Определение оптимальной ширины колеи

За расчетную схему определения оптимальной ширины колеи принимают схему свободного вписывания, при которой железнодорожный экипаж своим наружным колесом передней оси жесткой базы прижимается к наружному рельсу кривой, а задняя ось жесткой базы занимает радиальное положение. При этом центр вращения экипажа находится на пересечении радиуса с продольной геометрической осью экипажа.

Положение экипажа (тележки) с двухосной жесткой базой без поперечных разбегов осей колесных пар показано на рис. 3.1, а при наличии поперечных разбегов - на рис. 3.2. Схема свободного вписывания в кривую экипажа с трехосной жесткой базой приведена на рис. 3.3.

Определение оптимальной ширины колеи - student2.ru

Рис. 3.1. Схема для определения оптимальной ширины колеи при свободном вписывании двухосной жесткой базы без поперечных разбегов осей

Определение оптимальной ширины колеи - student2.ru

Рис. 3.2. Схема для определения оптимальной ширины колеи при свободном вписывании двухосной жесткой базы с поперечными разбегами осей

Определение оптимальной ширины колеи - student2.ru

Рис. 3.3. Схема для определения оптимальной ширины колеи при свободном вписывании трехосной жесткой базы с поперечными разбегами осей

Из приведенных схем видно, что искомая ширина колеи

Sопт = qmax + fн - ζ + 4, (3.1)

где qmax - максимальный размер колесной колеи,

qmax = Tmax + 2dmax + 2μ; (3.2)

Т - насадка колес; согласно ПТЭ, Т = 1440 6 З мм, ее максимальное значение Тmax = 1443 мм;

d - толщина гребня бандажа, dmax = 33 мм;

μ - утолщение гребня бандажа в сечении, расположенном выше расчетной плоскости; для вагонных колес μ = 1 мм, для локомотивных μ = 0;

fн - стрела изгиба наружной рельсовой нити, измеренная от хорды АВ; определяется по формуле

Определение оптимальной ширины колеи - student2.ru , (3.3)

где μ - расстояние от геометрической оси первой колесной пары до центра вращения экипажа;

R - радиус кривой по оси пути;

b - расстояние в плане от геометрической оси колесной пары до точки касания гребнем колеса головки рельса,

Определение оптимальной ширины колеи - student2.ru , (3.4)

где r - радиус колеса по кругу катания;

τ - угол наклона гребня колеса к горизонту; для вагонов τ = 60°, для локомотивов τ = 70°;

ζ - геометрическая величина (рис. 3.2, 3.3), которая возникает при вписывании как двухосных, так и трехосных экипажей с поперечными разбегами осей и которая в зависимости от величины ∑η и соотношения между ∑η и fв может принимать различные значения.

Здесь ∑η - сумма поперечных разбегов осей экипажа, влияющих на вписывание; так, при свободном вписывании двухосной жесткой базы в эту сумму должны входить поперечные разбеги каждой оси; при свободном вписывании трехосной жесткой базы — только разбеги крайних осей. В этом случае формула 3.1 справедлива лишь при условии, что поперечный разбег средней оси не менее разбегов крайних осей, т. е. η1≤η2≥η3. В современных локомотивах это условие выполняется; поперечные разбеги различных осей колеблются в пределах от 0 до 22 мм и даже более и являются паспортными характеристиками экипажей; fв - стрела изгиба внутренней рельсовой нити, измеренная от хорды A1B1; определяется по формуле

Определение оптимальной ширины колеи - student2.ru . (3.5)

Это выражение отличается от формулы (3.3) лишь знаком перед величиной b.

Величина ζ может принимать следующие значения:

а) если ∑η = 0, то ζ = 0, т. е. вписывание происходит при отсутствии поперечных разбегов (рис, 3.1; рис. 3.3);

б) если ∑η < fв, то ζ = ∑η, т.е. в формулу (3.1) вместо ζ подставляется численное значение суммы поперечных разбегов; при этом внутренний гребень колеса передней оси еще не касается внутреннего рельса. В этом случае выражение (3.1) примет вид

Sопт = qmax + fн - ∑η +4;

в) если ∑η > fв, то ζ = fв, т. е. значению стрелы изгиба внутреннего рельса, при этом внутренний гребень колеса пе­редней оси будет касаться внутреннего рельса кривой:

Sопт = qmax + fн - fв +4;

Цифра 4 в формуле (3.1) представляет собой допуск на сужение колеи в миллиметрах.

При определении оптимальной ширины колеи возможны следующие случаи:

1) если Sопт ≤ SПТЭ, то вписывание в условиях оптималь­ной ширины колеи обеспечено;

2) если Sопт > SПТЭ, то свободное вписывание в этих условиях не обеспечено; следует перейти к определению ми­нимально допустимой ширины колеи.

По заданию расчет оптимальной и минимально допустимой колеи в кривых выполняется для локомотива ВЛ60. Его технические характеристики:

Наши рекомендации