Скорость движения транспортных потоков
В условиях высокой интенсивности движения большое значение приобретает оценка транспортно-эксплуатационных качеств дорог с позиций пропуска транспортных потоков.
Расчет скоростей движения транспортных потоков позволяет решать важные технико-экономические задачи, вопросы выбора средств и методов организации дорожного движения. Для оценки скорости движения транспортного потока можно использовать корреляционные уравнения, описанные в подразд. 4.2, 4.3. При этом средняя скорость движения транспортного потока на отдельном элементе дороги при 0,01 < z < 0,85
(6.12)
где v - коэффициент, учитывающий средневзвешенное влияние состояния дорожного покрытия на скорость движения потока в зависимости от природно-климатических условий; - коэффициент, учитывающий влияние геометрических элементов дороги, состава транспортного потока и средств организации дорожного движения;
υ0 - средняя скорость свободного движения однородного потока, состоящего из легковых автомобилей, на прямолинейном горизонтальном участке дороги с шириной проезжей части 7,5 м, краевыми полосами по 0,75 м и укрепленными обочинами шириной 3,5 м, υ0 = 70 км/ч; αл - коэффициент, учитывающий долю легковых автомобилей в составе транспортного потока; kα - коэффициент, учитывающий наличие дорожной разметки (табл. 6.1); N - интенсивность движения, авт./ч.
Таблица 6.1
Наличие разметки | Коэффициент психологического восприятия водителями дорожных условий τ3 при ширине проезжей части, м | kα | ||||
7,5 | 10,5 | |||||
Без разметки | 0,7 | 0,9 | 1,05 | 1,1 | ||
Краевая разметка | 0,64 | 0,87 | 0,98 | 1,08 | 1,15 | 0,82 |
Осевая прерывистая разметка | 0,68 | 0,89 | 1,05 | 1,1 | 0,76 | |
Осевая прерывистая в сочетании с краевой разметкой | 0,55 | 0,74 | 0,74 | 1,08 | 1,15 | 0,7 |
Сплошная разделительная линия | 0,59 | 0,75 | 0,75 | 1,04 | 1,1 | 0,62 |
Коэффициент v определяют следующим образом:
(6.13)
где m1, m2, m3, m4 - число дней эксплуатации соответственно при гололеде, влажном дорожном покрытии, снежном покрове на проезжей части и сухом дорожном покрытии
(определяют по климатическим справочникам); g1, g2, g3, g4 - коэффициент снижения скорости движения соответственно при гололеде (g1 = 0,45), влажном дорожном покрытии (g2 = 0,85), снежном покрове (g3 = 0,8) и сухом состоянии проезжей части (g4 = 1).
Коэффициент определяют по формуле
(6.14)
где τ1 - коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона; τ2 - коэффициент, учитывающий влияние состава транспортного потока на скорость свободного движения; τ3 - коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий и средств организации дорожного движения на скорости свободно движущихся автомобилей.
Значения коэффициента τ1 в зависимости от величины уклона следующие:
Уклон, ‰……………………………….…..0 20 30 40 50 60 70 80
τ1………………………………………………...…………….1 0,92 0,84 0,76 0,68 0,56 0,45 0,34
Значения коэффициента τ2 для разного состава потока следующие:
Доля легковых автомобилей в потоке, % ………….100 70 50 40 20 10 0
τ2…………………………………………………………………………….1 0,9 0,8 0,78 0,75 0,67 0,62
Расчетные значения коэффициента τ3 для разных сочетаний дорожных элементов при использовании средств организации дорожного движения таких, как разметка, необходимо несколько корректировать в соответствии с данными табл. 6.1.
Значения коэффициента αл, установленные по результатам обработки экспериментальных исследований, принимают для практических расчетов следующими:
Доля легковых
автомобилей
в потоке, %.................................................0 10 20 40 50 70 100
αл…………………………………..…….0,02 0,018 0,016 0,013 0,012 0,01 0,007
На величину коэффициента αл оказывают также влияние продольные уклоны и их протяженность (табл. 6.2), кривые в плане:
Радиусы кривых
в плане, м………………………………………..Менее 150 200 300 400 500 Более 600
Поправочные
коэффициенты
к значению αл……………………………………….1,2 1,15 1,11 1,1 1,02 1
Для оценки средней скорости быстродвижущихся автомобилей транспортного потока рекомендуется использовать выражение
(6.15)
при этом ; 0,01 < z < 0,85,
где τ1б - коэффициент, учитывающий влияние подъемов; τ2б - коэффициент, учитывающий влияние состава транспортного потока; αб - коэффициент, зависящий от состава транспортного потока.
