Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей.

Для оценки принятых проектных решений и эффективности мероприятий по улучшению геометрических элементов дорог и безопасности движения в качестве критерия принимают скорость. Разработаны различные методы расчета скоростей одиночных автомобилей. Эти методы дают возможность рассчитать теоретически максимальные скорости движения одиночного автомобиля в любой точке профиля криволинейного очертания. Общий вид уравнения движения автомобиля по вертикальной кривой:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

где А и В – коэффициенты, получаемые при аппроксимации вращающегося момента двигателя;

v – скорость движения автомобиля, м/с;

G – вес автомобиля, Н;

ω – лобовая площадь автомобиля;

k – коэффициент сопротивления воздуха;

f – коэффициент сопротивления качению;

i – продольный уклон дороги;

δ – коэффициент, учитывающий влияние вращающихся частей автомобиля;

g – ускорение свободного падения;

dv/dt – ускорение автомобиля.

Недостаток этих методов – невозможность расчета скоростей на спуске. Последние разработки позволяют получить более точные значения скоростей на вертикальных кривых и кривых в плане.

Максимально возможная скорость на кривых в плане:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

где R – радиус кривой в плане, м;

iв – поперечный уклон виража, о/оо;

γ2φ2– используемая доля коэффициента поперечного сцепления.

Максимальная скорость на вогнутых вертикальных кривых:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

где а – центробежное ускорение (0,5 – 0,7 м/с2).

Скорость движения на выпуклых вертикальных кривых определяется с учетом среднего уклона отдельных участков ломаной, которой заменяют вертикальную выпуклую кривую. Скорость в конце участка равна:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

где vн – скорость в начале участка, м/с;

Lр – длина участка ломаной, м;

D – средний динамический фактор для интервала скоростей, Н/Н;

Pf– сопротивление качению;

iср – средний уклон на участке в долях единицы.

Средняя скорость движения на дороге определяется по средним скоростям на отдельных ее элементах:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru ,

где ΣS´ – длина всей дороги;

ср – средняя скорость по отдельным элементам.

Минимальное время движения при максимальной скорости равно:tmin = ΣS´/ vср.

Для более точного определения скоростей было предложено учитывать степень открытия дроссельной заслонки (в %):Рдр = 0,2 + 16,0ψ – 83,0ψ2,

где ψ – суммарное дорожное сопротивление (ψ = f + i).

Значения скоростей следует проверять по формулам расчета предельно допустимых скоростей на кривых в плане:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru ,

где μ – коэффициент поперечной силы;

iп – поперечный уклон в долях единицы.

На кривых в плане при ограниченной видимости:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

где S – расстояние видимости, м;

φ – коэффициент продольного сцепления;

i – продольный уклон в долях единицы;

Кэ – коэффициент эксплуатационных условий торможения (1,45 – для легковых и 1,8 – для грузовых автомобилей).

На подъемах с уклоном до 20о/оо, заканчивающихся горизонтальным участком:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

На выпуклом переломе с сопрягающимися уклонами i1 и i2:

Расчет характеристик движения транспортных потоков. Скорости движения одиночных автомобилей. - student2.ru

где l0 –зазор безопасности.

Кроме этого необходимо учитывать психико-физиологическое воздействие на водителя дорожных условий. Для этого был рекомендован коэффициенты τз, учитывающие восприятие водителями дорожных условий:

Условия движения Значение τз
Конец спуска (уклона >30о/оо) с последующим подъемом Горизонтальная кривая с R≥1000 м Малый мост Большой ( средний) мост 1,2 0,8 0,85 0,7

Для получения графика скоростей, близкого к фактическому, расчет необходимо вести с учетом переменной степени открытия дроссельной заслонки в зависимости от дорожных условий, а затем полученную расчетом скорость умножить на коэффициенты психологического восприятия водителями дорожных условий, т.е.

vф = τзvдоп.


Наши рекомендации