы тележек не имеют никакой поперечной свободы, вследствие чего создаются особо неблагоприятные условия взаимодействия подвижного состава и рельсовой колеи в кривой. Заклиненное вписывание в нормальных условиях эксплуатации не допускается.
Промежуточное положение жесткой базы тележки между заклиненным и свободным вписыванием характеризует принудительное вписывание, допускаемое в основном для локомотивов.
Мы будем определять оптимальную и минимальную необходимую ширину колеи в кривой радиусом R=300м.
Для ВЛ60
На рис.2.2 представлена схема такого вписывания для двухосной тележки с учетом разбегов 1 крайних осей.
Схема вписывания для двухосной тележки
Рисунок 2.2
Оптимальная ширина колеи, Sопт мм определяется по формуле
Sопт = q max + f H - 1 + 4,
где qmax– максимальная ширина колесной пары
fH– стрела изгиба наружного рельса, мм
4 – допуск на сужение колеи
Величина стрелы fHопределяется по формуле:
r – радиус колеса по кругу катания( r = 625 мм)
L – длина жесткой базы ( L = 3000 мм)
qmax = 1509 мм
b – расстояние от оси первой колесной пары до точки касания гребня колеса с рельсом, определяется по формуле
t = 10 мм
tg = tg 700 = 2.747
r = 625 мм
= 2900 мм
R = 300000 мм
S = 1520 мм
Получив b и fн можем вычислить Sопт:
S = 1509 + 12,13 – 1 + 4 = 1524,13 мм > 1520 мм
Sопт>Sнормативной, следовательно, требуется определить минимальную ширину колеи
За исходную примем схему заклиненного вписывания.
Рисунок 2.3. Схема заклиненного вписывания двухосной тележки в кривую
Расстояние от оси первой колёсной пары до точки касания гребня колеса с рельсом на кривой
Стрела изгиба наружной нити кривой
Стрела изгиба внутренней нити кривой
Сумма разбегов
Минимально допустимая ширина колеи
топринимается нормативная ширина колеи
Для ЧС7
Схема свободного вписывания тележки в кривую
Рисунок 2.4
λ = L = 2950мм;
r = 625 мм;
t = 10 мм;
τ = 70о;
R = 300000 мм;
S = 1520 мм.
qmax = 1509 мм.
Зная fн и bопределим оптимальную ширину колеи:
S=1509+12,55-0+4=1525.55>1520мм
В связи с тем, что требуемая ширина колеи для свободного вписывания электровоза ЧС7 получилась больше установленной ПТЭ для кривой радиусом 300 м, следует перейти к определению минимально допустимой ширины колеи.
Так как тележка ЧС7 не имеет поперечных разбегов, то в этом случае определится выражение
Smin = qmax+fH-fв+4+ [S]
Стрела изгиба внутренней нити кривой
Стрела изгиба наружной нити кривой определяется по формуле:
Где
Минимально допустимая ширина колеи:
Таким образом:требуемая минимально допустимая ширина рельсовой колеи в кривой радиусом R=300м, полученная расчетом для пропуская длиннобазного электровоза ЧС7, не противоречит требованиям ПТЭ:[S]=1520мм.
Принимаем: 1520 мм
Вписывание обеспечено