Значения коэффициента τ1б в зависимости от величины уклона следующие:
Уклон, ‰……………………………..…….……0 20 40 60 80 100
τ1б…………………………………………………………………….1 1 0,95 0,92 0,85 0,75
Значения коэффициента τ2б в зависимости от состава движения следующие:
Доля легковых автомобилей
в потоке, % ………………………………………………….100 70 50 40 20 10
τ2б………………………………………………………………1 0,99 0,95 0,9 0,8 0,75
Таблица 6.2
Длина подъема, м | Поправочные коэффициенты к значению αл при уклоне, ‰ | |||
Менее 200 | 1,1 | 1,15 | 1,21 | 1,3 |
1,11 | 1,2 | 1,25 | 1,32 | |
1,19 | 1,25 | 1,3 | 1,36 | |
Более 800 | 1,22 | 1,32 | 1,38 | 1,45 |
Значения коэффициента αб в зависимости от состава движения следующие:
Доля легковых автомобилей
в потоке, % ……………………………………………...10 20 50 60 80
αб………………………………………………………..0,032 0,03 0,027 0,023 0,019
Приведенный расчетный метод эффективен для решения полного комплекса задач, требующих оценки скоростей движения транспортных потоков по участкам с меняющимися дорожными условиями, т.е. для решения задач технико-экономического проектирования дорог и организации дорожного движения.
В соответствии с ОДН 218.0.006 - 2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог» определение средней скорости движения транспортного потока производится в следующей последовательности.
На каждом характерном участке дороги (на протяжении которого основные элементы, параметры и характеристики дороги остаются неизменными) определяют значение фактически обеспеченной максимальной скорости движения, км/ч:
(6.16)
где - комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги, который определяют по линейному графику оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Снижение скорости при изменении интенсивности движения и состава транспортного потока
Δυ= 120ΔKр.с, (6.17)
где ΔKр.с - снижение коэффициента обеспеченности расчетной скорости движения при изменении интенсивности движения и состава транспортного потока (см. табл. 10.16, 10.17).
Средняя скорость транспортного потока на каждом характерном участке дороги
(6.18)
где t - функция доверительной вероятности, для доверительной вероятности 85 % t = 1,04; συ- среднее квадратическое отклонение скорости движения транспортного потока, км/ч.
Значения tσυ для двух- и многополосных дорог приведены в табл. 6.3 и 6.4.
Таблица 6.3
υф max, КМ/Ч | tσυ, км/ч, для двухполосных дорог при доле грузовых автомобилей и автобусов | ||||
0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
4,3 | 3,8 | 3,7 | |||
4,6 | 4,5 | 4,2 | 4,1 | ||
6,1 | 5,3 | 5,1 | 4,8 | 4,6 | |
7,5 | 6,2 | 5,5 | 5,2 | ||
9,2 | 7,3 | 6,4 | 6,0 | ||
11,3 | 8,7 | 8,2 | 7,5 | ||
13,6 | 10,3 | 9,6 | 8,8 | 8,1 | |
16,3 | 12,1 | 11,2 | 10,2 | ||
19,2 | 11,8 | 10,7 | |||
22,5 | 16,2 | 13,5 | 12,2 | ||
26,1 | 18,6 | 17,1 | 15,4 | 13,9 | |
21,2 | 19,4 | 17,5 | 15,7 |
Таблица 6.4
υф max, КМ/Ч | tσυ, км/ч, для многополосных дорог в зависимости от местоположения полос движения | ||
правая крайняя | средние | левая крайняя | |
1,6 | 1,5 | 1,4 | |
1,7 | 1,6 | 1,5 | |
2,5 | 1,7 | 1,6 | |
3,2 | 2,5 | 1,8 | |
4,6 | 3,3 | 2,6 | |
6,5 | 4,1 | 3,3 | |
8,2 | 5,9 | 4,3 | |
9,9 | 7,7 | 5,7 | |
12,3 | 9,8 | ||
14,8 | 11,5 | 8,8 | |
17,9 | 13,6 | 10,5 | |
20,5 | 16,4 | 12,3 | |
23,1 | 18,7 | 13,3 | |
26,2 | 21,3 | 15,6 |
Средневзвешенная скорость транспортного потока по всей дороге, км/ч:
(6.19)
где υпi - средняя скорость транспортного потока на каждом характерном участке дороги, км/ч; li - протяженность каждого характерного участка дороги, км; п - число характерных участков; L - длина дороги, км.
Средняя скорость легковых автомобилей транспортного потока
(6.20)
Средняя скорость грузовых автомобилей транспортного потока