Ширина колеи в кривых. Проверка кривых по стрелам изгиба при хорде 20 м.

Выполнение работы.

Ширина колеи в прямых участках.

Нормальная ширина колеи в прямых участках и кривых радиусом 350 м и более между внутренними гранями головок рельсов должна быть 1520 мм. Величины отклонений не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, на участказ со скоростями 50 км/ч и менее допуски -4 мм, +10 мм. Следовательно, ширина колеи колеблется от 1530 мм до 1516 мм. Для того, чтобы исключить заклинивание колес подвижного состава в колее, при котором значительно увеличилось бы сопротивление движению поездов и мог произойти быстрый износ рельсов и гребней колес, между гребнями колес и рабочими гребнями головок рельсов имеются зазоры. При вилянии колесной пары в колее зазоры изменяются, но при одной и той же ширине колеи сумма их будет постоянной. Если гребень одного колеса прижмется к рельсу, весь зазор δ окажется между противоположным рельсом и гребнем другого колеса и будет равен

δ=S – K,

где δ – зазор между гребнями колес и боковыми гранями головок рельсов; S – ширина рельсовой колеи; K – ширина колесной пары.

Так как существуют нормальные, минимальные и максимальные значения ширины колеи S, насадки Т и колесной пары К, то соответственно существуют нормальные, максимальные и минимальные значения зазоров δ. Значения зазоров приведены в таблице.

Скорость движения поезда, км/ч Наименование колес Толщина гребня q+µ, мм Насадка Т, мм Ширина колесной пары К, мм Величина зазора δ, мм
До 140 Локомотивное 33/25 1443/1437 1509/1487 39/7
Вагонное 34/26 1443/1437 1511/1489 37/5
Более 140 Локомотивное 33/28 1443/1439 1509/1495 31/7
Вагонное 34/29 1443/1439 1511/1497 29/5

Из таблицы видно, что максимальный зазор для локомотивов 39 мм, а минимальный 7 мм. Для вагонов соответсвенно 29 и 5 мм. Чем больше зазор, тем больше влияние подвижного состава в прямых и тем сильнее боковые удары гребней при набегании на рельсы. При меньших зазорах движение происходит более плавно. Именно это определило нормальную ширину колеи 1520 мм (уменьшение на 4 мм по сравнеию с ранее существующей).

Верх головок рельсов обеих рельсовых нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой на всем протяжении прямого участка. При возвышении одной рельсовой нити на 6 мм, экипаж немного наклоняется и от этого наклона появится боковая сила, которая будет слегка прижимать колеса к пониженной нити и затруднять их виляние и движение подвижного состава будет более плавным.

Ширина колеи в кривых. Проверка кривых по стрелам изгиба при хорде 20 м.

Уширение рельсовой колеи в кривых делают для того, чтобы подвижной состав с длинной жесткой базой мог проходить по кривым без заклинивания колесных пар. Правила технической эксплуатации устанавливают ширину колеи в кривых участках пути

при радиусе

от 349 до 300 мм……………………………………………………….1530 мм

от 299 м и менее……………………………………………………….1535 мм

На участках железнодорожных линий, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер колеи – 1524 мм. При этом на более крутых кривых ширина колеи принимается:

при радиусе

от 650 до 450 м…………………………………………………………1530 мм

от 499 до 350 м…………………………………………………………1535 мм

от 349 м и менее………………………………………………………..1540 мм

Допуски на кривых участках так же, как на прямых, не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм. Ширина колеи менее 1512мм и более 1548 мм не допускается. Переход от уширенной колеи к нормальной делается в пределах переходной кривой с отводом 1 мм/м.

Вписывание подвижного состава в кривую может быть свободное, заклиненное и принудительное. Наиболее благоприятно для взаимодействия подвижного состава и пути свободное вписывание в кривую жесткой базы локомотива или вагона. При свободном вписывании гребень одного колеса передней оси прижат к наружной рельсовой нити и направляет движение экипажа,а гребень задней оси касается внутренней рельсовой нити и направляет движение экипажа,а гребень задней оси касается внутренней рельсовой нити, при этом задняя ось располагается по радиусу кривой. В этом случае жесткая база располагается в рельсовой колее совершенно свободно.

Наиболее неблагоприятным является заклиненное вписывание, при котором наружные колёса упираются гребнями в наружную рельсовую нить, а внутренние колёса упираются во внутреннюю рельсовую нить. Заклиненное вписывание не допускают,так как оно сопровождается значительным увеличением сопротивления движению поездов, чрезмерным износом гребней колёс и рельсов. Вписывание, занимающее промежуточное положение между свободным и заклиненным вписыванием, называют принудительным.

Наши рекомендации