Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей.
Для оценки принятых проектных решений и эффективности мероприятий по улучшению геометрических элементов дорог и безопасности движения в качестве критерия принимают скорость. Разработаны различные методы расчета скоростей одиночных автомобилей. Эти методы дают возможность рассчитать теоретически максимальные скорости движения одиночного автомобиля в любой точке профиля криволинейного очертания. Общий вид уравнения движения автомобиля по вертикальной кривой:
где А и В – коэффициенты, получаемые при аппроксимации вращающегося момента двигателя;
v – скорость движения автомобиля, м/с;
G – вес автомобиля, Н;
ω – лобовая площадь автомобиля;
k – коэффициент сопротивления воздуха;
f – коэффициент сопротивления качению;
i – продольный уклон дороги;
δ – коэффициент, учитывающий влияние вращающихся частей автомобиля;
g – ускорение свободного падения;
dv/dt – ускорение автомобиля.
Недостаток этих методов – невозможность расчета скоростей на спуске. Последние разработки позволяют получить более точные значения скоростей на вертикальных кривых и кривых в плане.
Максимально возможная скорость на кривых в плане:
где R – радиус кривой в плане, м;
iв – поперечный уклон виража, о/оо;
γ2φ2– используемая доля коэффициента поперечного сцепления.
Максимальная скорость на вогнутых вертикальных кривых:
где а – центробежное ускорение (0,5 – 0,7 м/с2).
Скорость движения на выпуклых вертикальных кривых определяется с учетом среднего уклона отдельных участков ломаной, которой заменяют вертикальную выпуклую кривую. Скорость в конце участка равна:
где vн – скорость в начале участка, м/с;
Lр – длина участка ломаной, м;
D – средний динамический фактор для интервала скоростей, Н/Н;
Pf– сопротивление качению;
iср – средний уклон на участке в долях единицы.
Средняя скорость движения на дороге определяется по средним скоростям на отдельных ее элементах:
,
где ΣS´ – длина всей дороги;
v´ср – средняя скорость по отдельным элементам.
Минимальное время движения при максимальной скорости равно:tmin = ΣS´/ vср.
Для более точного определения скоростей было предложено учитывать степень открытия дроссельной заслонки (в %):Рдр = 0,2 + 16,0ψ – 83,0ψ2,
где ψ – суммарное дорожное сопротивление (ψ = f + i).
Значения скоростей следует проверять по формулам расчета предельно допустимых скоростей на кривых в плане:
,
где μ – коэффициент поперечной силы;
iп – поперечный уклон в долях единицы.
На кривых в плане при ограниченной видимости:
где S – расстояние видимости, м;
φ – коэффициент продольного сцепления;
i – продольный уклон в долях единицы;
Кэ – коэффициент эксплуатационных условий торможения (1,45 – для легковых и 1,8 – для грузовых автомобилей).
На подъемах с уклоном до 20о/оо, заканчивающихся горизонтальным участком:
На выпуклом переломе с сопрягающимися уклонами i1 и i2:
где l0 –зазор безопасности.
Кроме этого необходимо учитывать психико-физиологическое воздействие на водителя дорожных условий. Для этого был рекомендован коэффициенты τз, учитывающие восприятие водителями дорожных условий:
Условия движения | Значение τз |
Конец спуска (уклона >30о/оо) с последующим подъемом Горизонтальная кривая с R≥1000 м Малый мост Большой ( средний) мост | 1,2 0,8 0,85 0,7 |
Для получения графика скоростей, близкого к фактическому, расчет необходимо вести с учетом переменной степени открытия дроссельной заслонки в зависимости от дорожных условий, а затем полученную расчетом скорость умножить на коэффициенты психологического восприятия водителями дорожных условий, т.е.
vф = τзvдоп.